Труд | Валерий Коновалов | 28.02.2007 |
— Тогда назовите, пожалуйста, эти заповеди, — попросил мальчик.
— Их десять, — сообщила Волочкова. — Не убий, не укради, не прелюбодействуй… Какие еще? Ну, может быть, вы знаете, давайте вместе вспоминать? Вот правильно: возлюби ближнего своего…
Сообща вспомнили еще три.
— Вот теперь, кажется все, — облегченно вздохнула балерина.
Нет ничего удивительного в том, что она запуталась, перечисляя заповеди.
Нет ничего исключительного и в том, что человек говорит о заповедях, по которым вроде бы живет, не зная точно их содержания. Это расхожий феномен нашего времени.
Вот и в другой телепередаче в эти же дни прозвучали слова о десяти заповедях Христа. И было очевидно, что подразумевались при этом заповеди, которые получил на горе Синай ветхозаветный пророк Моисей задолго до Рождества Христова. Это их было действительно десять.
А вот у Христа в Нагорной проповеди так называемых заповедей блаженства всего девять. Это те, что начинаются со слов «Блаженны нищие духом…».
Заповедями, впрочем, называют и некоторые другие тексты из Священного Писания.
Но надо ли во всем этом разбираться людям не церковным? А ведь это, пожалуй, вопрос не столько веры, сколько культуры.
Конечно, если ты заявляешь, что живешь или хочешь жить по тем или иным заповедям, то уж стоит хотя бы знать их. Понятное дело, что для человека, который называет себя верующим, логично освоить хотя бы азы этой веры. Впрочем, как именно человеку идти к Богу и с чего начинать, это дело, с одной стороны, личное, а с другой — компетенция Церкви.
Но вот в чем парадокс: даже те, кто к религии равнодушен или вообще враждебен, оказываются нередко в весьма неловком положении из-за своей религиозной неграмотности. В том-то и состоит феномен, о котором уже упоминалось, что вера возвращается сейчас в обиход нашей жизни после долгого отсутствия, но на уровне полузабытых, искаженных представлений. Во многих беседах и дискуссиях по самым горячим проблемам совершенно естественно возникают религиозные мотивы. Но звучат зачастую двусмысленно. Собеседники то и дело попадают впросак, потому что или не понимают друг друга, или произносят совсем не то, что имели в виду. А обойти религиозную составляющую любой общественно значимой проблемы трудно в стране, вся история и культура которой без религии немыслимы. Запрет на веру теперь снят. Но знаний о вере недостает. Не только тем, кто идет к Церкви. Всем, кто живет здесь.
Люди, которые делали нашу историю, были верующими. Люди, которые сочиняли в России гениальные романы и симфонии, прекрасно знали евангельские тексты и вдохновлялись ими. Нам не понять их без общих с ними знаний.
Нам и себя не понять без этого.