Новая политика | Виктор Федоров | 28.02.2007 |
Вот почему с первых дней существования антикризисной коалиции эксперты в России и на Украине задавались вопросом: можно ли ожидать позитивных изменений в зашедших в тупик российско-украинских связях в случае прихода к власти бело-синих? Наиболее оптимистично настроенные российские наблюдатели ожидали от В. Януковича активизации усилий по вхождению Украины в «российские» экономические ЕЭП, ЕврАзЭС и оборонный ОДКБ. Но обращалось также внимание на то, что преувеличивать степень пророссийскости Януковича и
Существенной помощи «молодой украинской демократии» Запад оказывать не спешит
руководящего аппарата Партии регионов не следует. Политически и экономически донецкая элита, основа Партии регионов, не заинтересована в излишне тесной интеграции с Россией. В ее интересы входит завоевание командных высот и превращение ее в ведущую региональную элиту на Украине. Слишком тесная интеграция с Россией приведет к утрате «донецкими» статуса лидирующей группы, поставит их в подчиненное положение в сравнении с российскими олигархами, которым они не могут составить серьезной конкуренции. Пророссийскость позиции Януковича и регионалов напрямую зависит от внутриполитической ситуации на Украине. Участие регионалов в антинатовских акциях в Крыму в мае-июне прошлого года было достаточно вынужденным и определялось политической конъюнктурой.
Наряду с политическими и экономическими интересами, препятствующими тесной интеграции с Россией, лидеры регионалов сильно ограничены в своих решениях требованиями внутриполитического момента. Сложившаяся на Украине в начале августа 2006 г. политическая модель (точнее, можно говорить о процессе ее оформления, не законченном по сегодняшний день) характеризуется высокой степенью нестабильности и хрупким равновесием. Все министерские посты в нынешнем Кабмине за исключением (по всей видимости, временным) должности главы оборонного ведомства, оказались в руках «антикризисников». Новому премьеру не удалось стать полновластным хозяином Украины, каким был президент Кучма, но политическую монополию утратил и В. Ющенко. Буквально на наших глазах происходит катастрофическое сокращение властных полномочий президента. Пост главы государства рискует превратиться в витрину украинской демократии, за которой не скрывается никакой реальной власти.
Внутриполитические ограничители (опасность нарушить хрупкий баланс сил и опасение выплеснуть протест на улицы) объясняют, почему Янукович особо не спешит с выполнением предвыборных обещаний. Из текста Универсала национального единства, как известно, были исключены упоминания о федеративном устройстве Украины, о статусе русского языка, а вопрос о НАТО вынесен для обсуждения на референдуме [1]. Напомним, что с октября 2005 по март 2006 года проходил сбор подписей за проведение всеукраинского референдума. В общей сложности 4 миллиона 664 тысячи 902 (10% населения страны!) гражданина Украины поставили свои подписи за проведение референдума, на который были вынесены вопросы: «Согласны ли Вы с тем, чтобы Украина стала членом Организации Североатлантического договора (НАТО)?» и «Поддерживаете ли Вы участие Украины в Едином экономическом пространстве (ЕЭП) вместе с Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Белоруссия, в соответствие с Договором о формировании Единого экономического пространства, подписанном 19 сентября 2003 года?» [2]. Хотя Янукович и делал неоднократные заявления о том, что решение Центральной избирательной комиссии относительно референдума по НАТО и ЕЭП необходимо выполнять, у большинства экспертов подобные декларации вызывают серьезные сомнения.
Однако сказанное не означает, что позитивных изменений во взаимоотношениях двух стран не произошло. Прошедшие со дня назначения Януковича премьер-министром события позволяют сделать вывод о несомненной стабилизации российско-украинских связей. Как было сказано выше, из украинского Кабмина удалены почти все ключевые фигуры, с которыми связанно лоббирование интеграции Украины в НАТО. Главными проводниками этой линии в правительстве
Происходит катастрофическое сокращение властных полномочий президента Ющенко
Януковича, «унаследовавшем» их от своего «оранжевого» предшественника, являлись Борис Тарасюк (МИД) и Анатолий Гриценко (Минобороны). В бытность министром в правительстве Януковича Тарасюк проводил самостоятельную внешнюю политику, не сообразуясь в этом с позицией своего непосредственного руководителя. В свете меняющихся отношений Украины с Россией и Западом украинский премьер не мог примириться с подобным положением дел [3]. Еще 1 декабря 2006 г. постановлением Рады Тарасюк был уволен с должности министра. Конфликт разгорался нешуточный: сторону «своего» министра принял президент, премьер и Верховная рада также стояли на своем. Победил сильнейший: 31 января Тарасюк был вынужден написать заявление об уходе с поста министра иностранных дел.
Единственный на сегодняшний день министр-«оранжист», оставшийся в правительстве Януковича, — Гриценко. Попытки его отставки неоднократно предпринимались Верховной радой и, представляется, будут продолжены до победного конца, то есть, до отставки главного оборонщика.
Еще о позитивном. С возвращением Януковича в премьерское кресло в экономические отношения между Москвой и Киевом был внесен значительный элемент долгожданной стабильности и определенности. Споры и конфликты (в том числе, в болезненной газовой сфере) возможны и даже вероятны и в дальнейшем, однако вероятность повторения «бензиновой» или «газовой войны» резко снижается. Отметим, что Янукович (в отличие от Ющенко) поддержал позицию России в нефтегазовом конфликте с Белоруссией.
С момента назначения нового украинского премьера состоялось три встречи Януковича с первыми лицами российского государства — президентом Путиным и председателем правительства Фрадковым. Состоявшаяся в конце октября в ходе визита Януковича в Москву встреча с российскими президентом и премьером, насколько можно судить, стала наиболее значимой. Пожалуй, главный итог этих встреч — декларирование стратегического экономического партнерства двух восточнославянских стран. Частный итог — принятие решения о цене, объемах и условиях поставки российского газа на Украину. Как известно, цена составила 130 у.е. за тысячу кубометров. Как отмечалось в российских СМИ, в обмен на это Украина обязуется выполнить следующие условия: провести референдум по НАТО; не трогать российский Черноморский флот с возможностью пролонгации соглашения и после 2017 года; согласиться на посредничество Rosukrenergo и России при покупке туркменского газа; сохранять неизменными транзитные ставки для российского газа [4].
Особенно значим вопрос о НАТО. Янукович и его союзники в Верховной раде заявляют о готовности проведения референдума по вступлению в Альянс, что не может не вызывать настороженности в Вашингтоне и Брюсселе. 10 декабря 2006 г. бывший посол США на Украине Стивен Пфайфер заявил, что Украина рискует потерять динамику в отношениях с НАТО, предупредив, что это может привести к потере заинтересованности альянса в украинском членстве: «конкуренция ветвей власти в стране в сфере внешней политики» не способствует «доверию к президенту, премьер-министру и Украине».
В отношении Евросоюза намерения украинской стороны остались неизменными: «регионалы», как и представители «Нашей Украины», всегда выступали за евроинтеграцию, с той лишь разницей, что вступление в ЕС они привязывали к вхождению в ЕЭП [5]., а перспективу евроинтеграции видели более отдаленной. Регионалы оказались большими политическими реалистами, чем «оранжевые»: Украину фактически «прокатили» в вопросе ее скорого вхождения в ЕС. Даже время возможного рассмотрения этого вопроса было перенесено на неопределенный срок [6].
Тем самым, Янукович в своей внешней политике (по крайней мере, в той мере, насколько она находится в пределах его компетенции) фактически вернулся к политике многовекторности, которая так прочно ассоциировалась с правлением президента Кучмы. Сходство отнюдь и далеко не полное: Янукович, безусловно, более пророссийски настроенный политик, чем Кучма, да и Москва, кажется, доверяет ему значительно больше. Внешнеполитический курс Януковича пока только оформляется, но уже сегодня ясно, что в его цели входит построение более или менее равнозначных векторов, главные из которых — Украина-Россия и Украина-ЕС. Не все внешнеполитические шаги вызывают восторг российского руководства, но, как представляется, возможность ведения нормального диалога у нас имеется.
С возвращением Януковича экономические отношения между Москвой и Киевом стали стабильнее
Как известно, политический 2006 год российско-украинских взаимоотношений завершился визитом 22 декабря президента России Путина на Украину. Хотя в ходе переговоров не были затронуты (по крайней мере, официально) самые болезненные и важные вопросы, визит Путина в Киев подвел черту под целым политическим периодом (пусть и краткосрочным) во взаимоотношениях двух стран. Команда Ющенко была вынуждена внести определенные коррективы во внешнеполитическую стратегию (хотя бы на уровне деклараций). Россия сделала Киеву щедрые авансы, принципиально не заостряла вопросы о положении русского языка на Украине, о перспективах ее вхождения в НАТО, о положении Черноморского флота в Крыму.
Остается подождать, насколько президент Ющенко (именно он, а не премьер Янукович выступил главным переговорщиком с украинской стороны) заинтересован внести реальные изменения в свою внешнеполитическую стратегию. И насколько оправданным окажется стремление российской стороны сохранить стабильность на Украине в нынешнем, «полуоранжевом» ее варианте, да еще столь высокой ценой.
[2] Янукович гарантирует создание необходимых условий для проведения референдума о вступлении Украины в НАТО // www.regnum.ru/news/763 447.htm
[3] Верховная Рада продолжает чистку кабинета министров // www.novopol.ru/article12932.html
[4] Украина продаст НАТО за газ // www.stoletie.ru/news/61 020 140 258
[5] Партия регионов: 50 вопросов и ответов. Донецк, 2006. П. 12.
[6] Евросоюз отказал Украине в перспективе членства // www.regnum.ru/news/769 664.htm