Русская линия
Фонд стратегической культуры Николай Головкин26.02.2007 

Первоиерарх

12/25 февраля — День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который был увенчан белым патриаршим куколем на изломе двух эпох в жизни нашей страны.

В последнем Рождественском послании, подводя итоги 2006 года, Святейший Патриарх отмечал, что народ «все больше возвращается к отеческой вере», храмы наполняются прихожанами «всех возрастов и родов деятельности». «Знаком благоволения Божия» назвал Алексий II принесение в 2006 году из Черногории десницы пророка Иоанна Крестителя, почти две тысячи лет назад «возложенной на главу Спасителя», а летом прошлого года «благословившей» более двух миллионов жителей России, Белоруссии и Украины. Помощь и утешение получили верующие и от других святынь, которые доставлялись в 2006 году в Россию: частицы Креста Господня, мощей святой Марии Магдалины и юного мученика Кирика.

«Не могут не радовать всех верных, — подчеркнул Первосвятитель в Рождественском послании, — успехи в деле сближения между Церковью в Отечестве и нашими собратьями, объединенными в Русскую Православную Зарубежную Церковь. Единство и общение, прервавшиеся в результате трагических событий более восьмидесяти лет назад, сегодня восстанавливаются».

Первый официальный документ, закрепляющий союз Церкви в Отечестве и Русской Зарубежной Церкви, должен быть подписан 17 мая 2007 года.

О достигнутой договоренности было сообщено 31 января после завершения прошедших в Москве двухдневных переговоров. Заключение союза решено приурочить к празднику Вознесения Господня. После проведения церемонии подписания будет совершена первая совместная литургия Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и главы Русской Православной Зарубежной Церкви митрополита Лавра.

Акт о каноническом общении был разработан церковными комиссиями и одобрен Синодом РПЦ в июле, а Синодом РПЦЗ — в сентябре 2006 года. Однако по инициативе зарубежного духовенства подписание документа было отложено: формально — до решения спорных вопросов, а фактически — для того, чтобы дать дополнительное время сторонникам воссоединения из Нью-Йорка убедить свою паству и клир не быть столь категоричными по отношению к Москве.

* * *

В 2006 году широко отмечалось 45-летие архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Алексия. В связи с этим событием и церковная, и светская пресса подчеркивали, что «возрождение церковной жизни связано с именем Его Святейшества, особая заслуга Первоиерарха — это сохранение единства Церкви, умение погасить все противоречия, научить жить и работать вместе людей, очень разных по человеческим качествам, взглядам, происхождению».

Святейший избрал пастырский путь в те годы, когда советская власть почти под корень уничтожила весь священнический социальный слой старой России. Он знал, что многие люди, которые избирали путь священства до и после Великой Отечественной войны, шли, по сути, на мученическую смерть.

Действующих храмов оставалось мало. Согласно данным комиссии по реабилитации, в 1920-е — 1940-е годы было расстреляно около полумиллиона священнослужителей. И все же молодой человек из благополучной буржуазной семьи, внук расстрелянного белого офицера, осознанно выбирает себе крестный путь гонимых пастырей.

Господь вывел молодого архимандрита Алексия (Ридигера) на путь епископского служения в разгар хрущевских гонений на Церковь, гонений, разрушительный масштаб которых, по оценкам историков, сопоставим с гонениями 1920-х — 1930-х годов. Закрывались храмы и монастыри, семинарии и приходы, православные вновь почувствовали тяжесть репрессий и преследований за веру…

14 августа 1961 года, когда архимандриту Алексию было 32 года, состоялось его назначение епископом Таллинским и Эстонским. Ныне, спустя 45 лет после своей архиерейской хиротонии, Его Святейшество по-прежнему остается верным словам клятвы, которую приносят все епископы при своем поставлении:

«Обещаюся и церковный мир соблюдати и твердо держати, и ни единым убо нравом в чесом противная православней кафоличестей восточней христианстей вере мудрствовати во вся дни живота моего…. Обещаю же ся во страсе Божии и боголюбивым нравом вверенное ми стадо управляти и усердно учити и от всех ересей сохраняти со всяким усердным тщанием…. С противными Церкви святей с разумом и кротостию поступати, по апостолу Павлу, яко рабу Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем, учительну, незлобиву, с кротостию наказующу противныя, еда како даст им Бог покаяние в разум истины».

Возведение священнослужителя в епископский сан — на высшую ступень церковной иерархии — всегда поворотный момент в его жизни. Священнослужитель, становясь архиереем, как бы возводится на степень апостольского служения. Это и высочайшая ответственность. «Право править слово истины» Христовой означает в первую очередь обязанность служить примером исполнения евангельских заповедей, воплощая в собственной жизни высокие идеалы любви к Богу и ближним.

Кроме того епископское служение всегда несет в себе, кроме высочайших благодатных даров, еще и тяжелые испытания для воспринявшего эту благодать, оно требует от человека, принявшего епископский сан, немалого мужества.

Не случайно Промысл Божий возводит молодого архимандрита Алексия в епископский сан именно в начале 1960-х, когда одними из самых необходимых душевных качеств также были мужество и сознательная решимость служить Богу и людям. Для того, чтобы впоследствии стать во главе нового духовного возрождения России, будущий Патриарх должен был почувствовать всю тяжесть и неестественность того положения, в котором находилась Русская Православная Церковь.

Проходя последовательно послушания епархиального архиерея Таллиннской и Эстонской епархии, заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, Управляющего делами Московской Патриархии, вновь епархиального архиерея — теперь Ленинградской епархии, епископ, а затем архиепископ и митрополит Алексий приобрел богатейший опыт церковного управления.

Особенно ценный опыт церковно-административного руководства был накоплен им в 1960-е — 1980-е — годы работы в должности Управляющего делами Московской Патриархии. Это был исторический период, когда Управделами Патриархии, на котором лежала ответственность за взаимоотношения власти и Церкви, была необходима особая мудрость. В те же годы владыке Алексию довелось быть депутатом Верховного Совета СССР и заместителем Председателя Советского Фонда мира. Эта работа, с одной стороны, в условиях постоянного вмешательства атеистического государства в дела Церкви ложилась тяжелейшим бременем на плечи будущего Патриарха. С другой стороны, обширные международные связи и приобретенный авторитет среди советского руководства позволяли сохранять в отношениях с властью необходимый баланс.

А Ленинградскую епархию он принял в свое управление в 1986 году — в то переломное время, когда официальный государственный атеизм хоть был смягчен, но по-прежнему продолжал возводить для Церкви труднопреодолимые преграды и барьеры.

Всего четыре года возглавлял митрополит Алексий Ленинградскую епархию, но за этот небольшой отрезок времени сумел возродить церковную жизнь в этой второй по значимости кафедре Русской Православной Церкви.

Иерархи Церкви отдавали должное митрополиту Алексию и как богослову. В апреле 1984 года он завершил трехтомный труд «Очерки по истории Православия в Эстонии», за что вскоре был удостоен степени доктора богословия.

Когда в июне 1990 года, спустя месяц после блаженной кончины Святейшего Патриарха Пимена (Извекова), встал вопрос о его восприемнике, одним из первых было названо имя митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия: благие деяния, которые он совершил за три десятилетия своего архипастырского служения, безусловно, давали священноначалию все основания считать его достойным избрания на Первосвятительский престол.

Освященный Поместный Собор, созванный для избрания Патриарха Московского и всея Руси, — что особо важно подчеркнуть, первое каноническое избрание Предстоятеля Церкви после избрания Патриарха Тихона на Поместном Соборе 1917−1918 годов — открылся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 7 июня 1990 года. На него прибыли 317 делегатов: 90 архиереев, 92 клирика, 88 мирян, 39 представителей монастырей и 8 — духовных школ. Собор продолжался до позднего вечера. Наконец, в 22 часа 20 минут Патриарший местоблюститель торжественно возгласил: «Владыко Алексий, Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал тебя Патриархом Московским и всея Руси!»

Символично, что новому Предстоятелю Церкви при совершении интронизации был вручен посох святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси, который на иконах всегда изображается как строитель храмов.

Согласно последним статистическим данным, которые Святейший Патриарх привел на заседании Священного Синода 26 декабря 2006 года, число приходов Русской Православной Церкви в России, странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья достигло к настоящему времени 27 тысяч 393, монастырей — 708. Летом 2006-го восстановлена монашеская жизнь в Саровской пустыни на территории закрытого города атомщиков, заложен храм Владимирского скита на Валааме. «Основы православной культуры» и другие «факультативы духовно-нравственной направленности» преподаются в 11 тысячах 184 общеобразовательных школах.

А ведь Алексию II суждено было начинать Первосвятительское служение в то время, когда СССР распадался на глазах. Миллионы славян в бывших советских республиках не по собственной воле оказались за пределами исторической Родины. Ельцинским реформаторам было не до них. Единственной реальной опорой для так называемого русскоязычного населения в новых государствах, оставалась по сути, лишь Русская Православная Церковь.

Невзирая на политические катаклизмы и экономические взрывы, которые обрушились на Россию в 1990-е годы, наперекор всем крушениям и катастрофам, нескончаемым военным конфликтам, кровопролитиям и национальной розни Русская Православная Церковь под омофором Святейшего Патриарха крепла и прирастала добрыми деяниями.

Поддерживая полнокровную деятельность прежних приходов и возводя новые храмы повсюду, где оставалось жить славянское население, Церковь всячески сохраняла и поныне продолжает сохранять те историко-культурные и духовные традиции, которыми испокон веков жил и вдохновлялся православный народ.

С самого начала Патриаршества Алексия II посещение епархий, поездки в ближние и дальние уголки России и зарубежья стали неотъемлемой частью его Первосвятительского служения. С полным основанием можно утверждать, что Патриарх Алексий II сумел сотворить то, о чем никто из его предшественников не мог даже помышлять. За годы Патриаршего служения Алексий II совершил свыше ста поездок по различным епархиям.

Впрочем, путешествовать, а точнее — паломничать будущий Патриарх начал еще во младенчестве. Как сам он однажды сказал, в первую поездку в Пюхтицкий монастырь родители, люди набожные и благочестивые, взяли его с собой, когда он был «еще в пеленках». А потом были «пречудный остров Валаам», встречи с насельниками Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря…

В молодые годы будущему Патриарху часто приходилось ездить из Таллинна в Ленинград и обратно — сначала в семинарию, а затем в Духовную академию, где он учился заочно. А впоследствии, уже став епископом, владыка Алексий объездил Таллиннскую епархию, что называется, вдоль и поперек. Даже получив в 1964 году назначение на должность управляющего делами Московской Патриархии и переехав жить в столицу, он по-прежнему оставался Таллиннским архиереем и продолжал окормлять свою паству.

«Каждый месяц, а то и чаще, — вспоминает Святейший, — я выезжал в родной Таллин, где решал насущные епархиальные вопросы и проводил архиерейские богослужения. Я даже считал, что 34-й поезд, который курсировал между Таллинном и Москвой, — это и есть мой дом. Признаюсь, я с радостью ждал этих часов в поезде, когда можно было спокойно почитать и побыть наедине с собой».

Благодаря неустанным трудам Святейшего Патриарха Алексия, его поистине апостольским поездкам, безусловно, несущим в себе отпечаток особой значимости и торжественности, Россия постепенно восстанавливает разорванное единство своей истории.

Сергиев Посад, Санкт-Петербург, Валаам, Курск, Белгород, Дивеево, Саров, Саранск, Муром… В этих и иных городах и весях нашего Отечества, где побывал (в некоторых неоднократно!) Первосвятитель, единство подвигов, совершенных в разные исторические эпохи, становится наглядным и зримым.

Как правило, каждая из поездок Святейшего Патриарха по России знаменуется важным событием — празднованием какого-то юбилея, освящением нового храма, открытием церковного учебного заведения или участием в большом благотворительном мероприятии. В программу визита непременно входят официальные встречи и переговоры с местными властями, для которых сам факт общения с Предстоятелем Русской Православной Церкви — дело чести и престижа.

«Покинув социальное гетто и вновь став мощной созидательной и объединяющей духовной силой в обществе, — подчеркнул Первосвятитель в год празднования 2000-летия Рождества Христова, — Русское Православие возвращает себе то место в народной жизни, которое на протяжении тысячелетия отечественной истории принадлежало ему по праву деятельного соработничества и являлось определяющей силой в становлении государственности, в формировании национальной культуры и духовного облика народа».

К тому времени были прославлены многие подвижники веры — блаженная Ксения Петербургская, Оптинские старцы, святой праведный Иоанн Кронштадтский, московский старец Алексей Мечев… Скрупулезно, буквально по крупицам собирались и сведения о пострадавших за веру в годы репрессий, дабы затем соборно прославить новомучеников и исповедников Российских. Произошло это во время юбилейного Архиерейского Собора, проходившего в год празднования 2000-летия Рождества Христова в воссозданном Храме Христа Спасителя. Главным итогом Собора стало решение о канонизации 1154 святых угодников, в том числе 867 новомучеников и исповедников Российских, среди которых святые страстотерпцы — последний российский император Николай II и его семья. Собор установил общецерковное почитание 230 страдальцев за веру, ранее местночтимых, а также канонизировал 57 подвижников благочестия XVI — XX веков.

На юбилейном Архиерейском Соборе была одобрена новая редакция Устава Русской Православной Церкви, а также принят такой важный документ, как «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

За годы патриаршества Алексия II в Россию вернулись Тихвинская икона Божией Матери, другие святыни, которым предки поклонялись веками.

Все эти годы Алексий II закладывал также камни в основание новых храмов и часовен, открывал воскресные школы, детские интернаты, церковные больницы и другие богоугодные заведения, освящал боевые корабли, приходил в камеры к тем, кто томится в заключении, напутствовал фестивали духовной музыки и православного кино, выступал на различных форумах, конференциях и симпозиумах…

А помимо этого — еще каждодневная, текущая работа. В составляемом заранее на каждый месяц рабочем графике Святейшего — встречи с руководителями Синодальных отделов, переговоры с представителями государственных структур, общественных организаций, приемы иностранных делегаций. Этот длинный список встреч ярко свидетельствует и о значении Русской Православной Церкви в мире и о той общественно-политической деятельности, которую ведет ее Предстоятель, и о его кропотливой дипломатической работе, влияющей на взаимоотношения разных держав, взаимоотношения Церкви и общества, Церкви и государства в России.

Вспоминаются слова, которыми напутствовал Святейшего Патриарха Алексия на великий подвиг церковного предводительства Священный Синод:

«Гряди к пастве своей, Святейший Патриарх Алексий, вместе со святым Патриархом Иовом устрой Церковь, просвети народ, защити Православие!

Гряди к пастве своей, Святейший Патриарх Алексий, вместе со святым Патриархом Ермогеном собери сынов Отечества на защиту его христианского и национального достояния и государственности!

Гряди к пастве своей, Святейший Патриарх Алексий, вместе со святым Патриархом Тихоном сохрани Церковь от ересей и расколов, призови всех чад Ея под омофор единой Истины!».

http://www.fondsk.ru/article.php?id=592


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика