РИА Новости | Ольга Сухова | 02.03.2007 |
Как утверждают Камерон и Якобовичи, фильм стал результатом «серьезного исследования» захоронения в иерусалимском квартале Тальпиот, обнаруженного еще в 1980 году. Тогда были обнаружены десять оссуариев (погребальных урн), а в них — человеческие останки 2000-летней давности. Предположение о том, что обнаруженные останки могут принадлежать Христу, было выдвинуто кинодокументалистами Би-би-си в середине 1990-х гг., когда ученым удалось расшифровать надписи на захоронениях. Подписи на оссуариях гласили: «Иуда, сын Иешуа», «Иешуа, сын Йози», «Мария», «Мариамне», «Йози» (Иосиф) и «Матфей».
Это предположение, однако, уже тогда было отвергнуто серьезными учеными. Не менее скептично реагируют исследователи и на новый скандал вокруг тальпиотских захоронений. Профессор университета Бар-Илан Амос Клонер, занимавшийся расшифровкой подписей на оссуариях, уверен, что вся эта история — не более чем масштабная фальсификация. «Это — самый обычный иерусалимский склеп той эпохи. Имена на саркофагах — наиболее популярные еврейские имена первого века нашей эры», — говорит он.
Однако Симха Якобовичи считает, что вероятность совпадения не так уж и велика. В видео-интервью, опубликованном на сайте Discovery, он утверждает, что имя «Мариамне» (по мнению опрошенных им специалистов, за ним скрывается Мария Магдалина) нельзя считать распространенным. Об этом же говорит и Камерон: «Если вам встретились Джон, Пол и Джордж, то для выводов рановато, но вот если вместе с ними Ринго…»
Приводятся в фильме и другие «доказательства» (например, анализ ДНК обнаруженных останков), которые авторы находят чрезвычайно увлекательными и «правдоподобными». «Это ведь настоящая детективная история! Я не археолог, в данном случае моя работа была похожа больше на работу детектива, который должен собрать все улики. Некоторые «улики» — археологического характера, некоторые — лингвистического… Я просто шел по следу — куда бы он ни вел «, — объясняет Якобовичи на телеканале Discovery. «Это самое удивительное археологическое открытие всех времен», — говорит, в свою очередь, продюсер «Утраченной могилы».
Авторы фильма пытаются придать своей работе ореол научности, неоднократно подчеркивая, что их задача — «серьезное исследование» фактуры, а не «теологические выводы». Но вряд ли стоит всерьез принимать их исследовательские потуги, сопровождаемые, к тому же, длинными рассуждениями о конфликте между религиозным и научным познанием (речь об интервью Камерна на Discovery).
«Не нужны никакие богословские выводы любому мало-мальски знакомому с христианством человеку, если речь идет об обнаружении останков Христа», — поясняет www.rian.ru главный редактор журнала «Фома», завкафедрой журналистики МГИМО Владимир Легойда. «В Новом Завете совершенно четко сказано апостолом Павлом: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор., 15:14). Тут не надо делать никаких выводов».
Впрочем, в данном случае и выводы-то делать не из чего, считает главный редактор журнала «Фома». «Я не вижу тут предмета для научной дискуссии. Научные открытия не делаются кинорежиссерами. Научные открытия делаются серьезными учеными, проверяются другими серьезными учеными и временем. При этом иногда не выдерживают ни первой, ни второй проверки. Псевдонаучная сенсация — это еще не научное открытие», — утверждает Владимир Легойда.
«Все это является продолжением того, что написано в Евангелии, — говорит протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма мч. Татианы при МГУ, профессор МДА. — Когда иудейские первосвященники узнали о Воскресении Христа, они дали денег римским воинам и сказали: «скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали» (Мф. 28: 11−15). Это все тот же первоначальный иудейский навет: воскресения не было, а скраденное похоронили».
О том, что нельзя рассматривать «Утраченную могилу» как попытку привлечь внимание к малоизвестным научным фактам, имеющим отношение к жизни Иисуса Христа, говорит и профессор Московской Духовной Академии дьякон Андрей Кураев. «Научные факты, относящиеся к жизни Христа, не могут быть малоизвестными, — сказал он www.rian.ru. — И если обнаруженные 20 лет назад захоронение не стало сенсацией, значит оснований для этого не было».
По мнению отца Максима Козлова, популярность подобного рода «открытий» стала возможной на фоне «вопиющей религиозной безграмотности» людей. «Ситуация массовой безграмотности коммерчески востребована, — считает отец Максим. — Фильм Камерона прекрасно встраивается в череду проектов, среди которых — и реальное, но абсолютно маразматически истолкованное Евангелие от Иуды, и фильм Скорцезе «Последнее искушение Христа», и книга Дэна Брауна «Код да Винчи"…» По его словам, «собиратели денег» пользуются интересом общества к имени Христа, однако рассказывают о нем не так, как учит Церковь — «иначе будет не востребовано».
О том, что фильм Камерона — это не больше, чем коммерческий проект, говорит и глава Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского Александр Дворкин. «Обычная предпасхальная провокация, — отметил он в разговоре с www.rian.ru. — Средствам массовой информации все время нужны сенсации, а Пасха — это замечательный новостной повод, чтобы выпустить что-то вроде «Кода да Винчи» или «Евангелия от Иуды».
Заметим кстати, что авторы «Утраченной могилы» взялись за дело три года назад, когда одной из наиболее продаваемых книг был роман Дэна Брауна. Возмущенная реакция Святого Престола на «Код да Винчи» тогда немало поспособствовала росту тиражей «Кода да Винчи», что, по всей видимости, вдохновило Камерона и Якобовски вернуться к открытию 27-летней давности.
Как следует реагировать на подобного рода спекуляции? Зампредседателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин уверен, что фильм Камерона и так скоро забудут. «Срок жизни таких «сенсаций» стремительно сокращается, — говорит он. — Если древние ереси, пытавшиеся переписать Евангелие, жили несколько веков, то «Последнее искушение Христа» обсуждали несколько лет, «Код да Винчи» и «Евангелие от Иуды» — пять-шесть месяцев. А эта история вряд ли проживет в новостях больше нескольких недель».