Русская линия
Литературная газета Ольга Казакова02.03.2007 

Благовест над Москвой
Профессии «звонарь» нет в официальном списке, прилагаемом к КЗоТу РФ, в коем содержится, заметим, около 140 тысяч профессий

Отправляя на пенсию звонаря, обычно теряются в догадках, код какой профессии поставить. Священнослужителя, музыканта? А ведь раньше это занятие было очень уважаемым. Ещё бы, ведь колокольный звон разносился над Москвой, это отмечали все путешественники, он был визитной карточкой города. Да и сейчас в странах Западной Европы статус людей, извлекающих звуки из колоколов, достаточно высок. Но у нас в стране за 70 лет прошлого века по известным причинам эта профессия почти исчезла.

Сейчас российские храмы стали возрождаться, всего «в работе» их числится около 20 тысяч, правда, колокола остались не во всех — примерно в трети. Но даже там, где есть колокола, «озвучить» их часто некому.

Вот так по велению времени в 1995 году в Москве на Раушской набережной при храме Святителя Николая в Заяицком и возник Колокольный центр. Директор и его основатель Виктор Шариков вспоминает, как простых прихожан священники благословили на учение новому для них делу. Возраст их был неограничен — от 14 до 65. Сколько времени на это потребуется — никто не знал. Мнения разделились: одни говорили — два года, другие — два месяца. В итоге решили, что, набрав группу в сентябре, к Рождеству должны подготовить первую группу, вторую — к Пасхе. С тех пор каждый год центр выпускает около 70 звонарей.

Никаких специальных требований к «абитуриентам» не предъявляют, какое бы то ни было музыкальное образование примерно лишь у половины. Эти-то музыканты, случается, просят ноты — а их не существует в русском колокольном звоне. Есть ритм, примерные требования: так, созывает на службу самый большой колокол — благовестник, звонит он торжественно, сначала три раза медленно, потом быстрее; при отпевании же звучит перебор — от малого колокола до большого, звучит сначала тихо, печально, но заканчивается мощным ударом во все колокола; во время предания земле уже идёт быстрый и величественный трезвон, сопровождающий соединение человека с вечностью. Перед Пасхой должен звучать перезвон — всё это предписано церковным уставом.

Сколько и каких колоколов на звоннице — строго не определено, но на Руси принято было иметь хотя бы один большой — благовестник, два-четыре средних — подзвонных и три-четыре малых — зазвонных. Голос у каждого инструмента свой, да и каждый звонарь работает в присущей только ему одному манере. Но общее — это большой спектр частот (от 50 до 15 тыс. Гц) при звучании каждого инструмента. Это благотворно влияет на психику, недаром есть даже лечение с помощью колокольного звона.

Принято считать, что появился христианский колокол в начале V века на юге Италии, в провинции Кампания в городе Ноле. По легенде святителю Павлину Ноланскому было видение ангелов с цветками-колокольчиками, колышущимися на ветру. Проснувшись, попросил он мастера медных дел изготовить этот цветок из бронзы, что и было сделано, тем более что местная кампанская бронза оказалась замечательного качества. Чтобы сымитировать ветер, этот «цветок» подвешивали на балку и раскачивали колокол с помощью деревянного шеста — «очепа», от которого вниз спускалась верёвка. Этот способ звона называется «очепной», он до сих пор применяется в странах Европы. Да и на Руси до XVII века именно так звонили в колокола, даже сейчас ещё кое-где такие звонницы остались — например, в Псково-Печорском монастыре.

Были и свои выдающиеся мастера, занимающиеся отливкой колоколов, — Александр Григорьев, Андрей Данилов, Андрей Чохов. Металл доставляли с Урала, бронза для колоколов и тогда, и теперь используется специальная: 80 процентов меди и 20 — олова. Много олова — колокол получится хрупким, мало — будет плохо звучать. Русские мастера достигли больших успехов в деле отливки, но вот вскоре увлеклись гигантоманией: стали наращивать размеры и, конечно же, одновременно и вес колоколов. Знаменитый Царь-колокол, весящий 200 тонн, кстати, так ни разу и не звонивший, не единственный был на Руси гигант. Так, до него при Алексее Михайловиче был колокол в 164 тонны, считавшийся тогда чудом света. При Иване Грозном отлили колокол 2220 пудов (35 тонн), при Борисе Годунове — 2450-пудовый.

К слову сказать, в странах Европы самый большой колокол весит всего 25 тонн. Конечно, русские гиганты стояли на земле, на Ивановской площади Кремля, перед колокольней Ивана Великого. А звонили они в дни церковных и государственных праздников. Писали, что, когда мимо проходили иностранные послы, они глохли от такого мощного звука (о судьбах самих звонивших ничего не сообщается). Так что назначение этих инструментов было и политическое. Раскачивать балку приходилось 50 стрельцам с каждой стороны. Тогда и появился другой, русский, способ — звонить, дёргая за язык (язычный способ).

Вообще названия многих частей колокола «очеловечены»: так, помимо языка есть тело, юбка, плечи, губа. Восходит история церковного звона на Руси ещё к древним христианским билам — небольшим деревянным доскам, в которые звонили специальными колотушками-молотками. Пришли билы на Русь в X веке из Византии. В них стучали в торжественные моменты, звук ассоциировался с гласом Божьим, созывающим людей.

Потому и существует мнение, что звук колокола — это глас Божий.

Новая манера звонить стала применяться и в русских звонницах. В большинстве храмов один звонарь управляется одновременно со всеми колоколами. Но это упрощённый вариант. Вообще на разных группах колоколов должны работать разные звонари. И получить при этом слаженное звучание — их задача.

«Но когда такая гармония достигается, испытываешь ни с чем не сравнимое удовольствие. Особенно по большим праздникам, например на Пасху, когда в полночь исполняют пасхальный трезвон, — ради таких мгновений и работают, и живут», — считает Ирина Романова, выпускница одного из первых курсов звонарей, возглавляющая сейчас Музей православного звона при центре, где все эти колокольные истории и можно услышать.

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg082007/Polosy/221.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика