Православный Летописец Санкт-Петербурга | Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла) | 01.03.2000 |
Вперед, Россия — к Богу, к трезвой жизни
Как священник со стажем, могу сказать — без отдельного разговора с каждым нуждающимся человеком дело не пойдет.
То, что мы загружены и не имеем времени, сидя в храме, побеседовать с болящим душой и телом человеком — не делает нам чести. У нас времени очень много, и МЫ 0-БЯ-ЗА-НЫ ВСЕ ЭТО СОВЕРШИТЬ! Но, простите, отцы, — пренебрежение, нежелание и духовный сон!
Да, духовный сон. Мы оправдываем свое нежелание отдать полдня-день в храме тем, кто жаждет получить наставление. Забываем, что Святейший Патриарх Алексий II призвал нас к этому, сказав своим словом первосвятителя: «В каждом храме должна быть Литургия после Литургии». То есть я отслужил Литургию, и затем должен сделать все необходимое для тех, кто остался в храме — до полного удовлетворения всех жаждущих духовной беседы со священником. Вместо этого я вижу, как священники отвечают: «Прости, потом, мне некогда» — и уходят.
Мне очень больно, что даже в нашем Санкт-Петербурге есть немало храмов, где службы совершаются только по субботам и воскресеньям. Сколько непочатых дел? А где батюшка? Что он делает на неделе, чем занимается? Он же давал обет служить Богу и людям, по первому зову посещать всех болящих, скорбящих, страждущих, всегда идти им на помощь.
Так где он? Вот поэтому я и сказал: духовная спячка наша, мы спим. Приходит родительская суббота, а службы нет. А почему? Батюшка отменил…
Вспомним Иоанна Кронштадтского — он всего себя отдал Богу и народу. С чего начинал отец Иоанн? Сразу такой разве был? Святость дается тяжелейшим крестом! Надо измараться, надо выпачкаться, надо поваляться в грехе народа — тогда и поймешь, что к чему. А мы только видели — ах, отец Иоанн Кронштадтский плывет на пароходе, ах, у него ряса какая шелковая, а вот он среди купцов богатых, ах, к нему много народу ходит… А начало какое было, кто помнит? Вы знаете начало?
А отец Алексей Мечев? Он 10 лет молился в совершенно пустом храме, а уж потом к нему вся Москва ходила. Душа, душа у него какая была! Вот и нам не надо громких речей, а когда мы душу отдадим, тогда дело и пойдет. Для меня как священника во главу угла что поставлено? — Чтобы храм был всегда открыт и чтобы каждый с обремененной душой и грехом мог сюда прийти и поговорить.
У нас в епархии много священников — 500 человек, а где плоды-то? Плоды где?
Себе я давно сказал — я обязан, я должен, я не имею права находиться где-то вне стен храма, не общаясь с народом. И этим путем я иду почти 50 лет, начиная с послевоенного времени, когда и гонений было немало — на меня постоянно доносили уполномоченному:
— Зачем он общается с народом? Не положено, нельзя!
Но я этому не внял, не отошел ради страха иудейского от Богом указанного пути, от народа. Мне было важно и интересно знать духовные нужды людей. И у верующих, у детей послевоенного времени, я научился тому, что сегодня в духовной беседе прекрасно понимаю и чувствую горе и нужду. Человек никогда не пойдет пить, если он со мной посидел, потолковал. А что ему сказать, я прекрасно знаю, знают это и другие священники. То есть дело здесь в работе священника, в его совести. У мирян тоже есть колоссальные возможности, поэтому я всегда и призываю: займитесь делом миссионерства, зай-ми-тесь. Ведь вы бываете в домах, общаетесь с другими людьми — вот и действуйте!
Были годы, когда в нашем городе процентов 90 было людей неверующих. Тогда верующие христианки говорили им: «Тебе трудно, зайди в Никольский собор», но неверы частенько отвечали: «Нам стыдно подойти к священнику, неудобно». Но христианки все равно старались нести свет веры и принимали участие в сострадании бедам того же послевоенного времени. А сегодня у вас, мои дорогие, большущее поле деятельности, громаднейшее. И ваше слово скорее дойдет до той жены, у которой есть эта болячка. Тихонечко, не оскорбляя, подскажи ей: «Зайди в церковь, поговори с батюшкой». Потому что обязательно нужна индивидуальная беседа, а уж потом скорее поможет и общая молитва в храме.
Много тех, кто только числятся православными. Как и в те времена, когда люди считались коммунистами, а на деле и не были реальными защитниками этой идеи. Так и здесь — эти люди пришли или по привычке, или по гордости и от самоуверенности, что они все знают. Но это — полная бездуховность, свидетельство того, что у них нет духовного руководства. И когда я останавливаю человека, зарвавшегося своим гордым «я», которое проявляется даже на исповеди, мне в лицо кричат: «Что вы делаете, я без вас знаю. Пойду в другой храм — там мне ничего этого не скажут и не спросят».
Опять виноваты мы, священники. Мы боимся лишний раз одернуть таких людей в их горделивом шествии и сказать им о том, на какой опасный путь они встали. Я вижу, как они стоят в храме, как молятся, и опять возвращаюсь к прежнему — батюшки, где вы? Посмотрите на своих прихожан духовным взором! Рассмотрите, что на самом деле делается в их душах, и научите тому, чему вы должны научить! Ведь сегодня очень легко собрать прекрасную общину — людей, жаждущих нести свет веры. Есть, где помолиться людям и в этом горе — в пьянстве, есть, где наставить.
Но, к сожалению, опять часто мы не так, как надо, наставляем. Часто мы читаем не те книги. Ну кому нужны письма Амвросия Оптинского высокопоставленным лицам середины XIX века? Мы этих людей не знали и не видели, и нам гораздо важнее узнать то, как сейчас надо жить и что делать в той страшнейшей обстановке зла и духовной грязи, которая со всех сторон на нас льется. А все, что было раньше, писалось для людей другого времени. Даже когда я был молодым священником, у меня были одни духовные потребности, во времена Брежнева и до 1991 года — другие. А затем, когда Россия вернулась на круги своя, когда легко и свободно можно идти молиться и говорить о Боге, у нас проблема третья — мы все еще живем по закону советского времени, когда Церковь отделена от государства.
Многие директора школ и учителя возражают преподаванию Православия. Сегодня опять идет явная душеубийственная борьба против Православия — в школах объединяют патриотизм, Православие и что-то там еще. А надо выделять Православие, потому что патриотизм рождается только из веры. Это опять кому-то для чего-то надо. И требуется снова держать ухо востро. Особенно тем, кто знает современную жизнь и бывает в Храме, кто стоит в вере. Им надо быть проповедниками и благовестниками этого великого дела -спасать надо Россию духовно. А когда духовно человек поднимется — поймите, за водкой он не потянется, пить с друзьями не будет.
Всегда, когда вопрос касается трезвости, я говорю: «Давай-ка ты мне сюда жинушку — не жену, а жинушку, хозяюшку — я с ней потолкую, в чем ты виноват». И вот уже с этого момента человек начинает стыдиться, начинает осознавать свой грех…
Но мой стиль никому не подходит. Потому что я ссылаюсь не только на Священное Писание, а на ту труднейшую жизнь, которую я видел и сам испытал. Я «жизнь учил не по учебникам». Если бы в Никольском соборе, где я прослужил 23 года, я говорил проповеди по учебникам, думаю, люди бы ко мне не подходили. Это центр города, лицо бывшего Ленинграда, и было очень трудно возвращать людей к Богу — блокадников, фронтовиков, лагерников. Тем более, что стали приезжать из Америки священнослужители-эмигранты, которые говорили, что я священник на красной подкладке, потому что работаю на советскую власть. Нет, я не работаю, я служу Богу и России. И здесь мне вспоминается один священник псковской епархии. Когда в 1944 году его обвинили в том, что он поддерживал немцев, батюшка ответил на это так:
— Нет, в трудное время войны мы собирали народ и звали его к Православию, разделяя вместе с ним голод, холод и насилие немцев. И не надо приписывать того, чего никогда не могло быть.
Сегодня мы катимся в бездну греха. Но ведь это кому-то надо. Именно надо — сознательно споить, уколоть, чтобы мы потеряли свой генетический код Православия. И прежде всего в этом повинна вся наша власть — нет запрещающего закона.
Повинны все наши учителя, директора школ — все, кому Бог поручил воспитывать будущее России. Зачем нужна программа о половом воспитании детей? Это тайна двоих. Мне лично становится стыдно от того, что там говорят об этом, да еще в 6−8 классах, а потом в 13 лет уже становятся матерью-одиночкой…
С экранов постоянно льется вся эта грязь. Здесь надо употреблять власть в общегосударственном масштабе, запретив всю порнографию — в литературе, прессе, кино, на телевидении. Не должно быть унижения русского человека, когда, например, перед Пасхой нам показали фильм «Последнее искушение Христа». Кто разрешил? И Патриарх, и верующие люди выступали против этого. Но — плюнули, унизили душу православную, показали. То есть идет распродажа духовности России за доллары. Это очень больно. Но Россия все равно пойдет другим путем.
И я вам скажу словами мужика из «Медвежьей охоты» Николая Алексеевича Некрасова. Генерал там рассуждает о том, как хорошо на Западе, а мужик ему отвечает: «Хорошо у нас, в России». И эти его слова вдохновляют меня уже почти полвека. Мужик так сказал:
— Не пропадет народ. Невидимыми путями Бог ведет тебя к Себе, многострадальная Россия.
А еще я часто вспоминаю слова поэта Майкова: «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог».
Почти полвека назад я начал звать ваших матерей и бабушек к храму, к Богу. Я знаю, что обновление русского народа идет сейчас особенно быстро. Да, у нас много плохого, но у нас больше доброго. У нас есть священнослужители, которые забывают свой долг, но много и хороших священников. Есть немало и замечательных миссионерок и христианок, много любвеобильных матерей и жен, которые прекрасно понимают, что им надо делать.
И я твердо уповаю на то, что ваша вера, ваше сердечное ко всему отношение поможет пережить сегодняшнее трудное время. Для утешения вспомним хотя бы ноябрь 1941 года, когда немцы рвались к Москве. А мы по сравнению с ними были, можно сказать, в лаптях, но взяли Берлин. Так и сейчас — надо верить, надо молиться, надо радостно нести скорбь, не отчаиваться, не искать иных наставников, иных учителей.
Беседу вела Наталья Васильева