Православный Летописец Санкт-Петербурга | Дмитрий Митюрин | 01.03.2000 |
Рассмотрим один из документов Российской Академии Наук, утвержденный в 1998 году. Он называется «Перечень приоритетных направлений и фундаментальных исследований в российской науке». Этот «Перечень» отражает изменения тенденций в развитии мировой науки и соотносится с открытиями, которые происходят постоянно. Основу этого документа составили предложения и рекомендации всех отделений и институтов РАН, которые, в свою очередь, проанализировали, обобщили рекомендации, опыт и состояние мировой науки. Неудивительно, что в постановлении, сопровождаемом этот документ, написано, что научные учреждения РАН должны руководствоваться в своей деятельности, а также при подготовке заданий по планам работ данным «Перечнем». В нем есть раздел 4: «Науки о жизни», который охватывает весь спектр научных исследований различных жизненных процессов, а также условий жизнеобезпечения, включая экологию и «физиологические механизмы адаптации». Но он не содержит ничего, что может составить какое-либо подобие или приближение к тому, что называется «валеология».
Официально «валеология» называет себя «наукой об индивидуальном здоровье», подразумевая гармонизацию духовного и физического начал. Это определение тесно переплетается с точкой зрения специалистов Всемирной Организации Здоровья, принятой в 1946 году. В проекте устава международной организации, который вступил в силу в 1948 году, здоровье определялось, как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Сам характер этого определения говорит о том, что такое определение здоровья выходит за пределы компетенции медицины, хотя бы по основанию наличия немедицинского фактора, составляющего здоровье — «социальное благополучие». Таким образом получается, что «валеология», скорее, предмет о здоровом образе жизни, куда входят педагогика, анатомия, физиология, санитария, гигиена, микробиология, география, природоведение, дисциплины медицинские и псевдомедицинские, такие как сексология, контрацепция, сексопатология, дерматовенерология, то есть это плохо соединенная смесь дисциплин естественнонаучного цикла.
В связи же с тем, что официально утвержденной Министерством образования программы по «валеологии» нет и учебные пособия отсутствуют, эта «лженаука» открыта для любых методик и традиций. В зависимости от широты подходов «педагога», он может, например, рассказывая о закаливании, познакомить ребят с «нетрадиционными методами». Здесь и система Порфирия Иванова (душевнобольного человека, последователей которого можно отнести к сатанистам), и система у-шу, с обязательной медитацией и освобождением энергетических каналов от «пробок». Для предотвращения стрессов «педагог» может порекомендовать и йоготерапию. Можно перечислять еще очень много оккультных и сектантских направлений, под тем или иным видом, встречающихся в «валеологии».
Налицо лишь один факт. Существует нарушение Закона «Об образовании» (ст. 1, п. 5; ст. 2, п. 4 — о праве ребенка на светское образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях), а также «Конвенции о правах ребенка» (ст. 29 — о праве ребенка воспитываться в традициях своего народа).
Оккультные психопрактики, кроме нарушения статьи Закона о светском характере воспитания детей в государственных образовательных учреждениях, являются психотехнологиями управления сознанием, психонасилием («Конвенция о правах ребенка» — ст. 19).
К сожалению, очень многие родители этого не понимают, считая, например, йогу системой безобидных физических упражнений. Но если обратиться к книге Ж. М. Дешане (французского монаха-бенедиктинца) «Христианская йога», то можно прочесть следующее: «Цели индийской йоги — духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты». Даже монах-бенедиктинец говорит о том, что йога — это не физические, а духовные упражнения. «Человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, уже подготавливает себя к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он и не догадывается». Для православного человека обращение к Богу — это молитва, а для индусов — йога. Йога — это не физические упражнения, которые построены на динамической нагрузке на определенные группы мышц в процессе движения. Йога — это статическое положение тела, цель которого «погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии, отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека — божественная, он есть бог, об остальном можно только молчать».
«Валеология» провозглашает главной ценностью жизни здоровье. Именно так! Его величество здоровье, а не душа, не любовь к ближнему, не Родина, не Бог, не достижения культуры и разума наконец! Нетрудно представить, как может отнестись ориентированный подобным образом ребенок к инвалиду, к неизлечимому больному. А если ему, став матерью или отцом, доведется произвести на свет больного ребенка — не вычеркнет ли он его из своей жизни вообще как не соответствующего «главной ценности жизни»? Подобная программа нацелена прежде всего на формирование бездуховной личности. Там вопроса нравственности, морали вообще не ставится, а одностороннее выпячивание ценности здоровья и умаление морально-нравственного значения болезни, которое происходит в «валеологии», к сожалению, свидетельствует о скрытых принципах мировоззрения, находящегося в логической непротиворечивой связи с фашистской идеологией. Так как именно «центральное базовое местоположение ценности» здоровья человека и здоровья нации послужило основанием создания известной всему миру «программы эвтаназии» по отношению к «жизненно неполноценным», то есть больным людям (в частности, душевнобольным), которая действовала в фашистской Германии в 1933—1939 годах. Результаты и последствия принятия подобных «идеологий», которые начинались с безобидного признания ценности здоровья и особого положения здоровых людей, уже хорошо известны культуре.
Формирование «культа тела» способствует разрушению всей системы ценностей русского народа, одной из них является семья. На уроках «валеологии» (тема: «Генетика пола» — 1 класс) детям неоднократно внушается, что «женщина рожает ребеночка СЕБЕ», «родить может ТОЛЬКО женщина, мужчина не может» (что, в общем, естественно). Но в сознание ребенка явно закладывается представление о главенствующей роли женщины. По данным ЮНЕСКО, уже в начале этого столетия в мире будут преобладать неполные семьи, то есть женщины будут рожать детей СЕБЕ. Впечатление такое, что «валеологи» стараются реально обезпечить выполнение этого прогноза-плана. Мало этого, здесь еще есть опасность. Для русского православного сознания (и для исламского, кстати, тоже) как раз характерно все наоборот: мужское творческое начало во главе мира — Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой (в исламе — Аллах, пророк Магомет) и мужчина, как глава семьи. А детям навязывается противоположное. Ведь это преднамеренная ломка архетипа, разрушение семьи, традиционных представлений о семье. Родителям, впрочем как и учителям, «валеологи» советуют не читать детям морали, исключить наставления. Ребенку предлагают самому сделать для себя осознанный выбор — жизнь или смерть. Вместо безпощадной борьбы с теми, кто производит, завозит, распространяет наркотики, кто рекламирует никотин и алкоголь, распространяет рекламу о «безопасном» сексе в школах хотят переложить всю ответственность осознанного выбора на ребенка.
«Независимость от семьи является нормой. Подростки предпочитают проводить свободное время со своими сверстниками. И чем с большим пониманием относятся к этому родители, тем меньше стрессов испытывает ребенок». А вот как учат этой «независимости от семьи» ярославские «педагоги». На своих уроках они преподавали такой «правовой аспект»: говорили девочкам, что по новому закону они могут с 15 лет делать аборт без согласия на то родителей, так что маме «в случае чего» можно и не говорить. Такая вот трогательная забота о «самостоятельности», ввергающая беззащитных детей в нравственные бездны.
Но и это еще не все. Анализ программ новых школьных дисциплин позволяет говорить не только о широкомасштабном нарушении Закона РФ «Об образовании», прав и интересов детей и родителей, но и о несоответствии их принципам и положениям дидактики. Нарушение принципов и правил обучения, экспериментирование в методах, подходах и содержании образования ведет не только к разрушению системы образования, но и уже привело к разрушению интеллектуального и соматического здоровья детей. Необходимо вернуть дидактику в образовательные учреждения, тем более, что это не требует каких-то финансовых затрат.
В чем же конкретно заключается отступление от дидактики в современном образовании?
Во-первых, в нарушении принципов дидактики.
Во-вторых, в несоответствии учебных программ, учебников и учебных пособий дидактическим требованиям.
В-третьих, само содержание образования вступает в противоположность с положениями дидактики.
Принципы дидактики:
— научность обучения;
— систематичности и последовательность;
— связь теории с практикой;
— наглядность обучения;
— доступность обучения;
— прочность знаний, умений и навыков;
— учет индивидуальных особенностей в коллективной учебной работе с учащимися.
Принцип научности требует, чтобы в процессе обучения учащиеся овладели научно-достоверными знаниями и ознакомились с научными методами исследования, а развитие у школьников устойчивой потребности и навыков самостоятельного приобретения научных знаний становилось жизненно важной задачей. Однако «валеологи» предлагают программы антинаучные не только по содержанию, но и по методам обучения. Вместо выработки потребности и навыков самостоятельного поиска знаний, детей умышленно программируют на «принятие решений в ситуации выбора».
Принцип систематичности и последовательности.
Тревожно не только то, что сами эти дисциплины излагаются безсистемно и непоследовательно, но и то, что они ломают уже имеющуюся систему обучения. Так, «валеология» дает биологические темы с опережением от двух до восьми лет относительно школьного курса биологии. Курс психологии, знакомящий детей с особенностями психического развития человека, дается, начиная с первого класса, в то время, как анатомию и физиологию человека школьники изучают только в старших классах. Таким образом, нарушение преемственности, межпредметных связей, внедрение новых предметов, не связанных с предыдущим детским опытом, разрушает у учащихся умение обобщать, осознавать внутреннюю связь между предметами, явлениями и понятиями, не дает возможности видеть целостную картину окружающего мира, а значит, приводит к разрушению интеллектуального здоровья школьников.
Принцип доступности требует соответствия материала уровню подготовки учащихся и развития их познавательных способностей. Опыт показывает, что нарушение этого принципа приводит к тяжелым последствиям. Начавшееся в 70-е годы и длящееся до сих пор усложнение школьных программ вызвало и вызывает у учащегося массовое разочарование, утрату уверенности в своих силах, которые нынешние школьники прячут за бравадой наплевательского отношения к учебе. К. Д. Ушинский предостерегал и от другой, так называемой потешающей педагогики, разрушающей характер человека. Интересно, что бы он сказал, столкнувшись с «валеологами», которые в стремлении сделать сексологию и сексопатологию доступной для дошкольников и младших школьников, опускаются до терминов «веселые половые клетки» или «похожий на рыцаря сперматозоид»?
Принцип сознательности, активности и самостоятельности тесно связан с принципом прочности знаний и навыков. Следуя этому принципу, педагог обязан обезпечить сознательное усвоение материала, от него зависит организация активного участия и проявление самостоятельности учащихся при обучении. В «валеологических» псевдооздоровительных программах педагог обязан «всего лишь» создать атмосферу, способствующую усвоению материала. Но вот стоит ли что-то запоминать, а если стоит, то какой материал — это уже решают сами школьники. Учителю отводится всего лишь роль статиста, даже без права высказывания своей личной позиции. Трудно в такой ситуации рассчитывать на прочное усвоение знаний, умений и навыков со стороны школьников. Кроме того, активизируя познавательную деятельность учащихся в процессе обучения, усиление творческих начал в этой деятельности зависит от наличия у обучаемого познавательных интересов. Общеизвестно, что это свойство личности не дается человеку от природы, а формируется под воздействием систематической и целенаправленной работы педагогов. Таким образом, учитель, выполняющий рекомендации «валеологических» программ и поэтому занимающий некую отстраненную позицию, тормозит развитие школьников, разрушает их интеллектуальное здоровье.
Подведем итог. «Валеология» — это объяснение тем или иным индивидом того, как он понимает здоровье другого индивида. Безусловно, каждый имеет право на свое понимание здоровья человека и может связывать это свое понимание с любым термином. Но навязывать методологически и мировоззренчески некорректную программу разным категориям учащихся в качестве методов обучения и управления поведения людей — в правовом отношении дело некорректное. Прежде всего потому, что в нашей стране живут люди, для которых неприемлемы мировоззренческие установки «новаторов-валеологов» всех направлений. Человек, принимающий христианские ценности, никогда не сможет согласиться с тем, что здоровье телесное, соматическое (а именно оно провозглашается «валеологией» главной ценностью), является и главной целью, к которой он должен подчинить всю свою жизнь. Превращение жизни в стратегию достижения телесного здоровья для христианина любого христианского вероисповедания — это стратегия необратимой гибели человека.
Можно по-разному отнестись к приведенному здесь частному мнению автора данной статьи. Но для той части преподавательского состава, кто сознательно способствует введению в программу школьного обучения нового, еще никак не зарекомендовавшего себя с положительной стороны, предмета, каким является «валеология», хочется привести слова Спасителя, сказанные Им для вразумления «ловцов человеческих душ»: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Евангелие?).