Радонеж | Евгений Ташков | 28.02.2007 |
— Две революции и братоубийственная гражданская война — величайшая трагедия русского народа. «Красные» и «белые» — и те и другие русские люди. А значит, это трагедия и тех, и других. Я хотел это показать в фильме. Когда закончили работу, один из моих знакомых кэгэбэшников посоветовал сделать эпиграф: «Посвящается первым чекистам». Мы решили, что с таким эпиграфом к фильму не должны сильно придираться. Но мы ошиблись. Картина не прошла. Со словами: «Белогвардейское отребье за границей будет в восторге от подобной фальсификации истории», фильм положили на полку, где он и пролежал целых четыре месяца. Я никак не мог с этим смириться, и предложил обратиться в КГБ, что там скажут о фильме? Был организован просмотр, на который пригласили двенадцать генералов госбезопасности. В результате, никто из них не нашел ничего «крамольного», и картину решено было показать.
— Чем, по вашему, должно быть кино: развлечением, своеобразной школой, способом навязать свои представления о мире?
— Развлечением — ни в коем случае! Учить?.. Я думаю, что кино должно воспитывать. Другое дело: что предполагает воспитание, в каком духе оно будет проходить? Ведь каждое событие разные люди воспринимают по-разному. Я в этой ситуации буду думать и действовать таким образом, другой — иначе, третий — совсем по-другому. Поэтому нужна база, от которой мы могли бы отталкиваться. И такой базой, я думаю, могли бы стать три фразы Пушкина, за которыми скрывается целое мировоззрение. Первая его изречение: «Нет убедительности в подношениях, и нет истины, где нет любви». Это сказано поэтом в приложении к статье о Радищеве. Вторая фраза: «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман». Третья: «И чувство доброе я лирой пробуждал». Достаточно! В этом — все! И это я пытаюсь донести до своих учеников и до своего зрителя.
— Наша газета рассчитана не только на православных христиан, но и на невоцерковленных людей, которые находятся за порогом храма, но тем не менее тянутся к Церкви. Читая нашу газету, они многое для себя открывают. Например, — что в Бога верят не только священнослужители и горстка «древних» бабушек, но и молодежь, — девушки, парни. Кроме того, мы пишем об известных людях, имя которых у всех на слуху и которые и верят в Бога, и служат Ему. Помимо того, что вы замечательный кинорежиссер, сценарист, актер, вы — православный христианин. Что бы вы могли сказать невоцерковленным людям о Православии?
— Сегодня Православие для многих людей — это выход из тупика, куда их завели материалисты. Все эти годы они говорили нам: «Делайте то, что мы говорим и не думайте ни о чем. Потому что все равно все закончится могилой!» Они вдолбили это безумие в голову целого народа, сделали людей сумасшедшими, потому что считать, что человек рождается, что бы умереть — это сумасшествие. Это следствие мудрствования. Зачем все усложнять? Что может быть проще загробной жизни? Это действительно очень просто — жить после! А материализм — это мудрствование, которое, как мы знаем, лукаво. Уйти от лукавства можно только в сторону Православия. Другого пути нет.
— Кто-то из отцов Церкви однажды сказал: «Что бы человек ни делал, он должен все делать во славу Божию». Как эти слова можно претворить в кино?
— Когда я делаю картину, мной движет желание соучаствовать в делах героя, его заботах, его бедах. И я призываю к этому других. Я обязан своим фильмом растопить душу зрителя, чтобы тот смог воспринять трагедию совершенно другого, неизвестного ему ранее человека, как свою собственную. Если хотите, я должен своей работой подготовить почву, для сеяния доброго, вечного. Не я Сеятель, я лишь орудие в Его руках. Внутренне преобразить человека, дать ему возможность стать лучше, задуматься о душе — этому должно служить искусство.
— Одно время много говорили о Православном кино. Каким оно должно быть? Можно ли отнести к Православному кино, к примеру, ваш фильм «Уроки французского», где ни слова не сказано о религии, но показано глубокое сострадание, искренняя любовь к ближнему, граничащая с самопожертвованием. Что вы думаете по этому поводу?
— Православное кино — это, скорее, документальное кино. Насколько я помню, за последнее время у нас прошло шесть фестивалей документального православного кино. Я думаю, что вполне можно было бы собрать группу документальных фильмов о Православной Церкви, о Ее иерархах и святых, чтобы затем прокручивать в каждом городе. Это что касается документального кино. Но! Бог есть Любовь. Поэтому хорошие художественные фильмы о земной любви, которая есть отражение Любви Божественной, тоже в какой-то степени можно назвать православными. Такие фильмы, хоть и не показывают открыто путь к Богу, однако, как я уже говорил, учат человека состраданию, сорадованию, любви и таким образом как бы готовят почву для принятия человеком Христа. Я думаю, что это так.
— Если бы вам представилась возможность сделать кино на Евангельский сюжет или показать жизнь святого, воспользовались бы вы ею?
— Я не понимаю, как это можно сделать. Возьмем, к примеру, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Чудотворец! Но как можно представить чудотворца в искусстве? Как соединить искусственное со сверхъестественным и поистине чудесным? Ведь в искусстве чудес не бывает. Искусство — это подделка. Заниматься подделкой чудесного?
Много сложностей сулит тема Куликовской битвы. Говоря об этом сражении, нельзя не показать преподобного Сергия Радонежского, который во время брани находился за несколько километров от Куликово поля и молил Бога о даровании православному войску славной победы. При этом святой, Духом Святым прозревавший весь ход сражения, то и дело начинал молиться об упокоении только что погибших воинов, называя их имена! Сыграть такое можно, но это будет игра. А ведь это было чудо! Разве можно предавать великой силе молитвы всея Руси чудотворца искусственность?
Наверное, можно сыграть христианина или даже священника, которые, стараясь жить по заповедям Божиим, продираются сквозь тернии искушений, падают, снова поднимаются…Показать непростую, часто тяжелую, полную лишений жизнь благочестивых христиан. Но сыграть святого человека — как можно?
— И в завершении нашей беседы, чтоб вы, Евгений Иванович, пожелали читателям?
— Не возомнить о себе, и больше думать о Боге. Гордость — это ужасное чувство! Не дай нам, Господь, испытать его! Гордость доводит до убийства. Бог дал нам жизнь и свободу, и нужно использовать эти дары во благо, а не так: что хочу, то и делаю. Думать о Боге надо. Все бы так жили, и все было бы хорошо.
Протоирей Александр Новопашин
Евгений Иванович Ташков
Родился 1 января 1927 года в селе Быково Сталинградской области. В 1950 году окончил актерский факультет ВГИКа. Педагог ВГИКа, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980), Народный артист РФ (1995).
Актерские работы:
1. Командир корабля — 1954
2. Капитан «Старой черепахи» — 1956
3. Я родом из детства — 1966
4. Адъютант его превосходительства — 1969
5. Преступление — 1976
6. Мальчики — 1990
7. Клан — 1991
8. Рысь идет по следу — 1994
Режиссерские работы:
1. Жажда — 1959
2. Приходите завтра — 1963
3. Майор «Вихрь» — 1968
4. Адъютант его превосходительства — 1969
5. Дети Ванюшина — 1973
6. Преступление — 1976
7. Уроки французского — 1978
8. Подросток — 1983
9. Ловкачи — 1987
Написал сценарии:
1. Приходите завтра — 1963
2. Дети Ванюшина — 1973
3. Преступление — 1976
4. Уроки французского — 1978
5. Подросток — 1983
6. Ловкачи — 1987
Призы и премии:
1960 ВКФ (Третья премия фильму, фильм «Жажда»)
1967 ВТФ (Приз по разделу игровых фильмов, фильм «Майор „Вихрь“»)
1971 ВТФ (Большой приз и премия, фильм «Адъютант его превосходительства»)
1971 Гос. премия РСФСР им. бр. Васильевых (фильм «Адъютант его превосходительства»)
1979 ВТФ (Большой приз, фильм «Уроки французского»)