Prokimen.Ru | Архимандрит Иоанн (Экономцев) | 08.03.2007 |
В древней Церкви катехизацией или оглашением называлось приведение язычников к христианской вере и подготовка к принятию в Церковь через крещение. В настоящее время и некрещеные и многие так или иначе крещенные люди, нуждаются в воцерковлении, а, следовательно, в просвещении и катехизации.
Бурный рост численности воскресных школ приходится на 90-е годы. Именно в это время Православная Церковь вступила в пору восстановления своего духовного влияния на жизнь Российского общества.
В первое десятилетие восстановления порушенных традиций православного образования воскресные школы сыграли важную роль катализаторов духовного подъема среди населения, просвещая и заряжая православную молодежь идеей благодатного, ревностного служения Богу и Церкви. Горячее исповедание Христа и эмоционально-окрашенные призывы к покаянию и спасению, совершаемые педагогами-катехизаторами воскресных школ «первого призыва», выполнили свою миссию и развернули общественное сознание в сторону приятия православной веры и православной церковности.
Множество людей стало посещать православные храмы. Постепенно начала расширяться и распространяться по епархиям практика создания воскресных школ. Это не могло не радовать, но и подводило к мысли о необходимости начала нового этапа работы. Как показывает опыт, теперь уже приводит людей к Богу не столько энтузиазм или душевный порыв, и не простое желание «побольше узнать о жизни Церкви» или «полюбоваться благолепием храма», сколько столкновение с труднейшими проблемами повседневной жизни, которые ждут своего разрешения. Накопленные страдания человеческой души приводят ее к переживанию острого кризиса, к потребности «излить свою душу» и получить в Церкви деятельную помощь и поддержку.
Можно утверждать, что православное образование получило сегодня в России гражданские права. Церковно-приходские воскресные школы, православные гимназии, Православный институт и Богословский университет, множество различных лекториев, семинаров, кружков — вот далеко не полный перечень подразделений сегодняшней православной школы. Структура создана и функционирует, хотя процесс ее формирования в ее теоретической и в методической части все еще находится в стадии становления.
В этом году при нашем Отделе создана рабочая группа, которая готовит общецерковный документ «Задачи, принципы и формы организации катехизической деятельности в Русской Православной церкви». Этот документ должен помочь внести системность в усилия действующих центров православного просвещения.
В своем докладе на II съезде миссионеров Русской Православной Церкви Его Святейшество Патриарх Алексий определил воцерковление различных слоев общества и особенно молодежи главной миссионерской задачей в XXI веке: «Сегодня нам надо решить главный вопрос — как воцерковлять наш народ, как дать его естественным религиозным исканиям православное основание. Как правило, мы имеем дело с крещеными, но не просвещенными людьми, а это очень опасное и соблазнительное состояние души, когда человек всей жизнью и пристрастиями находится в объятиях мира, но при этом себя считает православным христианином». Призыв Святейшего Патриарха остается актуальным и в наши дни.
— О. Иоанн, что Вы можете сказать о современной ситуации с катехизацией в России?
— Нельзя идеализировать прошлое, просто вздыхать о нем. Именно потому, что в нашем прошлом было так много чисто внешнего благочестия, часто неискреннего, лицемерного, ненастоящего. Мы не можем просто мечтать о возрождении древнерусского благочестивого строя жизни, о неиспорченной природе доиндустриального периода, о крепкой нерушимой семейной жизни (в которой бывали страшные пороки). С нас спросится и спрашивается, как мы живем сейчас, в условиях современной жизни, как мы, церковные люди, отвечаем на нужды, запросы и трудности молодого поколения, на его потребность в духовном воспитании теперь, в наше время, в наших условиях.
Сегодняшнее «миссионерское поле» характеризуется сложными процессами общечеловеческого развития и новыми соотношениями в религиозной палитре мира. Настала пора серьезных богословских, социологических исследований, которые могли бы нам помочь в миссионерской работе.
Общество сейчас находится в идеологическом плену. Сегодня это плен у секулярного западного мышления, у достижений научно-технического прогресса, у культа тотальных наслаждений. Понимание этого не означает опускать руки и унывать, — это означает действовать с учетом уже имеющейся ситуации.
Надо признать, что мы можем потерять для Церкви поколение современных детей. Во многом это будет наша вина. Некоторые наши современники уходят из Церкви, предпочитая христианству те самые ценности, над развенчанием которых так долго и так много трудились батюшки и педагоги. Именно наша неумелая помощь в воцерковлении часто становится для человека главным препятствием ко вхождению в Церковь, главным основанием для того, чтобы мнить христианство, эту великую жизнерадостную и жизнеутверждающую силу, жесткой догмой, лишенной жизни и радости.
Очень точно об этом говорил ныне покойный о. Борис Ничипоров: «В церковной среде стало неписанным правилом публично клеймить все антихристианские проявления. По этой ревности даже судят о „церковности“ и „духовности“ православного. Редкая книга, редкая газетная статья, редкая проповедь обходится без критики безбожного современного мира и сетования на трудности жизни в нем. Возникла своеобразная православная мода на разоблачение язв и пороков общества. Но что же предложили мы, православные, этому самому обществу, и детям в частности, за почти что 15 лет легальной церковной деятельности? Какую альтернативу нашли мы той потребительской философии, которая с шиком и блеском подается нам с Запада?»
К вопросу о традиции и наследии мы должны подходить творчески. Нужно, прежде всего, понять, что именно из наследия прошлого мы хотим продолжить, а от чего следует избавиться, что из опыта прошлого нам полезно, а что противно и чуждо? Ответить на эти вопросы мы сможем только тогда, когда сами почувствуем живое биение времени, ощутим реальные нужды сегодняшнего дня, начнем осмысливать их в контексте всей истории Церкви.
— Как бы Вы могли определить цели и задачи катехизации сейчас?
— Цель катехизации всегда одна и та же — содействовать воцерковлению людей, уверовавших во Христа Спасителя.
Если говорить более предметно, то мы должны помочь уверовавшим людям обрести Евангелие как книгу жизни, мы должны помочь им в формировании христианского мировоззрения, укорененного в Священном Писании и догматических основах православия, явленных прежде всего в Символе Веры; мы должны помочь людям вступить в Церковь. Важно помнить, что именно христианская община, собранная вокруг Евхаристической чаши — это зримо явленная Церковь. Мы должны помочь человеку в обретении базовых знаний о церковной жизни и церковной дисциплине: важно формирование чувства каноничности и дисциплинированности, как внутренней духовной, так и внешней — культуры благочестия. Мы призваны помочь человеку в обретении своего места в Церкви, личной духовной жизни и помочь ему обрести ответственность перед Богом и Церковью за церковную жизнь как форму, в которой может развиться, вырасти личное богообщение.
— Кто такой катехизатор?
— Катехизатор — это прежде всего служитель Церкви, занимающийся катехизацией по благословению священноначалия или церковной власти. Служение катехизатора является неотъемлемой частью поместной Церкви, епархии и общины.
Одним словом, катехизатор должен иметь богословское образование, обще-гуманитарную подготовку и компетенцию осуществлять все виды катехизации.
— Как бы Вы определили основные принципы катехизации?
— За 15 лет возрождения церковной жизни мы слишком часто говорили, что быть православным — значит принять именно обрядовые ценности: посты, правила и т. д. При этом часто забывалось, что евангельские ценности иные. Они не противоречат обрядовым, они отражают суть благой вести, а обрядовые — отражают форму воплощения евангельских ценностей. Человек крестится, чтобы быть со Христом, а не чтобы поститься, человек крестится, чтобы причащаться, а не для того, чтобы быть недостойным причащения.
Человек часто принимает Церковь как «здание церковной жизни». Задача катехизации адекватно связать Евангелие с этим «зданием» индивидуально по отношению к конкретному человеку.
В задачи катехизации не входит воспитание «праведности книжников и фарисеев» (Мф. 5. 20) и обрядного благочестия, но помощь в самостоятельном выборе того, что будет приносить духовные плоды.
Центром жизни христианина является Христос. «Я — хлеб живый, сшедший с небес» (Ин. 6. 51). «Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6. 57). Этими словами Христос определил и содержание христианской жизни, и основное содержание православного образования.
О. Глеб Каледа в 1994 году определил один из принципов катехизации как христоцентричность. Это означает, что необходимо сначала приобщать к свидетельству о Христе, к евангельским заповедям и лишь потом говорить о церковных ценностях как о форме, призванной воплотить живое богообщение и обрести личные отношения с Богом.
Необходимо признание того, что центром всей жизни православного христианина является Евхаристия.
Катехизация — дело всей церковной общины, а в наше время — это дело в большей степени мирян. Полноценное воцерковление невозможно без участия христианских общин. Воцерковление — это жизнь в общине, поэтому нам необходимо постоянно повышать значимость общинной жизни, защищать ее от проникновения духа индивидуализма, закрытости, сепаратизма и сектантства в любых его проявлениях. Нужно сказать, что церковная община является наиболее приемлемой средой и для воспитания детей. Создание же общин в приходах требует самоотверженного терпеливого пастырского труда в первую очередь с каждым служащим и работающим при храме, а затем — с их помощью — и со всеми прихожанами.
— О. Иоанн, в чем сущность христианского свидетельства?
— «Задача православного свидетельства возложена на каждого члена Церкви. Долг православных христиан — свидетельствовать о той истине, которая была навсегда вверена Церкви, ибо, по выражению апостола Павла, „мы соработники у Бога“ (1 Кор. 3.9)». (Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию).
Разница между религией и идеологией в том, что религия, вера — это всегда нечто очень личное, невозможное без внутреннего мистического опыта, тогда как идеология все личное отрицает и отвергает как ненужное.
Сущность религии в том, чтобы, найдя Бога, человек нашел бы себя, стал собой. Сущность идеологии в том, чтобы подчинить себе человека, дабы он стал исполнителем и слугой идеологии.
Христос человека поставил выше всего, сделал его предметом любви, предметом абсолютного внимания. Враги Христа хотели от религии земного благополучия, порядка, и ради всего этого требовали слепого подчинения безличным законам.
Христос не сказал ни слова о государстве, обществе, истории, культуре, то есть о том, что составляет предмет всех идеологий. Его внимание было обращено на живых людей, окружавших Его. Благодаря Христу преобразилась религия: из идеологии она стала живой силой — и над миром навсегда воцарилась идея личности.
Сам Спаситель сказал: «радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15. 11). Апостол Павел писал: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4. 4).
Нужны и сокрушение, и плач, и слезы о своих грехах, на них возрастает совершенная радость. Покаяние — это средство, а не цель. Цель — стяжание Святого Духа, совершенная радость о Христе.
При катехизации следует учитывать и особенности восприятия людьми разного возраста христианских истин. Детям и молодежи необходимо раскрывать радость православия. Праздником и радостью надо делать для них посещение храмов, участие в православных праздниках, учебу в воскресных школах и общение со сверстниками.
Мы часто забываем слова любимого ученика Христова Иоанна Богослова: «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4. 20−21). Любовь возрастает в делах, а вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
Сегодня государственные учреждения социальной защиты и образования готовы к сотрудничеству и диалогу с Церковью. Важным аспектом катехизической деятельности следует признать социальное служение. С сожалением можно констатировать индифферентность некоторых верующих в вопросах социального партнерства и совместного служения нуждающимся. Возникает парадоксальная ситуация, что проще привлечь к общественной активности неверующих людей доброй воли или неофитов, нежели укорененных в церковной традиции людей. Свое неучастие в жизни общества верующие православные могут объяснять необходимостью выполнения аскетических упражнений наедине, посещения богослужений или запретом духовного руководителя. Такие умонастроения отвращают людей от Церкви и вынуждают обратить свое внимание на более социально активных неопротестантов.
— О каких педагогических принципах катехизации мы можем говорить?
— Каждый человек уникален, равно как и обстоятельства его жизни. При воцерковлении необходим индивидуальный подход, необходимо связать личную веру человека, его стремления с церковной традицией.
Воцерковление может быть построено только на основании искренних, доверительных отношений с людьми. Мы должны учиться видеть человека, доверять ему и понимать, что происходит в нем.
«Свидетельство не может быть монологом — оно предполагает слышащих, предполагает общение. Диалог подразумевает две стороны, взаимную открытость к общению, готовность к пониманию, не только „отверстые уши“, но и „расширенное сердце“ (2 Кор. 6.11)» (Деяния Юбилейного Архиерейского Собора, «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», п. 4.5).
Священнику и катехизатору необходимо четко понимать цели, задачи и смысл своего служения и область, глубину своей компетенции. Осознавать, что они не есть носители полноты истины и могут ошибаться, а так же признавать свободу тех, к кому обращена проповедь.
Катехизаторы должны обладать православным мировоззрением и иметь опыт духовной жизни. Им важно также понимать смысл церковной традиции, осознавать реальную историческую действительность и не отрицать острые моменты таковой. Человеку, отвечающему за воцерковление новообращенных, желательно обладать навыками общения и необходимыми знаниями в области педагогики, психологии и других гуманитарных дисциплин.
Непременной обязанностью каждого христианина и тем более тех, кто занимается катехизацией и проповедью от лица Церкви, должно быть стремление реализовывать проповедуемое своей жизнью. «Господа Бога святите в сердцах ваших» (1 Пет. 3.15), «имейте добрую совесть» (1 Пет. 3.16), «подавайте пример» (1 Пет. 5. 3), «будьте образцом в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4. 12), — увещают апостолы пастырей и проповедников-катехизаторов.
Необходимо адекватное соотнесение цели и задач воцерковления с возможностями, силами, средствами и временем как новообращенного христианина, так и всей церковной общины, священства и катехизаторов.
Катехизация должна проводиться на том языке, который свойственен конкретному человеку (или группе людей). В то же время при воцерковлении необходимо постепенно вводить человека в церковные понятия и приобщать к языку Церкви и христианского свидетельства.
Важно понимать, что христианство способно преобразовывать культуру, наполнять ее истинным духовным содержанием. «Для развития свидетельства Церкви современному миру, обретения ею достойного положения в обществе и укрепления церковного авторитета, а также для развития богословия и образования, следует активизировать диалог и взаимодействие Церкви со светской культурой и наукой» (Определение Архиерейского Собора 2004 года «О вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви»).
Мы должны честно ответить на вопрос, — каковы отношения между тем, что мы называем «духовным развитием», «религиозным ростом», «возрастанием в Боге» и реальной жизнью современных людей.
— Что необходимо делать, чтобы катехизация была успешна?
— Катехизация не может быть успешной при наличии у церковных педагогов тенденций абстрагироваться от современных проблем общества. Желание отрешиться от насущных вопросов, показать идеализированную картину жизни, неготовность вникнуть в сложные, а иногда и трагические обстоятельства превращает православие в утопию, вносит противоречие между исповеданием и жизнью, лишает трезвенного и смиренного отношения к объективным трудностям жизни и парализует волю к христианской проповеди.
Воцерковление взрослых и религиозное воспитание детей — процесс поэтапный, требующий комплексного, системного подхода, то есть интеграции многих, зачастую несовместимых компонентов.
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего — люди.
«Православие не является „национально-культурной принадлежностью“ Восточной Церкви. Православие — это внутреннее качество Церкви, сохранение вероучительной истины, богослужебного и иерархического строя и принципов духовной жизни, непрерывно и неизменно пребывающих в Церкви со времен апостольских. Нельзя поддаваться искушению идеализации прошлого или игнорировать трагические недостатки или неудачи, имевшие место в истории Церкви. Образец духовной самокритики дают прежде всего великие отцы Церкви». (Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию).
Система катехизации не должна строиться только на достоянии прошлого. Нельзя руководствоваться принципом, что все новое только хорошо или плохо. Нельзя отвергать возможность творчества, но следует на опыте убеждаться в эффективности избранного пути. «Все испытывайте, хорошего держитесь».
Необходимо заметить, что в современных условиях катехизация должна быть тесно связана с развитием новых средств массовой информации.
Церковь поощряет попытки создать новые формы передачи евангельских истин. Следует приветствовать каждую положительную инициативу и поддерживать тех, кто выступает первооткрывателями в сфере катехизации. Необходимо учитывать возрастные особенности слушателей, их религиозную мотивацию и уровень светского образования. Религиозное, морально-нравственное воспитание должно опережать информационно-рационалистическое наполнение ума.
Построение любого педагогического процесса вне этого принципа невозможно. Опыт показывает, что воцерковление — сложный поэтапный процесс. Вопрос своевременности, а значит и плодотворности тех или иных шагов воцерковления — не затронутая и ждущая своего рассмотрения область катехизации.
Бог хранит свободу человека, никогда не насилуя его волю. Катехизация может быть только откликом на свободное произволение человека к воцерковлению.
Отваживаясь на необходимое участие в жизни того или иного человека, мы не можем забывать о нашей ответственности. Поэтому, сколь бы ни был велик соблазн воспитать себе подобных, мы не должны поддаваться ему. Другой человек, даже ребенок, не призван во всем быть похожим на нас. Он — другой микрокосм, у него свой путь в жизни, мы же призваны всемерно помогать ему.
Любовное отношение участников сложного процесса воцерковления — священника, катехизатора, членов приходской общины — залог полноценного вхождения человека в Церковь. Любить — это значит видеть Божественный замысел о человеке.
Выбор форм катехизации должен определяться не столько традициями, сколько плодотворностью по отношению к конкретным людям, стремящимся воцерковиться в данное время. При этом, конечно, необходима адаптация традиционных форм к современной действительности.
Проповедь Христа дает нам понимание того, что катехизическое наставление может и должно принимать различные формы в зависимости от того, к кому оно обращено.
— Крещение младенцев сейчас приняло массовый характер. Что Вы можете сказать об этом?
— Необходимо признать, что в общественном сознании Крещение младенцев представляется как старинный бытовой обряд, обязательный для русского человека и нередко осуществляемый при участии даже неверующих в качестве «крестных».
Через это Таинство новый человек входит в церковное общество, а принимается он в приватной обстановке, без участия всех членов этого общества и более того — часто без участия матери младенца.
Исходя из экклесиологических основ Таинства Крещения, можно сделать вывод, что крестить можно только детей сознательных христиан. По слову ап. Павла — дети христиан святы (1 Кор. 7: 14), то есть они в силу рождения от церковных людей потенциально принадлежат к Церкви.
На крещеном ребенке в будущем и на общине лежит ответственность за его воцерковление, то есть за принесение плодов веры.
В наше время в силу утери общинности церковной жизни и замкнутости семейной жизни роль восприемников по отношению к детям не совсем ясна. Они никак не могут воздействовать на детей до крещения. Основные функции по воцерковлению детей в наше время лежат и могут лежать только на родителях. Таким образом, основная роль восприемников — быть дополнительным гарантом воцерковления детей. То есть быть именно поручителями за будущее воцерковление. Восприемники в идеале должны быть церковными людьми, имеющими опыт воспитания детей.
Вполне допустима практика двух крестных при том, что древняя практика знала одного восприемника того же пола, что и ребенок. В наше время восприемником следует считать того, кто более ответственно подходит к своим обязанностям вне зависимости от пола.
Архимандрит Иоанн (Экономцев),председатель Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, ректор Российского православного института св. Иоанна Богослова
Патриарший центр духовного развития детей и молодежи / Prokimen.Ru
http://www.prokimen.ru/article_2650.html