Столетие.Ru | Наталья Нарочницкая | 07.03.2007 |
Прекрасно понимаю, что есть как жесткие рамки газетной полосы, так и время, отведенное для телепередачи, поэтому всегда спокойно отношусь к «недосказанному». Однако если ведущий берет на себя смелость обобщать дискуссию, да еще делает вид, что от имени участников вещает последнее слово, к этому относишься очень и очень чувствительно. Элементарная основа журналистской этики — заключение ведущего должно учитывать все точки зрения. Однако сценарий последней программы «Времена» был предопределен заранее. Если мнения некоторых участников передачи не совпали с мнением ведущего, то тем хуже для них.
Что бы мы ни говорили в эфире, запоминаются последние слова — та финальная менторская проповедь Владимира Владимировича «варварскому народу», осмелившемуся не хотеть подражать Западу. Смысл его заготовленного «поучения» был предельно ясен: не гадь в подъезде, поправь сначала свой забор, а потом уже смей рассуждать о Европе! Только что слова «быдло» не было произнесено! Не отстал и Леонид Радзиховский, намекнувший десяткам миллионов сограждан, что они, мол, слаще морковки ничего не видели, а увидели бы, поползли бы…
«Там» хорошо, здесь, в России — плохо. Этот рефрен либеральных реформ, обрушивших экономику великой державы в девяностые, оказался весьма живучим, если уж сегодня его втолковывают телезрителям общенационального телеканала. Несколько лет я проработала в Нью-Йорке, где и стала убежденным славянофилом, хотя и видела богатство, которого у нас никогда не будет. Вспоминаются саркастические пушкинские строки о самонадеянном презрении к собственному Отечеству российского либерала, которого Пушкин распознал сразу:
«Ты просвещением свой разум осветил,
Ты правды чистый лик увидел,
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел…»
Злато и богатство меркнут, мы давно знали: не все то золото, что блестит. Богатство с подлостью вместе не привлекают русских. Запад совершил в глазах русских моральное грехопадение, и ценности его, соблазнявшие нас некогда, обанкротились. От имени Запада бомбили Белград, под флагом западных ценностей вторглись в Ирак, под фарисейскими лозунгами сегодня делят мир и овладевают энергоресурсами. При этом — опять же от имени «Запада» — нагло и самонадеянно учат остальной мир: «Вы должны мечтать быть похожими на нас и подчиниться, ибо мы выше и лучше».
Но, увы, главная проблема России — не в политике западных стран, а именно в наших западниках — в этой, вечно презирающей и ненавидящей все отечественное интеллигенции. Нация давно устала презирать собственную историю, но «интеллигенция», иногда даже напялив демонстративно, как Новодворская, звездно-полосатую майку (made in USA), не стесняется о России все также по-большевистски говорить штампами Маркса, Энгельса и Ленина. Но при этом выдавать за предел вселенских мечтаний всех времен и цивилизаций «великую цивилизацию PEPSI». И это про Америку, где не надо двух развлечений для 40-летнего отца и 7-летнего сына — одного Микки-Мауса хватит!
Америка — это воплощение протестантского духа и либерализма на чистой доске, это как бы клон из лавочника, искусственно вырванного из более многогранной среды, где кроме «третьесословных идеалов» еще была аристократия с ее «Честь дороже жизни!» и традиционные устои народа.
Вспомним фольклор! В сказках всех народов мира героические поступки совершает либо царский, либо крестьянский сын — оба по разным причинам не связаны с задачей увеличения собственности — одному излишне, другому — бесполезно! И во всех сказках имеется персонаж — лавочник либо «меняла» (на Востоке). Его образ наполнен презрительным содержанием, хотя он не совершает никаких правонарушений, но он не способен на высокий поступок, широкий жест — милость, жалость, сострадание, материальную жертву. Такое воплощение третьесословных идеалов являет собой Америка.
Да, наши крайние западники, увы, воплотили в себе худшие черты западничества прошлого: страсть нуворишей XVIII века в подражании Западу, истерическое отвращение ко всему православно-русскому. Постсоветское западничество перестало быть стороной русского сознания и превратилось в его тотальное отрицание.
Но нынешнее западничество в целом удивительно и сознательно слепо в отношении собственного кумира — Запада и основ его великой романо-германской культуры. Она была рождена вовсе не «правами человека», а великими табу, кровавым потом Франциска Ассизского и слезами блаженного Августина.
Для постсоветского либерального сознания, оторванного образованием и идеологией не только от преемственной русской православной, но и от подлинной западноевропейской культуры, стократ верно определение известного русского философа, богослова и общественного деятеля Сергея Булгакова «несложненькой» философии истории среднего русского образованца: «Вначале было варварство, а затем воссияла цивилизация, то есть просветительство, материализм, атеизм…». Добавим священные коровы постсоветских либералов-западников — «права человека» и непременное «гражданское общество». На поверку оказывается, что под гражданским обществом они понимают вовсе не наличие возможностей реализовать частные интересы без того, чтобы быть втянутым в политическую систему государства, как это было при коммунизме, отсюда ведь термин — тоталитаризм — то есть тотальное втягивание жизни индивида в идеологию и политику. Нет, они-то, оказывается, понимают под гражданским обществом, наоборот, — втягивание граждан во всевозможные еще как политизированные структуры, связанные просто не со своим государством, а с чужими…
Отчуждение от России и оды в адрес западного либерализма, доведшего некогда великую Европу до полной духовной незащищенности перед мигрантами из других цивилизаций, подтверждает меткое суждение Ивана Ильина: «Они отвергают Россию за то же самое, за что они отвергают христианство: Россия ими презираема именно за ее христианский дух». По сути, они судят о России с ницшеанской точки зрения, отвергая христианство как «выдумку», а «Россию как страну рабов, пошедших за ней в желании упорно увековечить деспотию и варварство». Для них «Россия — это славянское ничто, прикрывающееся учением апостола Павла об избрании благодатью; утешающееся вместе с рабами, отверженными и прокаженными мировой истории тем, что все равно де последние будут первыми».
Мы же — те русские, кто даже после полувекового материалистического воспитания вновь пытаемся воскресить эти идеалы — для них гораздо опаснее, чем убежденные большевики. А наш идеал — символ варварства, проявляющегося в стойком «постыдном равнодушии» к обществу потребления. Давайте не будем сейчас говорить о достоинствах рынка и демократии, только назовем вещи своими именами: это лишь инструменты, а не сама историческая перспектива.
Православная Россия с ее ценностями для них — проповедь вечной ночи, от которой нужно спасать весь мир, уверенно идущий по пути «прогресса». Но, судя по телевизионной дискуссии во «Временах», прогресс в их представлении — всего лишь ровные газоны перед купленными в кредит американскими домиками и благосостояние.
Как же вместе со своим кумиром, Западом, измельчал сам российский западник по сравнению с Александром Герценом, пережившим глубокое разочарование, когда он увидел в каждом из своих «учителей» пошлого и сытого бюргера. Кстати, постсоветские «либералы» измеряют свое «западничество» исключительно по критерию отношения к частной «собственности на средства производства». Для тех, кому пришлось изучать марксизм, — ясно: вот они-то просто на отлично усвоили «исторический материализм», именно у них из-под пальто от Versace проглядывает сюртук Карла Маркса.
Неужто «скотский материализм» и есть черта российского «интеллигента» с его почти смердяковским: «Я всю Россию ненавижу-с»? Давайте будем помнить: «там», на Западе, именно интеллигенция на переломах истории становилась вдохновителем национального подъема и формулировала национальную повестку дня.
Бог судья Владимиру Владимировичу Познеру. И мои соотечественники, которых он сотоварищи держит за «варварский народ». На свои места все поставят не «Времена», а Время.
Страницы: | 1 | |