Литературная газета | Ольга Казакова | 02.03.2007 |
Сейчас российские храмы стали возрождаться, всего «в работе» их числится около 20 тысяч, правда, колокола остались не во всех — примерно в трети. Но даже там, где есть колокола, «озвучить» их часто некому.
Вот так по велению времени в 1995 году в Москве на Раушской набережной при храме Святителя Николая в Заяицком и возник Колокольный центр. Директор и его основатель Виктор Шариков вспоминает, как простых прихожан священники благословили на учение новому для них делу. Возраст их был неограничен — от 14 до 65. Сколько времени на это потребуется — никто не знал. Мнения разделились: одни говорили — два года, другие — два месяца. В итоге решили, что, набрав группу в сентябре, к Рождеству должны подготовить первую группу, вторую — к Пасхе. С тех пор каждый год центр выпускает около 70 звонарей.
Никаких специальных требований к «абитуриентам» не предъявляют, какое бы то ни было музыкальное образование примерно лишь у половины. Эти-то музыканты, случается, просят ноты — а их не существует в русском колокольном звоне. Есть ритм, примерные требования: так, созывает на службу самый большой колокол — благовестник, звонит он торжественно, сначала три раза медленно, потом быстрее; при отпевании же звучит перебор — от малого колокола до большого, звучит сначала тихо, печально, но заканчивается мощным ударом во все колокола; во время предания земле уже идёт быстрый и величественный трезвон, сопровождающий соединение человека с вечностью. Перед Пасхой должен звучать перезвон — всё это предписано церковным уставом.
Сколько и каких колоколов на звоннице — строго не определено, но на Руси принято было иметь хотя бы один большой — благовестник, два-четыре средних — подзвонных и три-четыре малых — зазвонных. Голос у каждого инструмента свой, да и каждый звонарь работает в присущей только ему одному манере. Но общее — это большой спектр частот (от 50 до 15 тыс. Гц) при звучании каждого инструмента. Это благотворно влияет на психику, недаром есть даже лечение с помощью колокольного звона.
Принято считать, что появился христианский колокол в начале V века на юге Италии, в провинции Кампания в городе Ноле. По легенде святителю Павлину Ноланскому было видение ангелов с цветками-колокольчиками, колышущимися на ветру. Проснувшись, попросил он мастера медных дел изготовить этот цветок из бронзы, что и было сделано, тем более что местная кампанская бронза оказалась замечательного качества. Чтобы сымитировать ветер, этот «цветок» подвешивали на балку и раскачивали колокол с помощью деревянного шеста — «очепа», от которого вниз спускалась верёвка. Этот способ звона называется «очепной», он до сих пор применяется в странах Европы. Да и на Руси до XVII века именно так звонили в колокола, даже сейчас ещё кое-где такие звонницы остались — например, в Псково-Печорском монастыре.
Были и свои выдающиеся мастера, занимающиеся отливкой колоколов, — Александр Григорьев, Андрей Данилов, Андрей Чохов. Металл доставляли с Урала, бронза для колоколов и тогда, и теперь используется специальная: 80 процентов меди и 20 — олова. Много олова — колокол получится хрупким, мало — будет плохо звучать. Русские мастера достигли больших успехов в деле отливки, но вот вскоре увлеклись гигантоманией: стали наращивать размеры и, конечно же, одновременно и вес колоколов. Знаменитый Царь-колокол, весящий 200 тонн, кстати, так ни разу и не звонивший, не единственный был на Руси гигант. Так, до него при Алексее Михайловиче был колокол в 164 тонны, считавшийся тогда чудом света. При Иване Грозном отлили колокол 2220 пудов (35 тонн), при Борисе Годунове — 2450-пудовый.
К слову сказать, в странах Европы самый большой колокол весит всего 25 тонн. Конечно, русские гиганты стояли на земле, на Ивановской площади Кремля, перед колокольней Ивана Великого. А звонили они в дни церковных и государственных праздников. Писали, что, когда мимо проходили иностранные послы, они глохли от такого мощного звука (о судьбах самих звонивших ничего не сообщается). Так что назначение этих инструментов было и политическое. Раскачивать балку приходилось 50 стрельцам с каждой стороны. Тогда и появился другой, русский, способ — звонить, дёргая за язык (язычный способ).
Вообще названия многих частей колокола «очеловечены»: так, помимо языка есть тело, юбка, плечи, губа. Восходит история церковного звона на Руси ещё к древним христианским билам — небольшим деревянным доскам, в которые звонили специальными колотушками-молотками. Пришли билы на Русь в X веке из Византии. В них стучали в торжественные моменты, звук ассоциировался с гласом Божьим, созывающим людей.
Потому и существует мнение, что звук колокола — это глас Божий.
Новая манера звонить стала применяться и в русских звонницах. В большинстве храмов один звонарь управляется одновременно со всеми колоколами. Но это упрощённый вариант. Вообще на разных группах колоколов должны работать разные звонари. И получить при этом слаженное звучание — их задача.
«Но когда такая гармония достигается, испытываешь ни с чем не сравнимое удовольствие. Особенно по большим праздникам, например на Пасху, когда в полночь исполняют пасхальный трезвон, — ради таких мгновений и работают, и живут», — считает Ирина Романова, выпускница одного из первых курсов звонарей, возглавляющая сейчас Музей православного звона при центре, где все эти колокольные истории и можно услышать.
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg082007/Polosy/221.htm