Русская линия
Православный Летописец Санкт-Петербурга01.03.2000 

Афоризмы

Мы уже забыли, а многие и не знали, те времена, когда люди испытывали «духовный голод» от недостатка изданий святоотеческой литературы. Ныне в каждом храме и в специальных книжных магазинах нас встречает изобилие православных изданий. А еще два десятка лет назад верующие, как драгоценность, передавали друг другу тетрадки с переписанными в них святоотескими речениями.
Воздадим благодарение одной из таких скромных тружениц на ниве духовного просвещения в те тяжкие годы — Анне Васильевне Куракиной (Кошкиной) — из ее тетрадок мы будем печатать тематические выписки из творений Святых Отцов. Начнем с тетрадки «Мысли о прощении обид».

Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забывать его.
Св. Амвросий Медиоланский

Быть злопамятным и молиться, значит то же, что сеять на море и ждать жатвы.
Св. Исаак Сирин

Обиды, несправедливо претерпеваемые нами от кого бы то ни было, Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или в воздаяние награды.
Св. Иоанн Златоуст

Когда потерпишь какое-либо безчестие от людей, то разумей, что это послано от Бога к славе твоей.
Св. Филарет (Дроздов)

Благодеяния записывай на меди, а обиды на воде.
Св. Исидор Пелусиот

Кто не обладает именем человека миролюбивого, тот не может обладать и именем Сына Божия.
Блж. Августин

За дверьми остаются те молитвы, которые, возносясь к Богу, не имеют при себе любви; потому что одна любовь отверзает двери молитве.
Св. Ефрем Сирин

Невозможно спастись иначе, как токмо через ближнего, как и заповедал нам Господь: «Отпустите и отпустится вам». Это духовный закон, написанный в сердцах верных.
Св. Макарий Египетский

* * *

Троякого рода деревья были в раю. Одни даны были человеку, чтобы он жил; другие — чтобы хорошо жил; третьи — чтобы всегда жил. Он мог жить от деревьев, от которых было позволено есть; мог жить хорошо, не касаясь деревьев запрещенных; мог жить хорошо, касаясь того, что было не запрещено ему, и не касаясь того, что запрещено. Жить хорошо — значило повиноваться Богу. Древо жизни находилось среди рая, как награда; древо познания — как предмет состязания подвига.


* * *

Древо было познанием добро и зла, не потому, что доставляло человеку знание, а потому, что учило его чрез преступление. Опыт всегда учит неведующего, что преступление есть зло.


* * *

Здесь, братия, не волны моря, готовые кого задушить, а волны любви, могущие освятить.


* * *

Бурб производят не обстоятельства, но состояние нашего духа. Следовательно, если мы настроим душу так, чтобы она все легко переносила, то не будет для нас ни бури, ни потопления, а будет всегда благоприятная тишина.


* * *

Христос часто говорил не ясно, чтобы побудить слушателей к вопросам и сделать их более внимательными. Ясно сказанное нередко проходит мимо слуха, а неясное делает слушателя внимательнее и усерднее.


* * *

Наставники не все говорят так, как бы хотели сами, но как требует состояние немощных.


* * *

Великое благо — быть в состоянии сносить обличения; великое благо уметь обличать, — это последнее есть признак величайшей заботливости о ближнем.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru