Правая.Ru | Владимир Корнилов | 01.03.2007 |
Правая.Ру: Владимир Владимирович, минувший период украинской политической жизни ознаменовался выдворением из страны, а также запретом на въезд в Украину некоторым российским народным депутатам, политологам и журналистам. Будут ли в ближайшем будущем дезавуированы и отменены эти решения оранжевой власти, и существует ли у правительства необходимый для этого механизм?
Владимир Корнилов: Позорная практика преследования украинскими властями инакомыслящих иностранцев длится уже более года. Некоторые случаи недопущения на территорию Украины российских граждан были уже и после прихода к власти правительства Януковича. Но оно к этим репрессиям отношения не имеет. Мало того, Партия Регионов, которую возглавляет нынешний премьер, приложила немало усилий для ликвидации этой порочной практики. После объявления персоной нон грата директора Института стран СНГ Константина Затулина «регионалы» публично призвали украинскую власть отказаться от таких шагов. Депутаты от ПР обеспечили приезд Затулина в киевский суд для защиты своих прав, до сих пор забрасывают официальными запросами различные инстанции с требованием отказаться от практики нарушения прав человека в отношении к иностранным гражданам. А вице-премьер Украины Николай Азаров даже демонстративно выразил свое отношение к данной проблеме, вручив Затулину общественную награду — орден «За возрождение Украины».
Но, к сожалению, у правительства пока нет правовых механизмов для отмены незаконных постановлений о персонах нон грата. Эти запреты вводятся решениями Службы Безопасности Украины, которая напрямую подчиняется президенту. И хотя они противоречат и украинским законам, и международным нормам, формально СБУ ссылается на закон «О правовом статусе иностранцев». Согласно логике спецслужбы, любой ее сотрудник (даже регионального отделения) может объявить по своему собственному усмотрению невъездным на территорию всей Украины любого иностранца. Например, формально решение о запрете на въезд Затулину выносил майор крымского СБУ. Основанием для этого решения были не какие-то действия депутата Госдумы, а его высказывания, надерганные «службистами» из Интернета. По этой логике, майор Донецкого или Луганского СБУ мог во время событий на Майдане вынести решение о запрете на въезд в Киев Квасьневскому или Саакашвили — и был бы прав.
Данный вопрос можно было бы решить Верховной Радой. Достаточно внести несколько поправок в законы «Об СБУ» и «О правовом статусе иностранцев». Суть их должна заключатся в том, чтобы ограничить право СБУшников на вынесение подобных запретов. Эти решения не должны выноситься в отношении лиц, которые не совершили никаких противоправных деяний, не причастны к террористическим организациям и т. д. Таким образом, граждан России нельзя будет преследовать за инакомыслие. Думаю, вскоре парламент примет подобные поправки. Но еще не факт, что «демократичный» Ющенко не наложит вето на эти демократические нормы.
Россия очень долго пыталась решить эту проблему путем увещеваний, переговоров, обмена нотами, воззваниями. Более года она терпела унижение в виде массового преследования своих граждан, ограничиваясь дипломатическими шагами. В конце концов, Москва начала применять симметричные меры по отношению к украинским политикам. Первой персоной нон грата стал депутат Верховной Рады Петр Порошенко, кум Виктора Ющенко. Если Украина не откажется от своей практики борьбы с российским инакомыслием, то, уверен, Порошенко будет не последним в этом списке. Надеюсь, что теперь Киев пересмотрит свои подходы к этим проблемам.
На Украине сейчас поднят солидный шум вокруг недопущения Порошенко на территорию России, журналисты и политики называют этот шаг «неадекватным». Я их всегда спрашиваю по этому поводу: а что Россия должна была еще сделать, чтобы «оранжевые» посчитали это адекватным? Конечно, США в таких случаях действует гораздо оперативнее и жестче. В 2000 году Киев лишил права на въезд молодого американского издателя Джеда Сандена, чья газета осмелилась покритиковать Кучму (по поразительной «случайности», министром иностранных дел Украины тогда тоже был Борис Тарасюк). В течение суток (!) Вашингтон поднял жуткий шум вокруг данного инцидента. Насколько мне известно, по поводу ущемленных прав американского гражданина украинскому президенту звонил лично вице-президент США. Госдепартамент пригрозил введением против Украины политических и экономических санкций. И Киев в срочном порядке отменил свое решение, надолго отказавшись от подобной практики. Я думаю, эти действия Вашингтона по защите прав своих граждан за рубежом могли бы служить хорошим примером Москве.
— Как Вы оцениваете возможность реванша оранжевой революции, досрочных парламентских выборов, и каковы, на Ваш взгляд, шансы основных политических сил в случае реализации такого сценария?
— К сожалению, шансы на роспуск парламента велики. Юридических оснований для этого у «оранжевых» нет. Но вы же помните, что для третьего тура голосования в 2004 году их тоже не было. И кого это тогда остановило?
Сейчас секретариат президента Украины запустил механизм по подготовке общественного мнения к очередной «революции». Два штатных сотрудника секретариата неприкрыто занимаются подготовкой так называемого «похода на Киев» по сценарию похода Муссолини на Рим. Акция намечена на май. К этому времени Ющенко и Ко надеются на нужное им решение Конституционного суда по отмене вступившей в силу полтиреформы или признанию ныне действующего Кабинета министров нелегитимным. Уже есть признания того, что на судей Конституционного суда оказывается серьезное давление с целью вынудить их принять необходимые решения. Обеспечив это и создав видимость «всенародного гнева» людей, приведенных в мае в Киев, «оранжевые» надеются на роспуск парламента и досрочные выборы. К этому времени они надеются также обвалить рейтинг Партии Регионов (для этого сейчас по всей стране людей выводят на улицы в знак протеста против повышения жилищно-коммунальных тарифов), чтобы лишить ее первенства на досрочных выборах.
В принципе, все социологические опросы показывают, что в народе пока, несмотря на рост социальной напряженности, сохраняются высокие рейтинги Януковича. А рейтинг Ющенко по-прежнему падает, приближаясь к абсолютному нулю. И если бы правящие силы действовали адекватно в отношении угроз, звучащих из уст «оранжевых», у последних не было бы ни единого шанса на победу. Однако беспокойство вызывает тот факт, что «регионалы» пока не предпринимают активных действий на идеологическом и масс-медийном направлении. Против них запущен механизм бешеной пиар-кампании через ведущие украинские телеканалы, в основном контролируемые «оранжевыми» и западными капиталами. Но ПР пока не отвечает на эту кампанию даже через свои СМИ, не говоря уже о широкомасштабной контрпропаганде. Из уст некоторых депутатов от правящей коалиции звучат фразы, чуть ли не в точности повторяющие их риторику лета 2004 года, когда они сами успокаивали себя тем, что Майдан невозможен. Чем такая самоуспокоенность закончилась осенью 2004-го, всем известно. Не хотелось бы, чтобы сейчас эта печальная история повторилась. Однако именно вялая позиция правящей коалиции относительно угроз и дает мне основания опасаться вероятного роспуска парламента.
— В последнее время чрезвычайно усилилась украинизация телеэфира. Многие популярные российские телепередачи и кинофильмы выходят на экраны с синхронным переводом на украинский, несмотря на то, что русский язык является родным более чем для половины населения страны, а понятен практически для всех жителей Украины. Гостелерадио обещает в этом году довести украиноязычное вещание до 75%, и это в то время, когда на минувших парламентских выборах граждане Украины отдали голоса за политическую силу, выступившую в защиту прав русскоязычного населения страны. Могли бы Вы прокомментировать эту ситуацию? Будут ли в этой области какие-то сдвиги?
— Я очень на это надеюсь. Пока что Партия Регионов (если не считать нескольких заявлений безответственных «регионалов», явно расходящихся с мнением большинства) не отказалась от идеи придания русскому языку официального статуса. Как вы знаете, весной-летом прошлого года в южных и восточных регионах Украины, где большинство в Советах получила ПР, русский язык получил статус регионального, что обязывает власти обеспечить ему свободное функционирование в СМИ, в сфере образования, культуры и т. д. Сейчас в некоторых областях идут судебные тяжбы по поводу этих решений. И, насколько мне известно, «регионалы» в этих судах тоже не «сдают» права русскоязычных граждан, продолжая отстаивать идею придания их родному языку статуса регионального.
Кроме того, одним из лидеров ПР Евгением Кушнаревым, трагически погибшим этой зимой, подготовлен законопроект «О языках», с принятием которого можно было бы в значительной степени поднять статус русского языка в стране, в том числе запретить всякое вмешательство государства в языковую политику СМИ и коммерческих структур. Практически наверняка на этот закон Ющенко наложит вето. Однако, по признанию известного «регионала» Бориса Колесникова, которого называют правой рукой миллиардера Рината Ахметова, ПР работает и над тем, чтобы набрать 300 голосов в парламенте для конституционного закрепления госстатуса русского языка и, возможно, для преодоления вето президента.
Вместе с тем вызывают беспокойство последние шаги по тотальной украинизации киноэфира, предпринимаемые в последние месяцы властью, в том числе и исполнительной. Вопреки нормам Конституции, украинских и европейских законов, кинодистрибьюторов заставляют переходить исключительно на украинский язык. В противном случае Госкомкино (а это — структура, напрямую подчиняющаяся правительству!) грозит им административными санкциями. Вынудив дистрибьюторов подписать «добровольно-принудительный» Меморандум о сотрудничестве с властью, чиновники уже сейчас вообще лишили русскоязычных детей Украины возможности смотреть мультфильмы и детские фильмы на своем родном языке. И меня очень тревожит тот факт, что такие волюнтаристские действия украинских чиновников не имеют никакой ответной реакции со стороны их прямых начальников в Кабмине.
— В этом году из государственного бюджета Украины было выделено около миллиона долларов на проведение информационно-агитационной кампании по вступлению страны в НАТО. С чем, на Ваш взгляд, связано затягивание Референдума по вступлению Украины в северо-атлантический альянс? Не приведет ли это затягивание к тому, что в итоге общественное мнение будет склонено в другую сторону, то есть в пользу НАТО?
— И правовые, и политические основания для проведения референдума по поводу идеи вступления Украины в НАТО уже созданы. Согласно украинским законам, его должны были объявить еще в прошлом году, так как при необходимых 3 миллионах подписей в поддержку референдума было собрано 4,5 миллиона. То, что дата этого мероприятия до сих пор не назначена, — должностное преступление. Сначала Центризбирком всячески затягивал дело, пачками возбуждая уголовные дела против инициативных групп, собиравших подписи. Но для того организаторы и набрали полтора миллиона «лишних» голосов, чтобы избежать возможности опротестовать результаты акции. Поняв, что при дальнейшем затягивании процесса есть угроза уголовного преследования, ЦИК сдал подписи в Секретариат Ющенко, переложив ответственность на последнего. Теперь, не объявляя референдум, закон уже нарушает он.
Параллельно команда президента при поддержке многочисленных зарубежных фондов (в том числе государственных) ведет лихорадочную кампанию с целью склонить общественное мнение относительно НАТО в свою пользу. Крайне слабую поддержку идеи вступления страны в Альянс «оранжевые» объясняют «низкой степенью информированности населения». И вовсю «информируют», используя для этого и бюджетные средства. При этом «информация» является элементарной агитацией за вступление. Замалчиваются военные кампании НАТО, бомбежки Сербии, война в Афганистане и т. д.
В этой связи я давно уже поднимаю вопрос здесь, на Украине, по поводу использования бюджетных средств. Если все основные политические игроки (включая и президента, и премьера), подписывая пресловутый ющенковский «Универсал», согласились с тем, что мы рано или поздно проводим демократический референдум по поводу вступления в НАТО, то государство должно обеспечить равные условия для противников и сторонников этой идеи. То есть либо оно вообще не финансирует агитационные кампании по данному вопросу, либо финансирует в равной мере кампании «за» и «против». Думаю, полмиллиона долларов противникам вступления в НАТО будут нелишними.
В этой же связи меня несколько удивляет осторожная политика России в данном вопросе. Запад, не стесняясь, развернул широкомасштабную кампанию агитации на Украине, используя прямые бюджетные вливания в нее. Посол США открыто говорит, что его страна увеличит финансирование информационной кампании на Украине. Прибалтийские правительства, Польша открыто выделяет средства на агитацию. Да и НАТО содержит фактически по всей Украине свои информцентры, на которые выделяется немаленькое финансирование. Сейчас в Конгрессе США зарегистрирован законопроект 14 сенаторов о финансовой поддержке вступления Украины и Грузии в НАТО. Но когда убеждаешь российских чиновников, что Москва должна действовать адекватно и открывать здесь за свой счет центры анти-НАТО, слышишь испуганный ответ: «Это же будет вмешательством во внутренние дела Украины». Я не понимаю такой логики. Ведь вроде бы, Россия не раз устами высших ее представителей заявляла, что она не поддерживает евроатлантические устремления официального Киева. Откуда же эта «стеснительность» в выборе практических мер для предотвращения такого шага, безусловно, вредящего национальным интересам России?
Считаю, что Москва не просто должна активно участвовать в контрпропагандистских акциях — она должна еще и пиарить их, подчеркивать свою активную роль в этих процессах. Причем речь идет не только о НАТО. Россия должна точно так же действовать и в защите русского языка, в отстаивании прав своих граждан на территории Украины. Я очень надеюсь, что Москва пересмотрит свои подходы к данным проблемам и займет действительно активную позицию, поняв, что это — не только и не столько проблемы русскоязычных жителей Украины, сколько самой России. Иначе натовские танки будут вскоре стоять в нескольких километрах от Ростова-на-Дону.