Вечерняя Москва | Михаил Щипанов | 05.03.2007 |
Как подчеркнул в своем выступлении Владимир Замуруев, председатель Комитета по телекоммуникациям и СМИ Москвы — инициатор принятия обсуждавшегося документа: «Бюджетные вложения в осуществление такой программы — это прямые инвестиции в будущее».
А будущее страны, в которой падает не просто интерес к чтению, но неминуемо и уровень интеллектуального развития, не представляется лучезарным. В выступлениях приводилось немало цифр, свидетельствующих о том, что книга ушла из повседневной жизни многих московских семей, что родители забыли, что значит почитать ребенку на ночь сказку, а библиотеки не выдерживают в молодежной среде конкуренции с ночными клубами. Но как твердо заявил мэр: «Мы должны не размазывать слезы, а решать актуальные проблемы».
Проблем же в этой первостатейной для нации сфере накопилось немало. Москва занимает особое место в книжном мире России, здесь сосредоточено восемьдесят процентов всех книжных издательств страны, здесь выходят в свет тысячи и тысячи книжных новинок. Вот только находят ли они своего читателя? В последние годы много было сказано о деидеологизации страны, об утрате общественно значимых ориентиров. Тема острейшая. И представляется, что именно книга как важнейший элемент культуры должна во многом стать носителем идеологии новой России. Сверхзадачей сейчас является поступательное развитие страны ради сохранения ее территориальной целостности, ментального и нравственного единства. А ведь именно книга сращивает общее культурное и языковое пространство, духовную преемственность поколений. Книга — мощнейший инструмент единения людей. Она формирует в сознании людей идеалы, образы героев. А недаром говорили древние китайцы: лишите народ героев — и он погибнет.
Поэтому, когда речь идет о падении интереса к чтению, нельзя ограничиваться простой констатацией сокращения тиражей или рыночного оборота. Нужно говорить о серьезной угрозе нашему единому культурному пространству, о снижении иммунитета перед лицом чуждых нам стереотипов мышления и поведения. И такой подход разделили большинство выступавших вчера.
Комиксы вместо классики?
Как известно, происходящая сейчас в мире глобализация, по мнению некоторых ее идеологов, должна осуществляться путем навязывания единых стандартов, идеалов, стремлений, а инструментами проведения такой политики становятся в том числе различные массовые виды искусств.И как тут не вспомнить известную формулу вождя мирового пролетариата, которая в неурезанном виде выглядит так: из всех искусств для нас важнейшим является кино — при условии неграмотности народа. Звучит вполне актуально. В условиях отвыкания нации от книги идейным наставником и пропагандистом единых ценностей становится старина Голливуд. Мы же теряем важнейший инструмент воспитания нравственности и патриотизма.
Между тем, как отмечали выступавшие, у нас традиционно было «книгоцентричное мышление», и сами любимые тома выступали еще и как важнейшие носители материальной культуры. А ведь что такое гражданское общество, как не форма самоорганизации грамотных, просвещенных, сознающих свою ответственность перед страной людей.
Тут прямая взаимосвязь: здоровое общество невозможно без объединяющего его классического наследия, золотого фонда национальной памяти, которым остается литература. Но в то же время общество должно сделать все возможное, чтобы защитить книгу. Ибо таким образом оно защищает само себя.
Да, можно говорить о том, что в Москве ситуация лучше, чем в других российских землях. На столицу приходится четверть всего оборота книжного рынка.
Здесь сохранена широкая сеть книжных магазинов, которая в самые тяжелые годы «младореформаторского безвременья», к счастью, не была ни разрушена, ни перепрофилирована. Но этого уже — явно недостаточно — 269 книжных магазинов явно пройденный этап. Известный культуролог Михаил Ненашев напомнил собравшимся, что только в одном Париже их примерно три тысячи, а по всей России, дай бог, две с половиной тысячи оазисов книжной торговли. Вот потому-то мэр и предложил провести хорошенькую ревизию всех нежилых помещений, чтобы освободить площади для книги. А заодно и отдать залы, высвобождающиеся в результате вывода из города казино, под создание книжных магазинов шаговой доступности.
Но при этом многие выступавшие вчера не скрывали, что чтение как форма интеллектуального, духовного развития зачастую проигрывает другим информационным ресурсам — более модным, более раскрученным, где, однако, яркая, образная русская речь подменяется текстами дайджестов, комиксами, цитатниками.
Присутствовавший на заседании глава Счетной палаты России Сергей Степашин напомнил об удивительном совпадении: в один день с обсуждением книжного вопроса на правительстве Москвы должен был собраться под председательством первого вице-премьера Дмитрия Медведева и оргкомитет проведения года русского языка. Того самого великого и могучего, который вырождается без подпитки книжной классикой.
О чтении как об одном из главных условий сохранения чистоты родной речи говорил и Юрий Лужков. Очевидно, что важный резерв продвижения книги к читателю — совершенствование технологии книготорговли. Значение развития системы книжной логистики подчеркнул и мэр Москвы. Ведь, несмотря на свою роль в обществе, книга, плод труда многих людей, остается пусть и особым, но товаром. А значит, ее воссоединение с читателями происходит благодаря все тем же рыночным механизмам. Конечно, можно убаюкивать себя сентенцией, что интересное произведение всегда найдет своих многочисленных поклонников. Но времена стремительно меняются. И без совершенствования рыночных механизмов, объединения усилий государства и частного капитала книга и даже самые верные ее приверженцы могут просто разминуться. Тот же Ненашев помянул недавнюю встречу президента Путина с молодыми читателями, на которой глава государства говорил о возможности размещения на телевидении государственного заказа на просветительские программы.
Борьба за читателя: фронт без флангов
На деле у книжной торговли есть серьезные возможности роста и совершенствования. Тут и качественное расширение книготорговой сети, открытие так называемых книжных магазинов шаговой доступности в спальных районах, создание высокотехнологичных оптовых баз, способных обеспечивать полный ассортимент выходящей литературы, а не продукции отдельных издательств. Совершенствование маркетинговых исследований, внедрение продаж по предварительному заказу, в том числе и через Интернет.Во всех цивилизованных странах существует и возможность заказа нужной книги в своем «домашнем» книжном магазине. Для этого там наряду с имеющимся ассортиментом всегда представлены каталоги многочисленных издательств. Нужно ясно отдавать себе отчет в том, что, не найдя нужного томика на полке, второй раз потенциальный читатель может и не заглянуть в магазин — закрутят дела, пропадет интерес. Так что и в книжной торговле необходимо бороться за своего покупателя.
В этой связи особое направление популяризации чтения — радикальное повышение информированности москвичей о выходящих книжных новинках. В обсуждавшейся программе говорится о создании специального книжного приложения к «Литературной газете». Впрочем, в ходе дискуссии один из выступавших предложил при поддержке городских властей создать нечто подобное при «Вечерке». Думаю, что читатели вряд ли были бы против такого расширения нашего формата.
А вот термин «модный», прозвучавший и в основном докладе, приложим к общению читателя с книгой чуть ли не в первый раз.
Необходимо поставить на службу книге всю мощь социальной рекламы с привлечением национально значимых фигур из разных сфер общественной жизни. Показать, как любовь к книге, системное, гармоничное образование повлияли на успешные карьеры, достижение жизненных целей, самореализацию. Проще говоря, на этом сошлись почти все выступавшие, надо сделать чтение занятием престижным. Причем именно в среде молодежи. Тут не обойтись без активной и яркой популяризации книги, без всесторонней информации о книжных новинках, а главное — без доступности самой книги. Доступности и по цене, и по возможности найти к ней простой и короткий путь.
Вопрос цены — вопрос наипервейший. Далеко не все могут позволить себе потратить на понравившуюся книгу триста-пятьсот рублей. Но как сделать книги дешевле, доступнее? Дискуссия родила немало свежих идей, среди которых все-таки превалировало предложение максимально снизить, а то и вовсе отменить НДС, прежде всего, на детскую литературу. Этот подход разделяет, например, С. Степашин, являющийся к тому же и главой Российского книжного союза. О снижении налогообложения книжного бизнеса говорил и спикер Мосгордумы Владимир Платонов, который, к слову, возглавляет московский филиал РКС. Впрочем, предлагали шире применять в книжной торговле дисконт, давать скидки по социальной карте москвича.
Интересно отметить, что молодежь, которую принято обвинять и в эгоизме, и в своекорыстии, на уровне интуиции пришла к удивительному решению — особой форме книжного обмена. В мире так называемый буккроссинг существует уже несколько лет, а с недавних пор он стала популярен и в России. Уже многие знают, что у нас в столице есть места, где можно просто оставить прочитанную книгу, зная, что она не будет выброшена на помойку — ее подхватит кто-то другой, тоже заинтересованный читатель. Вот такой импровизированный и бескорыстный книгообмен. Времена, когда библиотеки собирали для украшения интерьеров, прошли. Нынче читатель ищет именно свои книги. И ему просто необходимо помочь.
По имеющейся статистике, сейчас в библиотечные фонды попадает только каждая пятая выпускаемая в стране книга. Во многом это связано не только с отсутствием средств на приобретение новой литературы в условиях постоянного повышения цен, но и с небольшими тиражами. Если тираж книги всего пять тысяч, то ею можно пополнить очень немногие общедоступные хранилища.
Но есть выход из этого положения. Причем речь идет не только о дополнительных финансовых вливаниях. Уже разработан так называемый электронный читательский билет, позволяющий пользоваться фондами сразу множества библиотек. На повестке дня и создание объединенной справочной базы по всем московским библиотечным фондам, которая позволит вовлечь в оборот все накопленные богатства без потери времени для читателя.
Интернет: из соперников в союзники
Другое дело, что, как говорится, для танца нужны двое. Мало заполнить библиотеки книгами — важно, чтобы был встречный интерес у читателя. А у молодежи существуют специфические вкусы и предпочтения. И в последнее время обнаружилась одна, по-моему, в целом благоприятная тенденция. Молодежь приходит к книге не прямыми путями, а, например, через знакомство с экранизацией классики.И в этом направлении в Москве сделано немало. В рамках городской целевой программы вышли или находятся на разных стадиях производства фильмы по произведениям Достоевского, Гончарова, Куприна, Набокова, скоро увидят свет фильмы в жанре художественных биографий о Лермонтове, Чехове, Ахматовой, документальный сериал о поэтах Серебряного века.
Набирает обороты и такая прежде недооцененная форма приобщения к литературе, как электронные аудионосители, на которых популярные артисты читают известные произведения. У литературных пуристов отношение к таким дискам остается, прямо скажем, пренебрежительным.
Однако десятилетиями многие поколения слушали те же литературные композиции по радио, когда радиоволны не были заполнены исключительно популярной музыкой, и таким образом формировали свои художественные пристрастия. А теперь, в наш век скоростей, аудитория аудиокниги расширяется: ее можно слушать в поезде, автомобиле, метро, автобусе — просто вставив диск в плеер.
И, конечно, нельзя забывать о принципиально новом информационном пространстве — Интернете, который должен превратиться из соперника издателей в союзника. Настало время совместными усилиями создать в Интернете специальный книжный портал, на сайтах которого можно было бы найти не только сообщения о выходе новых книг, но и подробные аннотации этих произведений, интервью с их авторами, а заодно молодые люди могли бы здесь узнать мнения сверстников о прочитанных книгах. Для молодежи лучшей формы агитации, чем высокая оценка ровесника, трудно представить.
В целом же Интернет становится одним из важнейших инструментов информирования читателей о книжных новинках, особенно это касается молодежной аудитории. При том, что мировая сеть не может заменить традиционных литературных разделов в популярных печатных изданиях, книжных обзоров на телевидении. А без постоянной рекламы возникшая полоса отчуждения между книгой и читателями не будет разрушена.
Кто напишет для семнадцатилетних?
Хотелось бы коснуться еще одной важной темы — реального сохранения нашего богатейшего литературного наследия. Не секрет, что во многих странах именно государство стимулирует доступными ему средствами массовые и дешевые издания тех произведений, на которых, собственно, и зиждется литература, в которых живет классический язык, которые в силу раскрытия особенностей национального характера, ментальности остаются крепкой преградой на пути тотальной глобализации культуры.Правительство Москвы финансирует издание многих книг, важных для сохранения отечественного интеллектуального достояния, но не привлекательных для ищущих быстрой прибыли частных издателей. В рамках столичных издательских программ выходят книги, посвященные истории и культуре Москвы, ее архитектурным памятникам, жизни выдающихся москвичей, религиозно-просветительская литература.
Этот год объявлен в столице Годом ребенка, а потому нужно, чтобы появились на прилавках массовые тиражи классических произведений для детей, многие из которых незаслуженно забыты.
Было бы хорошо, если бы к ребятам пришли современные авторы, рассказали бы о своей работе, просто почитали бы свои рассказы. Об этом, кстати, с энтузиазмом говорил писатель Юрий Поляков.
К детской и юношеской литературе вообще должно быть особое отношение. Недаром же Ф. М. Достоевский говорил, что он пишет для семнадцатилетних, то есть для возраста, когда формируются и художественный вкус, и убеждения.
И не случайно столичное правительство обсуждает на своем заседании программу популяризации и поддержки чтения. Такие программы уже действуют в ряде стран, но, используя накопленный опыт, необходимо учесть наши традиции и специфику.
Ясны и первостепенные задачи. В первую очередь, необходимо найти средства для субсидирования издания массовых и доступных тиражей классической русской литературы и ряда произведений литературы советского периода. Пришло время обратить особое внимание на постоянное пополнение библиотек учебных заведений. Причем не только школ и институтов, но и техникумов, колледжей.
Очевидно, что отсутствие своевременной рекламы о вышедших книжных новинках остается важным препятствием на пути встречи книги и читателя.
Между тем широкая социальная реклама вполне способна создать атмосферу, превращающую чтение в модное увлечение, повышающее статус любого молодого человека.
Только реализация такой сложной и комплексной программы позволит остановить процесс превращения России из некогда самой читающей страны в государство, где книга станет ненужной.
Конечно, предложенная программа поддержки чтения еще далеко не идеальна. Как резонно заметил заместитель мэра в правительстве Москвы Валерий Виноградов, трудно поднять такой пласт проблем одной вспашкой. Но важность темы диктует и срочность расстановки всех точек над «i».
На доведение документа до рабочего состояния мэр дал двадцать дней.
Как подчеркнул Юрий Михайлович, пока документ поддержан как необходимость.