Русская линия
Татьянин день Агафья Логофетова01.03.2007 

Энциклопедия заблуждений: «Отцы-пустынники и жены непорочны». О земных поклонах и неустанных метаниях

Наступила первая неделя (по церковному «седмица») Великого поста, и все мы почувствовали себя в другом, более строгом, покаянном и сосредоточенном мире — мире, в котором нет обычного торжества и радости (нет литургии Иоанна Златоуста), а есть сокрушение о своих безмерных грехах и мольба к Богу о помощи: «да не с фарисеом осудиши мя: паче же мытарево смирение подаждь ми, едине Щедрее, Правосуде» «и мне отверзи дверь славного Царствия Твоего» (из покаянного канона прп. Андрея Критского). С первой же недели заметно, как сильно отличаются будничные службы поста от непостовых: вся торжественность отложена, кроме суббот и воскресений, пение как выражение духовной радости уступило место чтению, а если и присутствует, то очень сдержанно, почти монотонно — максимально приближенно к распевному чтению. Чтение же соответствует великопостным дням: Псалтирь, ветхозаветные писания, долженствующие пробуждать молитвенный и покаянный дух, заступают место более радостного евангельского благовествования.

И сами службы необычны: по вечерам — Великое повечерие, почти полностью состоящее из псалмов и покаянных тропарей и молитв; в среду и пятницу вместо полной литургии — литургия Преждеосвященных Даров в соединении с вечерней, а перед ней — особые, великопостные часы с кафизмами (чтениями из Псалтири) и своими постовЫми (не «постными»! последнее только о еде и выражении физиономий) тропарями, с чином изобразительных (по логике названия изображают собой литургию, когда она по каким-либо причинам не совершается). Увеличивается число коленопреклоненных молитв и земных поклонов, и за каждым богослужением звучит молитва св. Ефрема Сирина с 16-ю великими и малыми (т. е. земными и поясными соответственно) поклонами.

Напомним, что земными (или великими) называются поклоны, совершаемые с преклонением колен и касанием головой земли, а поясными (малыми) — с наклонением головы так, чтобы рукой можно было достать до земли. Перед поклоном нужно осенить себя крестным знамением. Молитву св. Ефрема Сирина с поклонами народ совершает вслед за священником; она делится как бы на две части: сначала священник произносит каждое из трех прошений отдельно, сопровождая его земным поклоном; после последнего совершаются 12 поясных поклонов (Устав называет их «метаниями») со словами «Боже, очисти мя грешного»; а после малых поклонов читают всю молитву целиком и в конце полагают еще один земной поклон (молитву св. Ефрема Сирина священник совершает перед Царскими вратами на солее за исключением литургии Преждеосвященных Даров). Так бывает в конце Великого повечерия, утрени, 1, 3, 6 часа и изобразительных. На 9-м часе, а также на последовании литургии Преждеосвященных Даров в соединении с вечерней на этой молитве положены лишь первые три поклона, земных.

Кроме того, на Великом повечерии, службе, на которой в первые четыре дня поста читается Великий покаянный канон прп. Андрея Критского, полагаются земные поклоны: после Символа веры, когда поются стихи «Пресвятая Богородице, моли о нас грешных» и проч. до «Боже, очисти нас грешных и помилуй нас», после каждого стиха; во время пения кондака «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?» после 6-й песни канона все становятся на колени; на чтении же тропарей канона, на припеве «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» полагаются малые поклоны («метания»). На пении хвалитных стихов с припевом «Господи сил, с нами буди…» на каждом припеве — поясной поклон. В конце повечерия, при произнесении священником великого отпуста — молитвы «Владыко Многомилостиве» — все встают на колени и в конце кланяются до земли, испрашивая у Господа прощения прегрешений.

На каждом великопостном часе читается свой особый постовой тропарь и прилагающиеся стихи (на 1-м «Заутра услыши глас мой…», на 3-м «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа…», на 6-м «Иже в шестый день же и час…», на 9-м «Иже в девятый час…»; и 2 стиха): после тропаря и каждого стиха кладется земной поклон. Также поклон до земли — на тропаре «Пречистому образу Твоему». В конце каждого часа читается свой Богородичен (тропарь, посвященный Богородице, так как в нем раскрывается догмат воплощения Сына Божия от Пречистой Девы): на нем по Уставу положены три поясных поклона.

Чин изобразительных состоит в основном из так называемых блаженн — стихов-заповедей блаженств («Блаженни нищии духом…» и проч.) и припева «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи…», после каждого совершается поясной поклон; а при последнем троекратном пении «Помяни нас…» — три земных поклона.

Последование литургии Преждеосвященных Даров в соединении с вечерней начинается с чтения 18 кафизмы, разделенной на три части-антифона (каждый антифон заканчивается «Славой», троекратным «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» и малой ектеньей). По традиции, на первом антифоне можно сидеть, на втором полагается стоять, на третьем — стоять коленнопреклоненно, припав ниц до земли, так как в это время в алтаре Святые Дары переносятся с престола на жертвенник. Такой же земной поклон полагается на возгласе «Свет Христов просвещает всех», который священник произносит в открытых Царских вратах со свечой и кадильницей в руках. Во время пения «Да исправится молитва моя…» (стихи 140 псалма, по происхождению — великий прокимен) весь народ, певцы и канонарх встают на колени. Как известно, на литургии Преждеосвященных Даров нет Евхаристического канона (как видно из названия, святые Дары уже (прежде литургии) освящены), а значит, нет и Херувимской песни. Вместо нее во время великого входа, на перенесении Святых Даров, поется «Ныне силы небесные…», и в этот момент народ и певцы встают на колени и припадают ниц из благоговения к святой тайне Тела Христова. После заамвонной молитвы священника «Владыко Вседержителю, иже вся тварь премудростию соделавый…» положен поясной поклон.

За вечерней четырех (из пяти) воскресений Великого поста (иногда с первого, чаще — со второго) или на повечерии в пятницу служится акафист Страстям Христовым. Эта служба называется пассией (от лат. passio — страдание) и совершается только Великим постом. На ней читаются Евангелия о страданиях Христа, поются некоторые песнопения Страстной седмицы, читается поучение, а в конце молящиеся коленнопреклоненно поклоняются распятию, ставящемуся в центе храма, на месте иконы праздника. На вечерне полагается по одному земному поклону после песнопений «Богородице Дево, радуйся», «Крестителю Христов…» и «Молите за ны, святии апостоли…».

Следует отметить еще о земных поклонах применительно к Великому посту, что в будние дни (т. е. исключая субботы и воскресенья), когда нет праздников, пред- и попразднств, полиелея и великого славословия, Устав предполагает земные поклоны на каждом пении «Честнейшую» на 9-й песни канона (на утрене), а также перед причастием и перед и после приложения к Евангелию, кресту, мощам и иконам.

Согласно 90 правилу VI Вселенского собора земные поклоны отменяются в воскресные дни: «в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом воссылаем молитвы ко Господу» (поскольку «весьма рано» «по прошествии субботы» ученики нашли Господа воскресшим (напр., Мк. 16. 1−2). По Уставу земные поклоны прекращаются от «Сподоби, Господи» на вечерне в пятницу до «Сподоби, Господи» на вечерне в воскресенье. В Страстную седмицу земные поклоны прекращаются с Великой среды. Исключение составляет поклонение Плащанице в Великую пятницу и Великую субботу.

http://www.st-tatiana.ru/cgi-bin/client/display.pl?did=3476


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика