Правая.Ru | Священник Даниил Сысоев (+2009) | 02.03.2007 |
«У всех высоких, о человек! Одно отечество — горний Иерусалим, в котором сокрыто житие наше. У всех один род, и если угодно смотреть на дольнее — это персть, а если на высшее — это дыхание, которого стали мы причастниками, которое заповедано нам хранить, и с которым должно предстать на суд и дать отчет в соблюдении горнего нашего благородства и образа. Посему всякий благороден, кто соблюл сие дыхание добродетелью и стремлением к Первообразу; и всякий не благороден, кто осквернил оное пороком и принял на себя чуждый образ — образ змия. Дольние же сии отечества и породы суть только забава привременной нашей жизни и лицедейства. Ибо и отечеством именуется то, что каждый предвосхитил себе или насилием, или собственным бедствием, и где все одинаково странники и пришельцы, сколько бы мы не играли названиями… И потому предоставлю тебе высоко думать о гробах и баснях; а сам попытаюсь, сколько могу, освободиться от обольщения, чтобы или возвратить, или сохранить благородство».
Святитель Григорий Богослов. Слово 33. Т. 1. ТСЛ. 1994. с. 488.
Я в Церкви уже почти тридцать лет и могу сказать, что для подавляющего большинства прихожан главное в Церкви — Господь наш Иисус Христос. И почти никто (кроме, может быть, оголтелых националистов) никогда не покинет сладчайшего Иисуса из-за того, что к нам придут новые братьяНа сайте «Правая.ру» появилась замечательная в своем роде статья Д. Данилова «Россия за гробом», в которой автор от имени всей патриотической общественности выступил против идеи обращения в православную Церковь представителей нерусских народов. Особой критике подверглась моя позиция, озвученная на последних XV Рождественских Чтениях, что необходимо отличать патриотическое воспитание от дела православной миссии. Я был обвинен ни много ни мало в иконоборчестве за отказ признать существования некоей загробной России. Напомню простую вещь. Я, как и о. Петр, почитаем святые иконы Христа, Богородицы и святых угодников, воздавая почитание изображенным на них святых ликам, а не веществу, в строгом соответствии с догматом VII вселенского Собора. Так что обвинение нас в ереси является простым нарушением 9 заповеди — клеветой.
Может быть, и не стоило бы вовсе отвечать на такие обвинения, хотя обвинение в ереси — повод к вызову автора этого опуса на церковный суд, но, к сожалению, эта позиция отразила удивительную химеру, существующую в головах людей пытающихся создать «русское Православие».
Печально, когда люди приходя в Церковь, отказываются следовать вере Церкви. Печально, когда люди начинают под видом Православия исповедуют уже осужденную ересь. Но именно это наблюдается в статье. Напомню простую вещь.
В Никео-Цареградском Символе Церковь наша называется Соборной (Кафолической) и Апостольской. Согласно Пространному Катехизису свт. Филарета Московского «Церковь называется Соборной, или, что-то же самое, Кафолической, или Вселенской, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Апостол Павел говорит, что благовествование существует во всем мире и есть плодоносно и растимо (возрастает) (Кол.1,5−6) и что в Церкви христианской несть еллин, ни иудей, обрезание и необрезание, варвар и скиф, раб и свободь: но всяческая и во всех Христос (Кол.3,11), Сущии от веры (верующие) благословятся с верным Авраамом (Гал.3,9)… Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в Мире. Поскольку Господь Иисус Христос, по изречению Апостола Павла, есть Глава Церкве, и Той есть Спаситель тела, то, чтобы участвовать в Его спасении (вместе с Ним), необходимо быть членом Его Тела, т. е. членом Кафолической Церкви (Еф.5, 23). Апостол Петр пишет, что Крещение спасает нас по образу Ноева ковчега. Все спасшиеся от всемирного потопа спаслись единственно в Ноевом ковчеге. Так все обретающие вечное спасение обретают его в Единой Кафолической Церкви» (п. 268, 270).
Но для Дмитрия Данилова Православие существует исключительно в национальной форме. Более того, для него нация первичнее и важнее Церкви. Фактически само понятие Вселенской Церкви для него не существует. То учение, которое прямо исповедуется Новым Заветом (Гал. 3, 28; Кол. 3, 11), автор считает космополитизмом и «иконокластической» ересью. В представлении автора за гробом существует Россия, Греция, Палестина и т. п. Любопытно было узнать, откуда он узнал то, о чем не догадывался апостол Павел, повелевавший «обновлять по образу Создавшего, где нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 10−11). Видимо автору и нашим националистам был Новейший Завет, и они были восхищены до четвертого неба и слышали слова еще более неизреченные, чем слышал апостол. Павел говорит — «во Христе нет народов», а Данилов говорит — «есть».
Каким образом русские святые отделяются им от всех других святых? Израильтянка Богородица сказала о преподобном Серафиме — «сей из рода нашего», а Дмитрий говорит — «нет, он русский»! К каким святым отнести преп. Пафнутия Боровского — монгола, св. Прокопия Устюжского — немца, Антония Римлянина и препмч. Елизавету? Они входят в собор русских святых, но по крови не русские. А с другой стороны, разве русские христиане согласятся считать для себя чужими ликийца св. Николая или каппадокийца Георгия? Что за дикий национализм? Все святые и живые и на небесах находящиеся молятся обо всей Церкви — странствующей и в России, и в США.
Удивительно, как завораживает людей необоснованная ни на отцах Церкви, ни на священном Писании демагогия. «Отечество, говорят они — образ Царства небесного». Мы отвечаем: «обоснуйте». А на это нам отвечают совершенно дикими утверждениями, что Христос будто бы пришел только к Своему народу, а лишь после того, как Он был отвержен своими, послал апостолов к другим народам Земли.
Придется напомнить, что Израиль был не национальным, а религиозным образованием, народом Завета, общиной Авраама, в которую могли войти любые люди. Так что сопоставлять Израиль надо не с греками или русскими как национальными образованиями, а с язычеством (эллинством) — как всемирной лжерелигией. После того, как евреи выпали из Завета, сама община Авраама сохранилась — это Всемирная Церковь, Новый Третий Народ (по словам св. Иустина Философа), получившая все обещания.
Автор, говоря о самом существовании наций, почему-то утверждает, что их своеобразие создано Богом, забывая, что это — не благословение, а проклятие Вавилонской башни (Быт. 11). Если бы не было греха, то не было бы и народов, а только «аморфное человечество». Какой национальности был Ной, Енох или Авель?
И Пятидесятница преодолевает это противоестественное разделение. Вспомним кондак этого праздника: «егда снишед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше — в соединение вся призва».
Вот именно этого уникального чувства неотмирности Церкви и лишены наши националисты. Жаль, что не желают они услышать голос древней Церкви. Послание к Диогнету (II в. по Р.Х.) говорит: «Христиане не отличаются от других людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особых городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречия, и ведут жизнь, ничем не отличную от других людей. Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей, ищущих новизны. Они не привержены к какому-либо учению человеческому, как другие. Но обитая в эллинских и варварских городах, — где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, пище и во всем другом, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; участвуют во всем, как граждане, но все терпят, как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество и всякое отечество — чужая страна… Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные… Иудеи воюют против них, как против иноплеменников. Язычники их преследуют, но враги их не могут сказать, за что их ненавидят… Одним словом: что в теле душа, то в мире христиане. Душа распространена по всем членам тела, как христиане по всем государствам мира. Душа, хотя и обитает в теле, но сама бесплотна; и христиане живут в мире, но не суть от мира. Невидимая душа заключена в видимом теле; так и христиане, находясь в мире, видимы, но богопочтение их остается невидимым. Плоть ненавидит душу и воюет против нее, ничем не будучи ею обижена, потому что душа запрещает ей предаваться удовольствиям. Точно так же и мир ненавидит христиан, от которых он не терпит никакой обиды, за то, что они вооружаются против его удовольствий. Душа любит плоть свою и члены, несмотря на то, что они ненавидят ее, и христиане любят тех, кто их ненавидит. Душа заключена в теле, но в сущности она сама содержит тело. Так и христиане, заключенные в мире, как бы в темнице, сами сохраняют мир. Бессмертная душа обитает в смертном жилище; так и христиане обитают, как пришельцы в тленном мире, ожидая нетления на небесах. Душа, претерпевая голод и жажду, становится лучше; и христиане, в своих наказаниях, все больше умножаются с каждым днем. Вот какое славное положение определил им Бог, и от него им нельзя отказаться» (5−6).
Это мироощущение радикально противоположно как национализму, так и космополитизму. Назвать его правильнее «уранополитизмом» — «небесным гражданством». И для тех, кто придерживается его важно не мнение мирового сообщества (как для космополитов) или интересы нации (как для националистов), а воля Бога. Бог повелевает проповедать Евангелие всем народам (Мф. 28, 19), значит, мы должны это делать и вовремя и не вовремя. Не нужны для этого ни программы, ни вопросы целесообразности. Как не надо особо доказывать необходимость подавания милостыни и воздержания от кражи, так не надо доказывать и необходимости миссии диаспорам.
Другое дело, что сама эта миссии необходима и самим «гастарбайтерам», и России. Очевидно, что если мы не станем исполнять заповедь Бога, то России не устоять. Во-первых, потому, что если Господь разгневается, то никто не сохранит никакой страны, в том числе и России. А неразрушимости России в отличие от Вселенской Церкви никто не обещал. А во-вторых, даже с земной точки зрения только обращения ко Христу мигрантов можно надеяться на их мирной существование в нашей стране.
Напомню, что, вопреки тиражируемому мифу об опыте мирного сосуществования в России ислама и христианства, в реальной истории война мусульманства и России длится все время начиная с св. Владимира (войны с Волжской Булгарией) и до наших дней (Чечня). Исключением являлся только период татаро-монгольского ига. Лишь те народы, которые приняли христианство, могли надолго войти в состав империи. Что касается того, будто бы обращение мусульман в Православие никогда не пользовалось успехом, напомню, что сейчас в нашей стране каждый год свободно принимает христианство в несколько десятков раз больше мусульман, чем совращается из христианства в ислам. Сотни тысяч татар, башкир и других представителей исламских народов реально являются христианами — вот результат и царской миссии, и нынешнего возрождения Православия.
На самом деле позиция Д. Данилова не только антихристианская, но и глубоко антирусская. Она отказывает России в ее главном идеале, за который Бог дал ей такие просторы — идеале святости для всех. Если раньше человек мог стать казаком, если мог перекреститься и выпить рюмку водки, то никто не спрашивал его ни о крови, ни о нации. Именно такой подход, признававший и единственную истинность Всемирного Православия, и предлагавший всем войти в Церковь, и создал империю, в которой подавляющее большинство русских. А ведь к концу XVII века население нашей страны делилось по языковому признаку почти напополам — между русским и татарским.
А сейчас националисты хотят разрушить реальную страну ради своих идей. «Россия для русских» не будет ни Православной Россией, ни имперской. Она сползется до маленького озлобленного азиопского княжества, в котором власть захватят космополиты — мусульмане.
Они подняли свою руку и против Русской Церкви, которую они хотят превратить в националистическую секту. Только непонятно, зачем тогда они борются с украинскими автокефалистами? Ведь те точно также разрушают Вселенскую Церковь ради нации.
Я уже не говорю, что статья является глубоко русофобской. Она утверждает, будто русские люди уйдут из Церкви потому, что в нее придут диаспоры. Неужели товарищ Данилов считает наших прихожан таким глупцами, которым в церкви нечего делать, кроме как защищать свою культуру? Зачем русских считать такими свиньями, которые совершенно не думают о Царстве Небесном? Неужели Данилов считает, что русские идут в храм не для спасения своей души, а зачем-то еще?
Я в Церкви уже почти тридцать лет и могу сказать, что для подавляющего большинства прихожан главное в Церкви — Господь наш Иисус Христос. И почти никто (кроме, может быть, оголтелых националистов) никогда не покинет сладчайшего Иисуса из-за того, что к нам придут новые братья. Напротив: вы бы видели, какая радость бывает на лицах у русских прихожан и прихожанок (и молодых, и старых), когда принимают св. Крещение мусульмане. Наши христиане сохранили Христову радость о едином грешнике кающемся.
А позиция Д. Данилова четко повторяет слова Антихриста в «Трех разговорах» В.С. Соловьева: «Любeзныe бpaтья! Знaю я, чтo мeждy вaми ecть и тaкиe, для кoтopыx вceгo дopoжe в xpиcтиaнcтвe eгo cвящeннoe npeдaнue, cтapыe cимвoлы, cтapыe пecни и мoлитвы, икoны и чин бoгocлyжeния. И в caмoм дeлe, чтo мoжeт быть дopoжe этoгo для peлигиoзнoй дyши? Знaйтe жe, вoзлюблeнныe, чтo ceгoдня пoдпиcaн мнoю ycтaв и нaзнaчeны бoгaтыe cpeдcтвa Bceмиpнoмy мyзeю xpиcтиaнcкoй apxeoлoгии в cлaвнoм нaшeм импepcкoм гopoдe Koнcтaнтинoпoлe c цeлью coбиpaния, изyчeния и xpaнeния вcякиx пaмятникoв цepковнoй дрeвнocти, пpeимyщecтвeннo вocтoчной, a вac я пpoшy зaвтpa жe избpaть из cpeды cвoeй комиccию для oбcyждeния co мнoю тex мep, кoтopыe дoлжны быть пpиняты c цeлью вoзмoжнoгo пpиближeния coвpeмeннoгo бытa, нpaвoв и oбычaeв к пpeдaнию и ycтaнoвлeниям cвятoй пpaвocлaвнoй цepкви! Бpaтья пpaвocлaвныe! Koмy пo cepдцy этa мoя вoля, ктo пo cepдeчнoмy чyвcтвy мoжeт нaзвaть мeня cвoим иcтинным вoждeм и влaдыкoю, пycть взoйдeт cюдa».
Но мы вместе со старцем Иоанном ответим: «Bceгo дopoжe для нac в xpиcтиaнcтвe caм Xpиcтoc — Oн Caм, a oт Heгo вce, ибo мы знaeм, чтo в Heм oбитaeт вcя пoлнoтa Бoжecтвa тeлecно».
Именно любовь к Нему и желание исполнить Его Божественную Волю понуждаент нас нести свет Евангелия всем народам, что все они вошли в Всемирную Церковь и нашли подлинное отечество там, где живет наш Отец.