Русская линия
Аргументы и фактыСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 07.03.2007 

Грех — не богатство, а любовь к нему

5−7 МАРТА в Москве прошёл XI Всемирный Русский Народный Собор. Накануне митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил на вопросы еженедельника «Аргументы и факты».

— ВАШЕ Высокопреосвященство, мы привыкли, что Церковь заботится о душах человеческих. В этом году основная тема Собора — «Богатство и бедность в российском обществе». Чем вызвано обращение к мирским проблемам?

— Забота о духовном вовсе не исключает, как вы выразились, обращения к мирским проблемам. Ведь человек состоит не из одной души, и, пока он жив, душа и тело взаимосвязаны. Безусловно, жизнь души сказывается на состоянии тела, и наоборот. Сейчас идёт Великий пост, который как раз призван настроить всего человека на нужный лад: помочь ему пересмотреть свою жизнь, исправить ошибки, вернуть мир в отношения с другими…

Так вот, тема одиннадцатого Всемирного Русского Народного Собора выбрана неслучайно. Наше общество должно уже вплотную подойти к решению проблемы массовой бедности.

Думаю, всем нам важно сосредоточиться на поиске выхода из сложившейся ситуации. Не должен народ богатой страны жить в бедности. Но сначала надо разобраться: что есть богатство и что есть бедность? Здесь не всё так просто, как может показаться на первый взгляд.

— Бедность — это наказание за грехи?

— Вовсе необязательно бедность является следствием греховной жизни. Бывает наоборот: человек сам недоедает, но растит детей, во всём себе отказывая, или помогает родителям, родственникам, друзьям.

Почему люди терпят лишения? Мы живём в несовершенном мире, в котором много греха и неправды… Но верующие люди знают, что все беды и трудности надо переносить с твёрдым упованием на Отца Небесного. Он никогда не оставит человека, если только мы сами не уйдём от Него «на страну далече» (Лк. 15.13).

«Откуда богатство?» — НА ЗАПАДЕ считается, что чем большего благополучия человек достигает в этой жизни, тем более он угоден Богу. В России всё наоборот: если богат — значит, вор, проходимец. Как же с таким отношением ВВП удвоить?

— Уверяю вас, что на Западе так, как вы описали, далеко не все думают. Неслучайно кальвинисты-реформаты — те, кто дал начало рыночной экономике, сейчас осуждают мировую экономическую систему, считая её несправедливой.

Быть богатым — не грех. Но Сам Господь предостерегает нас от любви к богатству и вещам, напоминая, что жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12. 15). В России всегда преобладали коллективные формы ведения хозяйства. Поэтому, когда какой-то член общины неожиданно выделялся по имущественному положению, у остальных возникал закономерный вопрос: откуда богатство? Не будем забывать и о том, что святые Вселенской Церкви считали вором того, кто не отдаёт часть имущества нуждающемуся.

Верующие люди знают, что все беды и трудности надо переносить с твёрдым упованием на Отца Небесного. Сегодня, как и в те времена, важен духовный настрой состоятельного человека: готов ли он делиться, то есть отделить от себя часть добытого нелёгким трудом и пожертвовать тому, кому это необходимо. Думаю, что человек, равнодушный к горю ближнего, не будет радеть и об удвоении ВВП.

— В Евангелии сказано, что легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому попасть в Царство Небесное. С точки зрения Церкви, богатые люди должны бросить всё, раздать заработанное и уйти в монастырь?

— Вообще категории бедности и богатства — относительные. Иногда человек, которого все окружающие считают богатым, ощущает себя бедным. И наоборот…

Евангельские же слова относятся к тем, кто надеется на богатство (Мк. 10. 24). Человек, уповающий прежде всего на деньги и вещи, неизбежно замыкается в узком мирке служения «золотому тельцу» и не может последовать за Христом. Обладая лишь частью, он заслоняет от себя целое, теряет подлинную свободу духа.

Однако призыв Спасителя раздать имение (Лк. 12. 33) относится не к каждому. Ведь Слово Божие говорит нам о женщинах, которые служили Господу имением своим (Лк. 8. 3).

Чтобы угодить Богу, необязательно бросать бизнес. Если не будет людей, производящих материальные блага, то кто будет кормить голодных, восстанавливать монастыри и храмы, заниматься меценатством?

Коррупция и пустой холодильник

— НЕСКОЛЬКО лет назад Церковь разработала «Свод нравственных принципов и правил хозяйствования». Есть результаты? Многие ли бизнесмены ему следуют?

— Наверное, не все его рекомендации о том, как государству, бизнесу, простым работникам нужно вести себя в сфере хозяйствования, могут быть немедленно реализованы. Но они обозначают достижимый идеал, к которому надо стремиться.

Вселяет оптимизм, что свод поддержан многими компаниями, органами власти и предпринимателями. Я убеждён, что исполнение принципов и правил, вошедших в свод, принесёт пользу любому участнику экономических процессов.

— Коррумпированные чиновники утром берут взятки, а вечером бегут в церковь замаливать грехи. Как побороть коррупцию? Может, отлучением от Церкви?

— Господь всё видит. С каким настроением человек переступает порог храма? Если с искренним покаянием и стремлением больше не совершать грех — это одно. Если же кто-то надеется «отмолить» грехи, чтобы потом взяться за старое, то его надежда — пустая.

Впрочем, проблема коррупции тесно связана не только с состоянием общественной нравственности, но и с уровнем жизни. Представляете, человек регулярно «ворочает» на бумаге миллионами, принимает состоятельных людей, предлагающих незначительные для них «посулы», а дома его ждёт полупустой холодильник и куча неразрешённых бытовых проблем? Переступив через себя и взяв один раз, не все находят в себе силы остановиться. А ещё есть начальство, которое подчас требует «подношений"… Думаю, что такие проблемы требуют системного решения, одним из центров поиска которого и станет очередной Всемирный Русский Народный Собор.

Юлия ТУТИНА

http://www.aif.ru/online/aif/1375/1001


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика