Русская линия
НГ-Религии Надежда Муравьева08.03.2007 

Жены-мироносицы наших дней

В середине февраля в Братиславе прошла представительная Международная конференция «Роль женщины в современном мире: православный подход». Она была организована Международным фондом единства православных народов и Автокефальной Поместной Православной Церковью Чешских земель и Словакии с участием членов Межпарламентской Ассамблеи православия (МАП), политических и религиозных деятелей, ученых и публицистов из 22 стран мира.

Конференция открылась вступительным словом президента Фонда единства православных народов профессора Валерия Алексеева. В нем он, в частности, огласил приветствие Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Также прозвучали приветствия и послания участникам конференции, сделанные от имени президента Словацкой Республики Ивана Гашпаровича, Патриарха Сербского Павла, Патриарха Антиохии и всего Востока Игнатия IV, Митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия и других официальных лиц.

Речь шла в первую очередь о животрепещущей проблеме: роли женщины в современном обществе. Выступавшие много говорили об исторических предпосылках взгляда на женщину, в основном в контексте христианского учения.

Участники конференции, среди которых были представители эстонской, литовской, болгарской и греческой Церквей, говорили о том, как изменился взгляд на женщин с принятием миром христианства. Много было говорено и о «неблаговидной роли женщины и ее страшном участии в первородном грехе», но также и о том, что Господь выбирает «сосудом Своего воплощения именно женщину», что, по мнению участников конференции, «достаточно свидетельствует о Его прощении». Вообще о Богородице как идеальной женщине и образце для подражания было сказано весьма много.

Профессор Константинос Нихоритис из Греции сделал небольшой исторический анализ, подчеркнув, что «даже в древних Афинах, центре философии и демократии, женщина и в классическую эпоху считалась по своей природе ниже мужчины, а в римском обществе женщины были несвободны в правовом отношении и считались существами, не обладающими логическим мышлением». После анализа прискорбных исторических фактов, отражающих дискриминацию женщины в различных дохристианских обществах, докладчик указал на то, что Христос возвел женщину на небывалые высоты, однако в нынешнем обществе она «не пожелала оставаться на высоте… и снова начала путь вниз».

В этом мнение докладчика совпало с большинством изложенных на конференции мнений. Они сводились в основном к тому, что современная женщина «утрачивает свое самое драгоценное украшение, каковым является уважение, скромность и достоинство». Нынешнее общество и его законы заставляют женщину во что бы то ни стало выжить, именно поэтому в этой борьбе она теряет присущие ей от природы замечательные качества. С точки же зрения православной традиции женщина «находит себе женское дело» прежде всего в семье, материнстве, соблюдении «законов естества». В этой парадигме женщина-священник — явление абсолютно невозможное и даже, по мнению многих, кощунственное.

На этом фоне особенно смело прозвучал доклад члена Сейма Литовской Республики Владимира Орехова. Он заявил: «Я думаю, на этой конференции должна быть затронута тема роли женщины в социуме и Православной Церкви, возможность восстановления женского диаконства и даже рукоположения женщин во священники.

Хотелось, чтобы мы отнеслись к этим вопросам с пониманием, не отбрасывали их, ссылаясь на предание, антропологию и литургический символизм. Мы должны признать и отдать дань женской половине нашего общества за их вклад в борьбу за Царствие Христово, за смиренность, милосердие и человеколюбие».

Далее Владимир Орехов отметил, что дискриминация женщин в обществе по-прежнему сильна. Особенно заметна она в сфере труда. Так, «в Литве, по статистике, зарплаты мужчин в 1,4 раза выше зарплаты женщин. Очень мало женщин занимают ведущие посты. Дискриминации подвергаются молодые женщины, а также вернувшиеся из декретного отпуска… Это свидетельствует о существовании стереотипа о преобладании мужчин над женщинами, недооценки женского труда».

Но, пожалуй, самым значимым из того, что заявил Владимир Орехов, было следующее: «Если Бог наделил женщину даром пророчества, проницательности, дал ей большие способности, почему бы нам не пересмотреть свои позиции относительно того, что женщины могут быть чтецами, нести слово Божие, проповедовать, принимать исповедь. Мы не вправе запретить женщинам в полной мере служить Богу наравне с мужчинами…»

Призывы Владимира Орехова пересмотреть традиционно устоявшиеся взгляды Православной Церкви на роль женщины и «не запихивать женщин руками и ногами в то семейное устройство, которое было приспособлено к нуждам Средних веков», вызвали оживленную дискуссию собравшихся.

Из докладов, сделанных в последний день конференции, стоит отметить доклад профессора философии Ливанского университета, учредителя Ливано-Российского дома Сухейля Фараха «Женщины в научной сфере». Он отметил, что приходится признать существование стереотипа женщины «как существа иррационального, слабого, безынициативного и, следовательно, неконкурентоспособного». В то же время веяния в обществе постепенно меняются: «В течение истории не раз появлялись сильные и талантливые люди, представители обоих полов, которые твердо стояли против всякого вида стереотипов и несправедливых взглядов». Докладчик упомянул, какой вклад в науку внесли нобелевские лауреаты Мари Кюри, Мария Жубер Мейр, Розалин Ялло, Рита-Леви Монталсини и другие.

Что же касается религиозной составляющей взгляда на женщину, то здесь мы зачастую сталкиваемся с несправедливостью и «мужским взглядом» на вещи. Но «те, которым дан открытый ум, высокая культура и светлая душа, всегда ищут в религиозных учениях те тексты, которые поднимают авторитет женщины в обществе».

Безусловно, конференция прошла в высшей степени успешно. Животрепещущая тема роли женщины в современном мире и Церкви не осталась без внимания политических, религиозных и общественных деятелей.

http://religion.ng.ru/style/2007−03−07/8_postscriptum.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru