Русская линия
Независимая газета Станислав Минин02.03.2007 

Патриархи мирят братские народы
В Москву прибыл глава Грузинской Православной Церкви

Первый с октября 2006 года самолет из Тбилиси приземлился вчера в полдень в московском аэропорту «Домодедово». Спецрейсом на борту «Боинга-737» в российскую столицу прибыл предстоятель Грузинской Православной Церкви Патриарх-Католикос Илия II. Вместе с Патриархом в Москву прилетела делегация из нескольких десятков человек, в составе которой — ученые, деятели искусств и певческий хор «Мгалоблеби».

Как сообщили «НГ» в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП), рейс стал возможным вследствие обращения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в «соответствующие государственные органы». Под «соответствующими органами» в данном случае следует понимать Министерство транспорта РФ, приостановившее со 2 октября транспортное сообщение с Грузией, и Министерство иностранных дел.

Зампред ОВЦС МП епископ Егорьевский Марк (Головков) сообщил «НГ», что формально визит Илии II лишен политического значения и не связан с процессом урегулирования российско-грузинских отношений. Сегодня Илия II примет участие в презентации XIII тома «Православной энциклопедии», значительная часть которого посвящена как раз христианству в Грузии и Грузинской Православной Церкви, а 4 марта грузинский Патриарх совместно с Алексием II совершит богослужение в храме Христа Спасителя.

Впрочем, одно дело — официальная программа, а совсем другое — значение, которое придается визиту. «Когда существуют сложности в отношениях между государствами, миссия Церквей — по мере сил способствовать примирению, тем более что Русскую и Грузинскую Православные Церкви невозможно отделить от русского и грузинского народов», — считает епископ Марк. А агентство ИТАР-ТАСС приводит слова президента Грузии Михаила Саакашвили, заявившего буквально следующее: «Нормализация зависит не только от политиков, но и от общественных деятелей, ученых, деятелей культуры и Церкви. Я поддерживаю визит главы Грузинской Православной Церкви».

Как заявил 28 февраля Алексий II, отношения Церквей «должны быть ровными и братскими» вне зависимости от политической или экономической конъюнктуры. Нужно заметить, что получается это далеко не всегда. Политические разногласия России и Грузии нашли отражение и в сфере межцерковных взаимоотношений. Так, в сентябре 2005 года Илия II направил Алексию II письмо, в котором выразил возмущение присутствием епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана (Ашуркова) в Цхинвали на праздновании Дня независимости Южной Осетии. Находясь в Цхинвали, епископ Феофан назвал стремление жителей Северной и Южной Осетии к объединению естественным явлением, чем особенно насторожил Грузинскую Церковь.

В Грузинской Православной Церкви столь же негативно отреагировали и на отправку из Москвы в Сухуми богослужебного Евангелия на абхазском языке тиражом 1 тыс. экземпляров в январе текущего года. Эта акция получила благословение Алексия II. Митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай (Пачуашвили), член Синода Грузинской Православной Церкви, заявил в эксклюзивном интервью «НГ» (см. «НГ-религии» N 2 от 7 февраля 2007 г.), что «передача книг произошла без согласования с Грузинской Церковью», и назвал решение Русской Православной Церкви «некорректным».

Церкви, конечно, могут выступать в роли эффективных проводников «народной дипломатии». Проблема лишь в том, что сами «народные дипломаты» зачастую выражают позиции правительств тех стран, которые они представляют.

http://www.ng.ru/cis/2007−03−02/6_church.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru