Седмицa.Ru | Протоиерей Павел Недосекин | 07.03.2007 |
Брюссель. Община Свято-Троицкого храма |
Самым старым из сохранившихся в Бельгии русских погребений является могила на кладбище Евер в Брюсселе, датированная 1804 годом. Это могила младенца из семьи графа Орлова, который потерял свою маленькую дочь во время пребывания на территории будущего Бельгийского королевства. Известно, что младенца отпевал православный русский священник. Затем русские полковые священники приезжали в 1815 году в поселения Альсенберг и Берсель, где во время битвы при Ватерлоо был расквартирован русский казачий полк.
После долгого перерыва мы вновь встречаем упоминания о приезде русского священника в бельгийский Антверпен в середине XIX века. Это было связано с потребностью духовного окормления моряков Российской Империи, посещавших этот портовый город. Православные священники также регулярно сопровождали также особ Русского Императорского двора, которые приезжали в продолжение всего XIX века на известные бельгийские курорты Остендэ и Спа.
— А когда в Бельгии появился первый приход Русской Православной Церкви?
— Первый русский православный приход в Бельгии был основан в 1862 году в Брюсселе. Он располагался в здании Российской миссии, ныне не сохранившемся. В 1875 году этот приход был приписан к Духовной консистории Санкт-Петербургского митрополита. Приходу были выделены две ставки жалования — священнику и псаломщику.
В 1876 году церковь переехала в другое здание в Брюсселе, на улице Шевалье, дом N29. Здание это было куплено на собранные народом деньги. С тех пор и доныне в этом здании находится русский храм во имя святителя Николая Чудотворца. Там же находится и резиденция местного архиерея Русской Православной Церкви — Архиепископа Брюссельского и Бельгийского.
Храм невелик, всего около 50 квадратных метров. Главная святыня его — частица мощей святителя Николая Чудотворца, переданная храму в дар потомками графа Блудова.
Самое первое упоминание о количестве прихожан русского храма в столице Бельгии встречается в ведомости прихода за 1909 год. Оно сообщает: «К числу прихожан, посещающих изредка Русскую Брюссельскую церковь или обращающихся от поры до времени к причту ея по разным духовным своим нуждам, отнести должно всех вообще православных, проживающих в Бельгии (за исключением нескольких греческих семейств, пребывающих постоянно в Антверпене, где есть небольшая православная греческая церковь). Постоянных прихожан Брюссельской Никольской Церкви в разное время числится от 25 до 75 человек. Кроме членов Миссии Российской и Румынской (с их семействами) приход состоит из пяти-шести дворянских семей, из нескольких русских дам, коих мужья — бельгийцы, и из учащейся в Брюсселе молодёжи, а также человек из двадцати иностранцев».
— До революции это был единственный русский приход в Бельгии?
— Да, новые приходы появляются с ростом числа русских эмигрантов в послереволюционные годы, в эпоху великого исхода русских людей из своего Отечества.
— Как протекал процесс создания новых православных общин в Бельгии?
— В Бельгии, как и по всей Европе, после революции создаются новые русские православные приходы. В 1922 году возникают временные храмы в Вюльверингёне и Жодоне, не сохранившиеся до нашего времени. Затем митрополит Евлогий (Георгиевский) прямо предписал настоятелю Никольского храма в Брюсселе озаботиться вопросом основания новых русских приходов в Бельгийском королевстве. Результатом этого стало открытие прихода в Льеже (в 1925 году, ныне приход Константинопольского Патриархата) и Намюре (также в 1925 году, не сохранился). В 1924 году в провинцию Эно приехали воины русского Корниловского полка числом более 700 человек. Это стало возможным после решения бельгийских властей принять русских эмигрантов специально для работы в новых каменноугольных шахтах в окрестностях города Шарлеруа. Корниловцы уже в год приезда в Бельгию основали в местах своего расселения 4 храма, из которых доныне сохранился лишь один — храм Святой Троицы в Шарлеруа, здание которого было перестроено из обычного гаража. В конце 1925 года был основан русский приход в Генте, доныне не сохранившийся, и в Лувене — он был возрождён в 2003 году.
— Каким образом из этих приходов оформилась новая православная епархия, кто стоял у ее истоков?
— В самом начале 1929 года настоятелем Никольского храма в Брюсселе был назначен епископ Александр (Немоловский). Таким образом было положено начало формированию Бельгийского викариатства в составе Митрополии, которой управлял владыка Евлогий (Георгиевский).
Когда в 1931 году митрополит Евлогий перешёл под омофор Константинопольского Патриарха и был назначен его экзархом в Западной Европе, епископ Александр был назначен представителем экзарха Константинопольского Патриарха в Бельгийском королевстве. А 5 июня 1937 года указом короля Леопольда Ш в Бельгии была основана Архиепископия Русской Православной Церкви. Владыка Александр тогда же получил титул который доныне носят русские архиереи в Бельгии: «Архиепископ Брюссельский и Бельгийский».
— А при каких обстоятельствах Брюссельская архиепископия вошла в юрисдикцию Московского Патриархата?
— В 1940 году, после оккупации Бельгии гитлеровцами, владыка Александр (Немоловский) был арестован гестапо и увезён в Германию. После освобождения из плена в 1945 году он в течении года находился в Советском Союзе. Там же он перешел в юрисдикцию Московского Патриархата, о чем и объявил в Брюсселе после своего возвращения в Бельгию в 1946 году. С этого времени Свято-Николаевский приход и находящееся при нем здание Архиепископии стали принадлежать Русской Православной Церкви.
— А остальные русские приходы в Бельгии?
Все остальные русские приходы, о которых речь шла выше, остались в составе Константинопольского Патриархата.
— Как же удалось расширить епархию? Это происходило за счет присоединения старых приходов или же создавались новые общины?
— В 1946 году Московский Патриархат имел в Бельгии всего лишь один приход. Однако при сменившем владыку Александра архиепископе Василии (Кривошеине) в Бельгии возникают три новых франкоязычных прихода и один монастырь, насельниками которого стали фламандцы.
— С тех пор новые приходы не создавались?
— Ну почему же. В 1992 году ко мне обратился возглавлявший русские приходы Константинопольского Патриархата в Западной Европе архиепископ Евкарпийский Сергий (Коновалов). Владыка просил меня совершать богослужения в Свято-Троицком храме в Шарлеруа, находившемся в его юрисдикции. Эта несколько необычная мера была вызвана тем, что Русской архиепископии Константинопольской Церкви не хватало собственного духовенства. Владыка так мне и сказал: «Если не согласишься, храм просто придется закрыть!»
Получив благословение на служение в Шарлеруа от архиепископа Брюссельского и Бельгийского Симона, я обговорил с владыкой Сергием условия, при которых это было возможно. Я сказал архиепископу Сергию, что буду окормлять Троицкий приход в Шарлеруа только при условии, что буду поминать не только Патриарха Константинопольского, но также и своего Предстоятеля — Патриарха Московского и всея Руси. Владыка Сергий дал на это согласие, после чего я в течение более десяти лет на всех службах поминал Архиепископа Константинопольского и Нового Рима, Вселенского Патриарха, а затем Патриарха Московского и всея Руси и далее владыку Сергия.
Надо сказать, что по составу прихожан Троицкий приход в Шарлеруа оказался очень интересным. Это были, главным образом, последние остававшиеся в живых солдаты Корниловского полка. Обращало внимание, что большинство из них так никогда и не женились. Удивительно, но они всю жизнь ждали возвращения в Россию, чтобы только там, на Родине, обзавестись супругами! У некоторых из них в России на момент отъезда уже оставались жёны и дети, и они надеялись, что рано или поздно получат возможность разыскать родных и установить с ними контакты.
Как раз во время моего появления в Шарлеруа, 1992−94 годы, происходила смена поколения прихожан Троицкого храма. Я отпевал тогда часто, как никогда, приход пустел буквально на глазах. В Лету уходила российская Белая Гвардия, те, кто созидал ее историю. Их место в 90-е годы занимали те, кто покинул бывший Советский Союз уже после его распада.
Надо сказать, что к этому времени здание храма Святой Троицы пришло в полный упадок. В него было опасно заходить, был велик риск обрушения потолка. Все здание пришлось полностью перестраивать. Местами стены были разобраны на высоту одного метра от земли и построены заново, над храмом был воздвигнут шатёр, завершающийся куполом.
В приходе сохранилось множество интересных документов и фотографий. Сейчас они перенесены в «Архив Русской Эмиграции», который был основан при Свято-Троицком храме в Брюсселе в 2002 году. Убранство старого Троицкого храма, которое в целом сохранилось и было перенесено в новое здание церкви, тоже очень интересно: большинство икон и даже утварь были созданы руками самих солдат-корниловцев. Немного наивный, угловатые образы, написанные не слишком умелой рукой, тем не менее, кажутся очень намоленными и глубоко трогают верующее сердце.
После смерти владыки Сергия приход на своем собрании, состоявшемся 4 ноября 2003 года, единодушно проголосовал за возвращение в лоно Матери-Церкви и переход в юрисдикцию Московского Патриархата. Ровно через один год и один день, 5 ноября 2004 года, Троицкий приход в Шарлеруа был принят состав Брюссельско-Бельгийской архиепископии Русской Православной Церкви.
— Ваша деятельность в этом приходе, вероятно, сыграла роль в том, что прихожане приняли такое решение?
— Вы знаете, когда я стал совершать богослужения в Троицком храме, я отнюдь не ставил себе цели убеждать прихожан переходить в Московскую юрисдикцию. Я просто исполнял свой пастырский долг, духовно окормляя православных русских людей, у которых, кроме меня, не было другого священника.
После кончины владыки Сергия ситуация в Русской архиепископии Константинопольской Церкви сильно изменилась. Не всем, как вы, наверное, знаете, происшедшие перемены пришлись по душе. Так было и в Шарлеруа: без всякого вмешательства с моей стороны прихожане во главе со старостой храма сами приняли решение о переходе в Московский Патриархат.
— Сколько приходов насчитывается сейчас в Брюссельской епархии Русской Православной Церкви?
— В настоящее время в Брюссельско-Бельгийской епархии Московского Патриархата 11 приходов и 2 монастыря — мужской и женский. Самый крупный русский приход находится в Антверпене, где, к сожалению, община пока еще не имеет собственного помещения и совершает богослужения в арендуемом здании католической церкви.
— Это единичный случай или есть другие православные приходы, разместившиеся в католических храмах?
— Пока приход в Антверпене — единственный, кто разместился в католическом храме. Но ничего удивительного в этом нет. По всей Бельгии, как и во многих других европейских странах, стоит множество недействующих католических церквей. Храмы закрываются из-за уменьшения числа прихожан и отсутствия средств на содержание зданий, многие из которых к тому же как памятники архитектуры требуют немалых вложений в реставрационные работы. Многие католические храмы сдаются в аренду или вовсе выставляются на продажу.
Наши православные общины в Лувене и Остенде также арендуют помещения для совершения богослужений. Один приход находится в частном доме, другой также арендует помещение в нехрамовом здании. Но у обоих монастырей нашей епархии здания находятся в собственности.
Наверное, отсутствие собственных храмовых помещений порождает немало проблем в церковной жизни?
— Да, то, что у нас очень мало церковных зданий, принадлежащих нам, порождает большие трудности. Даже община Свято-Никольской церкви на протяжении ХХ века, начиная с 1927 года, трижды пыталась расширить свой храм. Это удалось только в 2002 году, когда после 11-летней кампании по сбору средств община смогла купить полноценный храм в центре Брюсселя. Во многом это стало возможным только благодаря увеличению численности русскоязычных прихожан в постсоветское время.
А сколько вообще наших соотечественников проживает в Бельгии в настоящее время?
— Численность русскоязычной колонии в Бельгии, согласно данным Министерства внутренних дел страны, составляет сегодня около 60 тысяч человек. К этому можно добавить ещё около 10 тысяч нелегально проживающих выходцев из бывшего СССР. Таким образом, мы получаем цифру примерно в 70 тысяч человек. Соответственно, о десяти процентах от этого числа можно говорить как о верующих. Таким образом, на плечи семи тысяч человек, многие из которых плохо устроены в жизни, ложится бремя основания, покупки и созидания новых русских православных храмов с Бельгии.
— Каким образом сегодня протекает процесс образования новых приходов? Есть ли у него какие-то специфические особенности здесь, в Бельгии?
— Образование новых общин — нелёгкая задача. Тем не менее, милостью Божией, хотя и медленно, но мы достигаем этой цели. Из истории Православия в Бельгии нам известно, что приходы, созданные в ХХ веке, не имевшие своего собственного здания и арендовавшие помещение, практически все рано или поздно закрылись. Платить аренду при сокращении числа прихожан очень тяжело. Да и степень расположенности владельцев арендуемых зданий к нашим общинам часто менялась. Как результат — община оказывалась на улице и, естественно, вскоре ликвидировалась. На сегодня у нас сохранились только те приходы, которые имели здания храма в своей собственности. Это здание Свято-Никольского храма, Свято-Троицкая церковь в Шарлеруа и вновь купленная церковь Святой Троицы в Брюсселе.
— Расскажите, что представляют собой православная община Бельгийской столицы и храм, в котором Вы совершаете свое служение?
— Община в Брюсселе — вторая по величине в Бельгии после Антверпенской. В настоящее время у нас имеются два храма — Свято-Николаевский, о котором уже была речь, и Свято-Троицкий, который появился совсем недавно, — это бывшая протестантская церковь, переоборудованная нами в православный храм. В нем я и совершаю свое служение в качестве настоятеля.
Жизнь прихода весьма насыщенна. При Троицком храме сегодня существует школа, где обучаются 76 детей. Они изучают русский язык, русскую литературу, историю и Закон Божий. Есть также специальный класс, где Закон Божий преподается на польском языке, так как в нашем приходе немало православных поляков — выходцев из Белостокского воеводства, что на границе Белоруссии и Польши. При храме проводятся занятия по фольклору и хоровому пению.
Одно из приоритетных направлений нашей деятельности — это открытые при Троицком храме Богословско-катехтзаторские курсы со сроком обучения три года. Преподавание на курсах осуществляется благодаря поддержке Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета в Москве, который присылает к нам в Брюссель своих профессоров для чтения лекций.
При Свято-Троицком храме открыт Архив Русской Эмиграции. Здесь хранятся документы, переданные нам из частных собраний, фамильные фотографии. Они очень важны для понимания истории русского рассеяния, и в том числе — церковной жизни в эмиграции. Часть этих документов уже опубликована на сайте нашего прихода. О некоторых из них стоит сказать отдельно. Так, в частности, в нашем архиве хранятся документы «Союза Русского Сопротивления», «Союза ветеранов Великой Войны», фотографии семьи барона Врангеля, секретная переписка российских дипломатов до 1921 года.
— Отец Павел, Вы упомянули о том, что не так давно был возрожден русский приход в Льеже…
Впервые русская община в Льеже была основана, как уже было сказано, в 1925 году. После перехода владыки Евлогия в Константинопольскую юрисдикцию, она, естественно тоже отошла от Московского Патриархата. Однако русские прихожане продолжали окормляться в этом приходе вплоть до начала XXI века. Но на рубеже веков произошла смена поколений, и в Льеже всё чаще стали молиться на французском языке. Это, конечно, создавало определенные трудности для вновь прибывающих русскоязычных эмигрантов и беженцев.
Ещё в 1992 году стали раздаваться голоса о необходимости совершать в Льеже православную службу на церковно-славянском языке. Уже тогда были предприняты первые попытки собрать средства на покупку отдельного храма, в котором бы совершалось славянское богослужение. Люди менялись, кто-то переезжал на новое место, кто-то приезжал в Льеж. Но остававшиеся в городе прихожане хранили собранные ими средства и продолжали сбор денег. В 1996 году собранная сумма была принесена мне и сопровождена просьбой возглавить сбор средств на новый православный храм в Льеже. И хотя это была, в общем-то, незначительная сумма, поражала вера людей в необходимость довести до конца это начатое Божье дело. Я согласился возглавить это начинание.
В 1998 году я объявил общий сбор средств на покупку храма в Льеже. Причем, проходил он параллельно со сбором средств на покупку нового храма в Брюсселе — нашей нынешней Троицкой церкви. Это казалось тогда по житейским меркам немыслимой авантюрой. Собирать трудовые «копейки», заработанные нашими небогатыми прихожанами — да еще и не в одну копилку, а сразу в две. Каждого жертвователя я персонально спрашивал, на какую из двух церквей он жертвует средства.
Наконец в 2002 году мы купили церковь в Брюсселе. За два года произвели в ней полный ремонт, после чего можно было более плотно заняться поиском здания под храм в Льеже. В прошлом году, на Пасхальной седмице, архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон служил в нашем Свято-Троицком храме и после богослужения прямо попросил меня заняться созданием нового храма в Льеже. Может, это кому-то покажется слишком пафосным утверждением, но я тогда воспринял это как указание свыше. И хотя собранная на храм сумма была ещё очень невелика, я объявил православным льежцам, чтобы они начали срочный поиск здания, которое бы можно было приобрести под храм. Милостью Божьей такое помещение вскоре было найдено. Поверьте, это было непросто сделать, здесь в Брюсселе мы, например, искали подходящее здание целых два года.
После того, как дом был найден и одобрен владыкой Симоном, я подписал купчую с обязательством выплаты денег в течение четырёх месяцев со дня подписания документа. Страшно сказать, но к этому времени у меня не хватало для полной выплаты за здание огромной суммы — 35 тысяч евро. Проще говоря, при наших темпах сбора мы могли бы собирать эту сумму ещё 7 лет. А я обязался внести её через четыре месяца! Но дело было благое, очень нужное, и Господь все устроил. Часть денег дал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей, немалую сумму также прислали наши добродетели из России.
Здание будущего храма в Льеже представляет собой дом. Его первый этаж — зал площадью 224 квадратных метра. На втором этаже расположена квартира площадью 90 метров, на третьем — 2 комнаты общей площадью 40 кв. м. Здание очень ветхое, предстоит серьезный ремонт, но мы безмерно рады — оно наше! У нас есть собственный храм! Как я уже говорил, это одно из главных условий выживания общины, гарантия того, что она уже не прекратит существования.
Многое предстоит сделать, чтобы приобретенное здание стало полноценным храмом и начало свою богослужебную, молитвенную жизнь. К настоящему времени уже разработан проект перестройки дома. Надеемся, что его удастся претворить в жизнь, и это будет настоящий храм в стиле древней новгородской архитектуры — с восьмискатной кровлей в форме щипцов, куполом и новгородской же звонницей. Сделан также проект иконостаса. Теперь время покажет, как все это будет претворяться в жизнь. Господь благословил нашу «покупку», и можно говорить, что храм в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник» в Льеже уже существует. Далее все будет зависеть от участия в этом Божьем деле людей, коих сердца либо уже восприимчивы к добру, либо ещё зреют.
Желающие внести свою лепту в устроение русского православного храма в Льеже, могу сделать это через банк ING, его международный банковский адрес:
BIC-BBRUBEBB. Счёт, открытый русским приходом: IBAN-64−310−1 789 519−52.
Юридическое название прихода:
CONFERENCE SAINTE-TRINITE DU PATRIARCAT DE MOSCOU, ASBL.
Почтовый адрес:
RUE LEON LEPAGE 33−35, 1000 BRUXELLES, BELGIQUE
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=41 632&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)