Русская линия
Известия Борис Клин06.03.2007 

Правильное богатство — дар Божий

В понедельник в Москве открылся XI Всемирный русский народный собор. Это крупнейший общественный форум, главой которого является Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На этот раз повестка дня Собора была сформулирована так: «Богатство и бедность: исторические вызовы России». И уже на первом пленарном заседании было заявлено — православие вопреки мифам вовсе не отрицает богатства, но требует ответственного к нему отношения. А богатым нужны новые стандарты поведения.

Народное хозяйство переживает подъем, экономическая нестабильность, угрожавшая самому существованию государства, ушла в прошлое — об этом заявил патриарх Алексий II, открывая Собор. И тут же обратил особое внимание на то, что далеко не все наши граждане почувствовали позитивные изменения. Эту же мысль предстоятель повторил и на пресс-конференции:

— Мы благодарны тем богатым людям, которые помогают Церкви строить храмы, создавать богадельни и детские приюты. Но мы каждый день встречаемся с людьми, живущими за порогом бедности, и их боль — наша боль.

Полномочный представитель президента России в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко сообщил, что в 2000 году таких «запороговых» насчитывалось в России аж 40% населения. «Данные за 2006 год еще не полностью готовы, но есть основания полагать, что таких окажется менее 20%», — предположил полпред.

Но и 20% - тоже немало. Накануне Собора глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заметил, что от решения проблемы бедности «зависит устойчивость политических систем и в каком-то смысле будущее человечества». В понедельник владыка Кирилл выступил с программным докладом.

Владыка Кирилл заявил, что модернизация России необходима, но беда всех отечественных реформаторов — от Петра I до правителей 90-х годов прошлого века — в том, что они пытались подменить ее «вестернизацией». Пытались изменить духовно-нравственные основы народа, а он этого не приемлет. Митрополит Кирилл считает безосновательными утверждения о том, что в православии заложен культ бедности, а именно на это постоянно сетуют российские либералы. Напомнив о споре между «стяжателями» и «нестяжателями» — Иосифом Волоцким и Нилом Сорским, — владыка Кирилл подчеркнул, что старинный спор касался вопроса о распоряжении богатством, а не о его ценности: «Что лучше — отказаться от богатства или использовать его для добрых дел?». Церковь канонизировала обоих.

— Правильное распоряжение богатством всегда считалось на Руси искусством и даром Божиим, — заявил митрополит.

Если все население земного шара начнет жить так, как живут сегодня богатые, ресурсы планеты закончатся всего через 100 лет — такие данные привел владыка Кирилл. И, по его мнению, сам по себе рост потребления не решает проблему бедности, а только приводит государство в ловушку — поскольку планка желаний постоянно растет: «В результате происходит перегрев социальной и экономической системы, которая уже не может угнаться за развитием материальных потребностей человека». Да и само понятие бедности относительно — у кого суп не густ, а у кого жемчуг мелок. Выход — предложить человеку стандарт поведения, систему нравственных ориентиров в использовании заработанного. Без этого проблему бедности не решить.

Похожую мысль выразил и президент Путин в своем обращении к участникам Собора: «Очевидно, что эффективное решение этих задач (проблемы имущественного неравенства. — „Известия“) зависит не только от экономического роста и достижений технического прогресса. Огромное значение имеет и состояние нравственного здоровья общества…»

Будет ли Собор обсуждать экономические механизмы борьбы с бедностью? В частности, способы расходования Стабилизационного фонда и налоговые ставки? Эти вопросы были заданы митрополиту Кириллу уже в первый день работы. «Стабилизационный фонд — реальное богатство страны. Конечно, можно проесть это богатство, можно быстро ликвидировать, но тогда что будет представлять из себя Россия, которая в момент модернизации своей экономики не будет иметь никаких средств?» — ответил владыка.

— Конечно, очень важно дальнейшее развитие общенациональных проектов, которое уже использует средства Стабилизационного фонда, — сказал он, добавив, что определенные суммы из него должны направляться на решение имущественных проблем наиболее бедных слоев населения.

Митрополит Кирилл подчеркнул, что, опираясь на мощный потенциал экспертного сообщества, Собор все-таки не должен решать технические вопросы; его задача — определять основные пути развития общества. Причем, как считает митрополит Кирилл, идеи Всемирного русского народного собора находят поддержку не только в России. «Год назад мы предложили свое видение прав человека. Собеседования, состоявшиеся в мае прошлого года с Католической церковью в Вене, результаты Всемирного саммита религиозных лидеров, прошедшего в июле в Москве, а также две конференции — в Нижнем Новгороде и Страсбурге — по линии Совета Европы свидетельствуют, что оно оказалось приемлемым и для людей других традиций», — с удовлетворением рассказал владыка Кирилл.

Что сказали на Соборе

Патриарх Алексий II:

О ресурсах: «Россия богата землей и ее ресурсами. Но мы знаем из опыта разных стран и континентов, что сами по себе природные богатства не приводят народ к процветанию. Они служат только такому народу, который применяет их с умом и с добрым сердцем».

О реформах 90-х: «В основе этих преобразований лежало здоровое желание построить более эффективную экономику, повысить уровень благосостояния граждан. Однако нельзя не признать, что десятки миллионов наших соотечественников оказались за чертой бедности».

О богатстве: «Культ обогащения как главной цели жизни человека проповедуется с академических кафедр, политических трибун, телеэкранов, газетных и журнальных страниц. Однако из опыта истории мы знаем: богатство нельзя исчислить только в рублях, долларах или евро, только в тоннах нефти и кубометрах газа, равно как и в других экономических показателях.

Возрождение предпринимательской свободы, восстановление права человека на собственность нельзя отделять от системы нравственных ценностей, в которой богатство — это результат созидательного труда, а труд — это долг перед Богом и людьми.

Если стяжание становится для человека или народа смыслом жизни, сочетается с жестокостью, несправедливостью, гордыней, глухотой к страданиям ближних — то оно, несомненно, является греховным».

О бедности: «Бедность может стать сильным искушением для человека, озлобить его, ввергнуть в глубину отчаяния и даже подтолкнуть на преступный путь. Вот почему преодоление бедности — наша задача».

Митрополит Кирилл:

Об искусстве тратить деньги: «Стыдно перед всем миром, когда богатые люди России на виду у всех тратят огромные деньги на сомнительные развлечения, в то время как на их Родине люди получают мизерные зарплаты».

О смысле труда: «Русскому человеку постоянно приходится отвечать на вопрос „Ради чего трудиться?“ Конечно, прежде всего необходимо обеспечить себя и семью всем необходимым. Но вот если это сделано, и даже сверх нормы, — то что делать дальше с богатством? Для думающего человека это настоящий экзистенциальный вопрос».

Об экологии: «Обществу, как никогда, нужны зеленые города, чистые продукты питания, свежий воздух. Нужно вкладывать деньги во всевозможные экологически чистые технологии и внедрение их в повседневную жизнь».

О внешней политике: «Последние конфликты в области энергоресурсов показывают, что другие страны оказывают давление на Россию с тем, чтобы она учитывала чужие интересы и забывала о своих. В отстаивании своих интересов Россия должна проявлять твердость и настойчивость».

ИНТЕРНЕТ-ОПРОС

Нужны ли России богатые люди?

1. Нет, в обществе должна быть социальная справедливость — 15%

2. Да, если они не воры и заботятся о бедных — 48%

3. Моральный облик человека не зависит от количества денег — 37%

В опросе приняли участие 1959 человек

http://www.izvestia.ru/russia/article3101813/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru