Русская линия
Православный Летописец Санкт-ПетербургаПротоиерей Артемий Владимиров01.03.2000 

О канонизации Царственных мучеников

В чем причина, зададим самим себе вопрос, столь различного отношения к личности и деяниям последнего Императора Всероссийского Государя Николая II? Почему вопрос его канонизации соделался камнем преткновения для иных церковных людей, породил разномыслие, дабы, по Апостолу, выделились искусные в вере и жизни? На эту причину давно указал приснопамятный архиепископ Серафим Соболев, видевший в неповиновении Богоучрежденной власти, гордостном восстании против самодержавного образа правления источник всех зол, поразивших Русскую Землю. По мысли Святителя Серафима, этому умственному противлению верноподданных своему Монарху обязана неправомыслием, заблуждениями и догматическими искажениями богословская мысль крупнейших иерархов Русской Церкви на срезе двух столетий — XIX и XX.
Сознаемся, что и наши сердца русских людей середины и конца XX века оказались затронутыми и попорченными той же закваской. Болезнетворный вирус антимонархического мышления был привит всем нам в советскую эпоху еще со школьной скамьи, воздействие этой инфекции в явной или скрытой форме испытали или испытывают все, кто изучал историю по советским учебникам.
Многим очевидно, что споры касательно прославления Царя-мученика выявляют не столько знание или незнание определенных фактов биографии Государя, сколько идейное разномыслие по существу, то есть приятие или неприятие учения Церкви о самодержавной власти.
Для подавляющего большинства верующих: иерархов, священства, благочестивых мирян, — характерно крайне благоговейное, если не трепетное, отношение к личности последнего Государя, в котором православная душа узнает своего Державного Отца, Царя-Батюшку. Искренние верноподданические чувства углубляются почитанием Его страстотерпческого подвига во имя горячо любимой Царем Родины. Любовь современных русских (и не только русских) православных людей к венценосному Страдальцу зиждется еще и на бесчисленных свидетельствах — пророчествах праведников Божиих, подвижников благочестия Х1Х-ХХ столетий, прямо и недвусмысленно высказывавшихся о мученическом венце, уготованном Государю. Эта горячая народная любовь к Хозяину Русской земли, ставшему ее небесным заступником, обезоруживает всякого, кто решился бы беспристрастно исследовать вопрос. Эта любовь, мощными родниковыми струями бьющая из изнемогающего народного сердца, нашла себе выход из-под толщи клеветы и лжи, которыми вот уже целое столетие недругами православной России было окутано имя Царево, эта любовь вселяет уверенность, что канонизация Государя Николая Александровича с Его Августейшей Семьей есть дело не человеческое, но Божие.

*Это слово о. Артемий благословил напечатать в нашем журнале. Полностью материал о канонизации Царя-мученика читайте в книге В. А. Капитанчука «Особенности возражений против канонизации последнего Царя» (Издательство Православного Братства Святителя Филареиа Московского, М., 2000).


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru