Седмицa.Ru | 27.02.2007 |
Из истории солдатского Георгиевского креста
Солдатский Георгиевский крест |
Лопасти креста с лицевой стороны оставались чистыми, а с оборотной стороны на них набивался порядковый номер, под которым герой заносился в Капитульные списки кавалеров Знака Отличия Военного ордена. После смерти кавалера крест возвращался в Капитул для переплавки или для нового награждения. Среди нижних чинов это была самая почетная и уважаемая награда, которую не снимали с груди даже при дальнейшем производстве в офицерский чин и, будучи уже в офицерском звании с гордостью носили на груди с другими офицерскими наградами. Знак отличия военного ордена был самой демократичной наградой для нижних чинов, т.к. мог быть вручен независимо от звания, сословия, а в некоторых случаях награжденных выбирали по решению собрания роты или батальона. Нижние чины, удостоенные знака отличия, получали пожизненную пенсию и освобождались от телесных наказаний, а также пользовались целым рядом льгот, положенных по статуту. За свою более чем вековую историю статут знака отличия военного ордена претерпевал некоторые изменения, особенно в 1856 году и в 1913 годах.
1807−1856 гг.
В 1807 был утвержден первый статут знака отличия военного ордена. Первые знаки не имели номеров и в дальнейшем были возвращены в капитул для нанесения на них номеров согласно списков Капитула орденов. Таких знаков было около 9 тысяч. При первом награждении знаком отличия военного ордена жалование нижнего чина увеличивалось на одну треть, при совершении следующего подвига, подходящего под статут нижнему чину жалование увеличивалось еще на одну треть и так максимально до двойного оклада, при том знак ордена выдавался только единожды. Чтобы выделить нижних чинов, представленных к награждению не один раз, в 1833 году в новой редакции статута предписывалось за неоднократные подвиги нижним чинам носить знак отличия на ленте с бантом.
Изначально знак отличия могли получить только нижние чины православного вероисповедания, а остальные награждались медалями за храбрость и за усердие. Это вызывало недовольство со стороны нижних чинов-представителей других конфессий, т.к. любой солдат мечтал иметь на груди крест с изображением «воина». С 1844 года знаками отличия военного ордена начали награждать нижних чинов — нехристианского вероисповедания. Такие знаки отличались тем, что на лицевой и оборотной стороне в центральном медальоне помещался государственный герб России — двуглавый орел. Нумерация таких крестов была отдельная, всего было выдано до 1856 года — 1368 штук.
В 1849 году императором Александром II знаками отличия военного ордена были награждены ветераны прусской армии за войну с Наполеоном и особым отличием этих знаков, был вензель, А II на верхнем луче и отдельная нумерация (на левом оборотном луче выбивался знак «N», а на правом оборотном номер креста). Таких знаков было выдано — 4264 штук. Данные о награждениях и порядковых номерах крестов передавались в Капитул орденов, где они регистрировались и хранились в особых списках.
1856−1913 гг.
В 1856 году произошло очередное изменение статута знака отличия военного ордена святого Георгия. Изменения во внешнем виде самого креста произошли незначительные и затронули только нижний луч оборотной стороны, где теперь появилась надпись 1 степ, 2 степ, 3 степ или 4 степ. Знаки были разделены на четыре степени и этим объясняется добавление на нижнем луче креста слова «степ» с указанием цифры от 1 до 4:
1 степень — золотой крест на георгиевской ленте с бантом.
2 степень — золотой крест на георгиевской ленте без банта.
3 степень — серебряный крест на георгиевской ленте с бантом.
4 степень — серебряный крест на георгиевской ленте без банта.
Такие же изменения во внешнем виде креста произошли со знаками для солдат не крещеных в Православии.
Нумерация крестов в 1856 году была начата с начала и по каждой из четырех степеней велась отдельно. Цифры порядкового номера набивались на левом и правом лучах оборотной стороны так же, как и на безстепенных крестах. В 1856 году все нижние чины, бывшие в строю и имевшие неоднократные награждения знаком отличия военного ордена были представлены к степенным знакам, в зависимости от количества представлений. Нижний чин награжденный по статуту до 1856 года четыре раза в дополнение к имевшемуся у него знаку без степени получал Знак Отличия 1-й степени (3-я и 2-я степень не выдавались), а награжденный трижды — получал 2-ю степень знака. Те нижние чины, которые награждались знаками отличия военного ордена после 1856 года, получали все степени последовательно, начиная с 4-й степени и заканчивая 1-й. Такая последовательность строго соблюдалась, хотя известно много случаев, когда нижний чин по ошибке был награжден двумя знаками одной степени. В случае установления такой ошибки повторный знак изымался, а вручалась следующая по порядку степень. Известны также редкие случаи награждения более высокой степенью нижних чинов не имеющих низшей.
[!1913−19 171]
Очередное изменение статута знака оличия военного ордена произошло в 1913 году. С этого времени он стал называться «Георгиевский крест», к Георгиевскому статуту также была причислена Георгиевская медаль (номерная медаль за храбрость). Количество награжденных Георгиевскими крестами не ограничивалось. Внешний вид крестов существенных изменений не претерпел, только перед порядковым номером стали набивать знак «N». Знак номера набивался на всех крестах имеющих порядковые номера от 1 до 99 999, а на крестах имеющих 6 цифр в номере знак «N» не набивался (под это правило попали кресты только 4-й степени и 3-й степени). Порядок ношения крестов на лентах также не изменился. Были отменены награждения крестами для лиц не исповедующих Православную веру. По новому статуту стало возможным посмертное награждение Георгиевским крестом, и крест мог быть передан родственникам погибшего.
Порядок награждения Георгиевскими крестами:
— Георгиевский крест жаловался в порядке старшинства степеней, начиная с четвертой степени постепенно до первой.
— Об отличившихся нижних чинах, не наблюдая их числа, командир роты, эскадрона или батареи не позднее месяца по окончании боя или дела, во время которых подвиги оказаны должен передать вышестоящему командиру части именной список с описанием каждого подвига и под какую статью статута он подходит.(Списки представляются в подлинниках без сведения их в общие списки и с оговорками о тех чинах, которые уже имеют Георгиевские кресты.)
— Право утверждать представления к награждению Георгиевским крестом имели командиры неотдельных корпусов и начальники их властью облеченные, а во флоте начальники эскадр и отдельных отрядов.
— Особое право лично награждать Георгиевскими крестами имели Главнокомандующий или командующий армией или флотом. Кроме того, командир корпуса (во флоте начальник отдельного отряда) при условии его личного присутствия на самом месте боя при совершении подвига.
— В случае отсутствия должного количества Георгиевских крестов, до вручении крестов выдавались ленточки, которые и носились на груди на орденской колодке.
— Все материалы по представлениям к Георгиевскому кресту считались секретными до времени объявления окончательного результата.
— Георгиевский крест, как по сухопутному ведомству, так и по флоту возлагался на нижних чинов в присутствии главных военачальников, самими ими, а в их отсутствие старшими после них начальниками.
— Награждение производилось перед строем части со знаменами и штандартами, войска держали на «караул», а при возложении крестов войска отдавали кавалерам честь «с музыкой и походом».
— По окончании войны обо всех удостоенных Георгиевским крестом с утверждением высшей в армии и во флоте власти, отдавался особый почетный приказ по армии и флоту, с подробным описанием подвигов и номерами пожалованных крестов.
Особые права и преимущества награжденных Георгиевским крестом:
— Георгиевский крест никогда не снимался.
— На плаще вне строя носили только ленту на борту плаща.
— Каждому награжденному Георгиевским крестом назначалалась со дня совершения подвига ежегодная денежная выдача по 4 степени -36 рублей, 3 степени — 60 рублей, 2 степени — 96 рублей и по 1 — степени — 120 рублей. При награждении высшей степенью выдача по низшей степени прекращалась.
— Вдова награжденного после его смерти пользовалась причитающейся ему по кресту денежной выдачей еще один год.
— Денежные выдачи во время службы осуществлялись, как прибавка к жалованью, а после увольнения от действительной службы, в качестве пенсии.
— При увольнении в запас чины награжденные знаком 2 степени представлялись к званию подпрапорщика (или ему соответствующего), а награжденные 1- степенью представлялись к такому же званию при награждении.
-При пожаловании Георгиевским крестом 4 степени, одновременно жаловался следующий чин.
-Нижние чины имеющие Георгиевский крест 3 и 4 степеней при пожаловании медалью «За усердие» представлялись к шейной серебряной медали, а имеющие Георгиевский крест1 и 2 степеней — к золотой шейной медали.
— Имеющие Георгиевский крест, как служащие, так и запасные и отставные нижние чины, впавшие в преступление, лишались Георгиевского креста только как по суду.
— В случае утраты или неумышленной потери Георгиевского креста кем-либо из нижних чинов, хотя бы запасным или отставным, выдается ему, по требованию подлежащего начальства, новый крест безвозмездно.
В 1915 году был уменьшен состав золота в Георгиевских крестах 1 и 2 степени от 90−99% до 50−60%. Для чеканки Георгиевских крестов с уменьшенным содержанием золота использовался сплав золота и серебра с последующим поверхностным золочением высокопробным золотом. Это было связано с экономическими трудностями, в результате начавшейся I-й Мировой войны.
Когда нумерация знаков 4-й степени подошла к предельной, для размещения на двух лучах (не более шести знаков) Георгиевские кресты с номерами более миллиона стали чеканить со знаком «1/М» на верхнем луче оборотной стороны, что означало один миллион. Первые такие знаки с номерами от 1 до 99 999 имели впереди числа нули и набивались таким образом: от 1 до 99 999.
В 1917 году Георгиевские кресты по новому положению стали чеканить из недрагоценных металлов и на крестах появились буквы Ж. — в нижнем углу на левом луче оборотной стороны, М — в нижнем углу на правом луче оборотной стороны на всех знаках 1 и 2-й степени. На 3 и 4-й степенях чеканились буквы Б. и М. В 1917 году произошло очередное изменение в статуте о награждении офицеров солдатскими знаками с веточкой на ленте и о награждении нижних чинов офицерскими знаками ордена святого Георгия с веточкой на ленте. Такими знаками награждались нижние чины и офицеры по решению общего собрания роты, полка, батареи, дивизиона или др. военного соединения.
Во время I-й Мировой войны ощущался большой недостаток средств, и правительство проводило сбор пожертвований в фонд защиты Отечества. Одним из подобных сборов был сбор наград из драгоценных металлов в фонд государства. В армии и на флоте повсеместно нижние чины и офицеры сдавали свои награды из серебра и золота. В архивах сохранились документы, подтверждающие эти факты.
(По материалам сайта «Наградные медали и кресты Царской России»)
Георгий, вмч.
Фрагмент статьи из X тома «Православной энциклопедии»
Византийская агиографическая традиция
С особым почитанием Георгия связано наличие большого числа вариантов жития святого. В течение долгого времени сосуществовали 2 группы жизнеописаний Георгия — каноническая и апокрифическая. Древнейшим представителем апокрифической группы является Венский палимпсест, относящийся к V в. «Мученичество Георгия» упоминается в числе апокрифических произведений в т. н. Декрете папы Геласия (ранняя редакция кон. V — начала VI в.). Папирусные фрагменты «Деяний Георгия» (Нессанские отрывки) VI в. были найдены в 1937 г. в пустыне Негев в Палестине.
Текст апокрифического «Мученичества» сохранился в нескольких редакциях, систематизированных К. Крумбахером, которые принято называть по месту их хранения: Афинская, Венецианская, Парижская, Веррийская, смешанная Венская и т. н. Афинский эксцерпт.
Согласно апокрифическим житиям, Георгий претерпел мучения при легендарном персидском царе Дадиане (Дакиане, Датиане или даже при 72 царях) в Лидде (Диосполь в Палестине). Эти тексты содержат характерные апокрифические мотивы: троекратную смерть и воскрешение, забивание гвоздей в голову и др.
Наряду с апокрифическими житиями великомученика (напр., с «Историей рождения и детства») существует ряд апокрифических описаний чудес святого («Чудо с поясом», «Встреча с бесом») и «Откровение святого Георгия».
При переходе от ранне- к средневизантийской эпохе «Мученичество Георгия» претерпело ряд существенных изменений: царь Дадиан превращен агиографами в императора Диоклетиана, а действие перенесено из Лидды в Никомидию. Вероятно, процесс трансформации этого апокрифа был постепенным, т. к. прп. Роман Сладкопевец (ум. после 555) упоминает императора Диоклетиана, но местом казни Георгия еще называет Лидду. Самое древнее из средневизант. мученичеств содержится в рукописи 916 г. Во 2-й пол. Х в. Симеон Метафраст следовал средневизантийской традиции в отличие от своего старшего современника Феодора Дафнопата (ум. после 961), соединившего этот материал с древними апокрифами. В результате соединения апокрифической «Истории рождения и детства» Георгия с т. н. нормальным текстом появляется интерполированный текст. Житие Георгия продолжало перерабатываться на протяжении всего византийского периода.
В соответствии со средневизантийской агиографической традицией Георгий родился в Каппадокии. В ряде источников названы имена его родителей: Геронтий и Полихрония. Согласно «Истории рождения и детства», отцом святого был персидский воин Геронтий. В интерполированном тексте Геронтий назван сенатором из Севастополя Армянского (в сев. части М. Азии), имевшим достоинство стратилата (командующего армией). Он был язычником, а Полихрония — христианкой. Мать воспитала Георгия в христианском благочестии. Когда Геронтий заболел горячкой, то по совету сына призвал имя Христа и исцелился. В других источниках сообщается, что после кончины мужа мать Георгия переселилась с сыном на свою родину, в Палестину, где около г. Лидды у нее были богатые имения. Грузинская традиция считает равноапостольную Нину родственницей Георгия по отцу.
В новое время была выдвинута гипотеза о существовании 2 одноименных мучеников, пострадавших в Каппадокии и в Лидде. Э. Гиббон и Ф. Феттер высказали предположение о смешении с Георгием арианского епископа Георгия Каппадокийского (ум. 361), сменившего на кафедре святого Афанасия I Великого.
Мученичество
В юном возрасте Георгий поступил на воинскую службу и отличился в войне с персами в 296−297 гг. Он служил трибуном в когорте Инвиктиоров (непобедимых), а затем был назначен комитом.
Когда начались гонения на христиан, Георгий раздал свое имение нищим и явился на императорский совет в Никомидию. Согласно интерполированному тексту, он предварительно был на допросе у дукса Вардана. Представ перед Диоклетианом, придворными и военачальниками, он исповедал Христа и обличил языческое заблуждение императора. Разгневанный Диоклетиан приказал подвесить Георгия и бить палкой. Затем его бросили в тюрьму, забив ноги в колодки и положив на грудь большой камень. На следующий день император велел подвергнуть его колесованию. Георгий переносил мучения с великим терпением и благодарил Господа. Когда после пытки его оставили растянутым на колесе, явился ангел Господень и исцелил святого. Палачи в страхе разбежались, а Георгий отправился в храм Аполлона, где в это время Диоклетиан совершал жертвоприношения, и назвал идолов ложными богами. Увидев Георгия невредимым, во Христа уверовали Александра царица и военачальники Анатолий и Протолеон. Диоклетиан приказал бросить Георгия в яму с негашеной известью. Через 3 дня воины пришли и обнаружили, что Георгий остался невредим. Собравшиеся вокруг люди, увидев это чудо, воскликнули: «Велик Бог христианский!» Святого повели в тюрьму, надев ему на ноги раскаленную железную обувь с торчащими внутрь гвоздями. В темнице Георгий по молитве получил от Господа утешение и исцеление. Наутро он предстал перед трибуналом и Диоклетиан снова убеждал его принести жертву языческим богам. После отказа его били воловьими жилами. Друг императора Магненций предложил Георгию в доказательство истинности христианской веры воскресить кого-либо из умерших. Георгий обратился с молитвой ко Христу, и началось сильное землетрясение. Одна из гробниц на находившемся неподалеку кладбище отверзлась, и из нее вышел человек, умерший несколько веков назад. Посрамленный Диоклетиан велел отвести Георгия в темницу. Туда в надежде на исцеление стекалось множество больных, среди них был бедный крестьянин Гликерий, у которого единственный бык пал на пашне. Гликерий обратился к святому с просьбой оживить быка, и Георгий ответил ему, что если он уверует во Христа, то, вернувшись домой, найдет быка живым. Императору донесли, что благодаря Георгию многие жители приняли христианскую веру, он по совету приближенных призвал святого и обещал ему великие почести, если тот принесет жертву языческим богам. Георгий согласился пойти в храм и, когда там собралось множество народа, обратился к статуе Аполлона с вопросом, является ли он богом. Обитавший в идоле нечистый дух ответил, что он не бог, а истинный Бог — Иисус Христос. Георгий сотворил крестное знамение, и все идолы упали и разбились. Увидев это, царица Александра открыто исповедала веру во Христа. Император вынес смертный приговор Георгию и Александре. По пути к месту казни Александра присела отдохнуть на камень и мирно предала душу Господу, а Георгию отсекли мечом голову. Это произошло 23 апреля, в Великую пятницу.
В большинстве «Мученичеств» говорится, что они были записаны слугой Георгия Пасикратом (или Панкратием), присутствовавшим при страданиях святого (Он перенес останки великомученика в Лидду, хотя в ряде источников говорится, что мощи Георгия перенесла в Палестину его мать Полихрония. По интерполированной версии, Полихрония приняла мученическую смерть вместе с сыном.
Самым пространным из дошедших до настоящих времени визант. агиографических памятников, посвященных Георгию, является «Мученичество», написанное Феодором Дафнопатом. Из апокрифических житий этот автор заимствовал главным образом перечисление различных видов мучений, которые претерпел святой. Для реконструкции несохранившихся апокрифических Житий Георгия важен эпизод мучений святого, когда его главу посыпают горящими углями, а затем, подвесив на дереве, обжигают факелами. Сочтя Георгия умершим, воины отнесли его тело на гору Иликс. Это название встречается только у Дафнопата (в апокрифах она именуется Асинарис или Серес). В Житие Георгия, написанное Феодором Дафнопатом, добавлен рассказ о маге Афанасии (см. в ст. Афанасий из волхвов), который после извлечения святого из ямы с негашеной известью поднес ему отравленный напиток, но Георгий произнес молитву и выпил яд без вреда. Афанасий раскаялся и обратился ко Христу вместе с присутствующими при этом чуде. Император велел их казнить за городом.
Существуют латинские, сирийские, армянские, коптские, эфиопские и арабские переводы «Мученичества» Георгия, дополненные рядом новых подробностей.
Сказания о чудесах
Сказания о чудесах Георгия многообразны и широко распространены. Подавляющее большинство из них представляет собой посмертные чудеса. Вместе с почитанием святого становились известны и сказания о его чудесах, часто в вариациях, кроме того, возникали аутентичные сюжеты, например в грузинской, коптской и эфиопской редакциях. Период формирования греческих текстов в VII—IX вв. приходится на эпоху византийско-арабского противостояния в Сирии, Палестине и М. Азии, которое находит отражение в чудесах Георгия. Ниже приведены наиболее известные сказания о чудесах Георгия, вошедшие в византийскую агиографическую литературу.
«Чудо о змии» — одно из самых известных. В греческой традиции оно считается единственным прижизненным чудом святого, однако в славянской и др. относится к числу посмертных, как и все остальные чудеса мученика. Древнейшее изображение Георгия, поражающего копьем змея, встречается в росписях церкви св. Варвары в Соганлы (Каппадокия) и относится к 1006 или 1021 г., а самый древний список «Чуда о змии» датируется XII—XIII вв. Всего насчитывается свыше 200 рукописей, содержащих это сказание.
Согласно основным греческим, латинским и славянским версиям текста, в озере, неподалеку от некоего города, поселился огромный змей, похожий на дракона. Он пожирал людей и овец и отравлял воздух ядовитым дыханием. Все попытки уничтожить его заканчивались гибелью людей. Правитель города, жители которого были язычниками, обратился к богам, и они якобы посоветовали ему каждый день отдавать в жертву змею юношу или девушку. Причем правитель обещал, что если жребий падет на его единственную дочь, то и она разделит участь проч. жертв. Когда до нее дошла очередь, девушку отвели к озеру и оставили на берегу. С ужасом она ждала гибели, но появился всадник на белом коне. Узнав о чудовище, воин, не внимая предостережениям девушки, бросился на вылезшего из озера змея. Он прижал копьем гортань чудовища к земле, а конь стал топтать его копытами. Затем воин приказал девушке накинуть на усмиренного змея пояс и отвести в город. Увидев чудовище, которое она вела, подобно смирному псу, горожане замерли от изумления. Георгий объяснил им, что он одолел змея силой Христа. Когда по просьбе горожан святой убил змея, они приняли Крещение. На том месте, где змей был умерщвлен, построили церковь во имя вмч. Георгия, около которой забил целебный источник. По всей видимости, это чудо произошло в Сирии. В многочисленных версиях и редакциях этого сказания присутствуют разные названия города: Ласия, Лаосия, Гевал, Нагава, Наглава и т. д. Предполагалось, что Ласия — это искаженное название Лаодикии, Нагава — ошибочное написание, а Гевал (Гебал или Габала) — город близ Лаодикии Сирийской (совр. Латакия) (Кирпичников. С. 115) или, возможно, в 40 км от Бейрута (Ливан). Однако окончательных выводов по этому вопросу нет. В тексте из соб-рания «Житий святых» свт. Димитрия Ростовского (ЖСв. Апр. С. 390), источником которого служили «Acta Sanctorum» (ActaSS. Apr. T. 3. P. 106), сообщается, что этот город находился неподалеку от Берита (совр. Бейрут). В некоторых редакциях приводится имя царя: в латинской традиции — Севиус, в греческой — Селвиос, в славянской — Селевий, Селевин, Селевкий, в грузинской — Селинос. «Чудо о змии» впоследствии получило аллегорическую трактовку, став символом торжества христианства над язычеством или победы христианина над страстями.
«Чудо о колонне вдовы» (BHG, N 691a-691c) относится автором к числу первых чудес великомученика. В палестинском городе, где покоились мощи Георгия, византийский император задумал перестроить храм, освященный во имя святого, сделав его более величественным. Но в городе не было подходящего материала для изготовления колонн, и за ним отправилась экспедиция по морю в другой город, где находились каменоломни. Некая благочестивая вдова, почитавшая Георгия, на все деньги, которые у нее были, купила колонну и хотела погрузить ее на императорский корабль, т. к. не имела средств отправить ее. Но чиновник, ведавший отправкой груза, отказался принять колонну под предлогом того, что не следует смешивать дар императора с приношением бедной женщины. Расстроенная таким ответом вдова осталась на берегу. Вдруг перед ней появился Георгий и спросил, где в храме она хотела бы поставить колонну, и пальцем написал на колонне, чтобы та была установлена 2-й справа. Когда корабль подплывал к городу, чиновник увидел на берегу колонну вдовы и, пораженный этим чудом, раскаялся в своем высокомерии. Колонна была установлена в храме согласно надписи, края оставалась на ней на протяжении многих столетий. С начала IX в. в некоторых византийских рукописях город, где строился этот храм, называется Рамла. Он возник около 715 г., после захвата Палестины арабами, в 4 км от Лидды. Храм во имя вмч. Георгия был построен в Рамле в 784 г., до наст. времени в этой церкви показывают «колонну вдовы».
По мнению А. Ю. Виноградова (Бугаевский А. В., Владимир (Зорин), игум. C. 32−33), в «Чуде о колонне вдовы» речь идет о периоде, когда Палестина входила в состав Византии (до 637). Императором, приказавшим реконструировать храм великомученика, скорее всего был Юстиниан I (527−565), построивший церковь в Лидде, а не в Рамле (см. в ст. Георгия великомученика церковь в Лидде).
«Чудо о сарацине, пустившем стрелу в икону св. Георгия» (или «Чудо об обращении сарацина» (BHG, N 691), в слав. традиции называемое «Чудом об иконе Георгия Победоносца», произошло в Рамле после захвата Палестины арабами. Один араб зашел в христианский храм, где увидел священника, молящегося перед образом Георгия. Желая показать пренебрежение к христианским иконам, араб выстрелил в образ из лука, но стрела была пущена так, что, не причинив вреда иконе, вонзилась в руку стрелявшего. Араб, страдавший от невыносимой боли, призвал священника, который рассказал ему о Георгии и посоветовал для исцеления повесить над постелью икону святого, а утром помазать рану елеем из горевшей перед ней лампады. После исцеления священник принес арабу Житие Георгия на его родном языке, и оно произвело на него такое впечатление, что араб крестился и вскоре принял мученическую смерть, проповедуя христианство среди соплеменников.
«Чудо о воине и коне» известно в изложении паломника, галльского еп. Аркульфа (ок. 670 или 685). Когда в Лидде собралось большое войско, чтобы отправиться в поход, некий воин дал обет в храме Георгия, что если он вернется из похода живым, то отдаст в дар великомученику любимого коня. Вернувшись из похода целым и невредимым, хотя войско понесло большие потери, воин вместо обещанного оставил перед иконой Георгия 20 солидов (столько стоил его конь) и хотел увести коня, но тот не сдвинулся с места. Он добавил к приношению еще 10 солидов, но конь опять оставался неподвижен. Воин продолжал увеличивать сумму, пока она не достигла 60 солидов, и наконец понял, что надо исполнить обет: вместе с деньгами он оставил коня, который легко пошел за ним к иконе святого. Этот сюжет о необходимости строгого выполнения данного обета весьма характерен для чудес Георгия.
«Чудо о спасении от разбойников». В г. Дидии (Пафлагония) находился храм во имя вмч. Георгия. Среди его благочестивых прихожан были Лев и его сын Ма-нуил. Последний каждый год ходил в г. Хоны, относя богатые пожертвования на храм архистратига Михаила. Однажды в пути его застала ночь и он, увидев в пещере огонь, попросился на ночлег, не зная, что здесь живут разбойники, которые в тот момент отсутствовали. Женщина, бывшая в пещере, узнав о том, что у юноши с собой большая сумма денег, решила задержать его до прихода мужа и сына и, прикинувшись радушной хозяйкой, уложила его спать.
Проснувшись, Мануил услышал разговор разбойников и стал молиться Георгию Сделав вид, что они тоже хотят совершить паломничество в Хоны, разбойники завели юношу в безлюдное место. Осознав, что настал смертный час, Мануил закричал, призывая на помощь Георгия. Перед ними появился всадник, который одного за другим бросил разбойников в реку. Затем посадил Мануила на коня, и в одно мгновение они очутились в Хонах, хотя до города было 8 дней пути. Всадник объяснил, что он — Георгий, и стал невидимым. Святой появился в разбойничьем вертепе и сжег его вместе с коварной хозяйкой. Сюжет об избавлении от опасности является одним из самых распространенных в чудесах великомученика.
«Чудеса об избавлении отрока из плена» широко отражены в иконографии. На острове Лесбос был храм во имя вмч. Георгия, где в престольный праздник собиралось много людей. Зная об этом, на христиан напали арабы и увезли на о-в Крит большое количество пленников, среди них был некий юноша, чьи родители тяжелее других переживали разлуку с сыном. Через год, в день памяти Георгия, они устроили обед в честь святого, а мать юноши горячо молилась о возвращении сына. В тот момент, когда ее муж обращался с молитвой к Георгию, а гости разливали вино, сын хозяев появился в доме с сосудом вина в руках. На удивленные расспросы юноша ответил, что долгое время был рабом в доме критского эмира и сегодня прислуживал ему за обедом, разливая вино. Внезапно перед ним предстал Георгий, посадил его на коня и перенес в родной дом. Одной рукой юноша держался за пояс святого, а в другой так и остался сосуд с вином из дома эмира.
Похожий рассказ сохранился в изложении мон. Космы («Чудо о сыне попове») и относится к царствованию визант. имп. Василия I Македонянина (867−886). Филофей, сын священника из церкви св. Георгия, был захвачен арабами по пути на Кипр и 3 года провел в плену в Палестине. Однажды в день памяти Георгия он нес вино в баню хозяина, по дороге молясь великомученику об избавлении от плена. Разбавляя вино, юноша почувствовал, что его подняла какая-то сила, и тотчас он очутился в алтаре храма, где его отец совершал литургию. В руках юноши остался араб. мраморный сосуд.
Подобное чудо произошло и при императоре Константине VII Порфирородном. Сын благочестивых родителей Леонтия и Феофано из Амастриды (Пафлагония), почитавших Георгия, также по имени Георгий, ушел на войну с болгарами и попал в плен. Родители, не имея известий о сыне, считали его погибшим. В день памяти Георгия они по обыкновению устроили пышный обед. Внезапно среди гостей появился пропавший юноша, державший горшок с едой. Он рассказал, что работал на кухне и нес пищу хозяину, но вдруг увидел сияющего воина на коне, который перенес его в родной дом. Это случилось так быстро, что еда в горшке не успела остыть и была поставлена на стол в качестве угощения, а горшок родители юноши впоследствии передали в храм Георгия, где он хранился долгое время.
Известны и др. чудеса Георгия, которым посвящены греческие тексты: «О быке Феописта», «О видении сарацина» (автор Григорий Декаполит), «О пронзенном образе», «Об убитом воине», «О пироге», «О поясе святого», «О пафлагонском юноше».
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=41 398&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)