Русская линия
Пресс-служба Псковской епархииСвященник Николай Егоров23.02.2007 

О Великом посте и святом мученике Феодоре Тироне
Рассказывает священник Николай Егоров, проректор Духовного училища

«Первая седмица поста подходит к концу, и в субботу, 24 февраля, наша Святая Церковь чтит память святого великомученика Феодора Тирона (около 306 г.). Память святому совершается два раза в году: на первую седмицу Великого поста, всегда в субботу, и 17 февраля (2 марта н. стиль) в день его преставления. Почему Церковь празднует день памяти великомученика Феодора Тирона в первую субботу Святой Четыредесятницы? В первые века христианства Церковь Христова была гонима, преследуема от иудеев, а когда христианство становится широко известно, оно уже подвергается преследованиям власти, языческих императоров.

Миланским эдиктом императора Равноапостольного Константина вера Христова стала разрешенной. Государство признало Христианство, и веру во Христа можно было свободно исповедовать, но спустя некоторое время, когда империей стал управлять император Юлиан, известный как Отступник, правивший всего два года 361−363 гг., языческие нравы стали возвращаться, император был язычником. Понимая, что открытое гонение против христиан не даст ожидаемых плодов, он избрал более коварный и изощренный путь гонения. Преследование стало скрытым: христиан отлучали от образования, богатых и знатных христиан лишали должностей и имущества, лукаво объясняя, что с евангельской нищетой это несопоставимо.

В первую седмицу Великого поста, издеваясь над христианами, он решил тайно окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынках, чтобы, не зная правды, верующие осквернили себя идоложертвенным, или были бы вынуждены голодать. События происходили в Константинополе, и тогда епископу Константинопольскому Евдоксию было явление великомученика Феодора Тирона, который предупредил Епископа об опасности и повелел не покупать продукты на рынках, воспользоваться вареной пшеницей, злаками — коливом. В каждом доме пшеница была, ее варили и ели. Благодаря этому чудесному предупреждению, исходившему от св. Феодора Тирона, христиане смогли соблюсти Великий пост во всей его полноте, не осквернив себя от идоложертвенного. В память об этом событии в пятницу, по окончании богослужения, совершается особый чин освящения колива с чтением канона, а коливо раздают православным. Обычно это рис или вареная пшеница с медом и изюмом.

Событие, происшедшее в Константинополе в IY веке явно показывает нам, насколько важно для христиан соблюдение поста, что даже Богом был послан угодник Божий, чтобы предупредить верующих людей от осквернения. Для наших дней это событие столь же актуально, как и в то время, потому что есть люди, называющие себя верующими, православными христианами, но они не считают обязательным совершать пост, ходить в храм и молиться, говоря: „Бог у меня в душе“. Аргументируется такое расхожее мнение словами Священного Писания: „человека оскверняет не то, что входит в его уста, а что выходит из уст“ (Мф. 15.11).

Хочу заметить, то, о чем говорят некоторые люди: „Бог у меня в душе“ — это состояние, к которому стремится каждый православный человек. Мы хотим, чтобы в нашем сердце поселился Бог, мы хотим, чтобы в нашем сердце произошла встреча с Богом, но само собой это не происходит, человек для этого должен трудиться. Мы ощущаем всем своим сердцем, всем своим существом, что повреждены грехом, и более склонны ко злу, чем к добру. Грешить легко, а заставлять себя делать добро, прощать, уступать — это трудно и сложно. Наш эгоизм, наша гордыня не дают переступить через себя. Апостол Павел говорит: „Доброго, которого хочу — не делаю, а злого, которого не хочу — делаю“ (Рим.7.15). Это и говорит о поврежденности человеческой природы, нашего внутреннего состояния. Для того, чтобы Бог был в душе, нужно очень много потрудиться.

Слова: „Бог у меня в душе“ сказать легко, не совершая при этом никакой работы над собой, никакого подвига — это пустые слова, и глубокое непонимание того, о чем мы говорим, когда произносим: „Бог у меня в душе“, в лучшем случае у человека память о Боге, но не сам Бог. Бог в храме, а чтоб он был в душе — это весь смысл жизни. Чтобы быть христианином человек должен себя духовно обогащать, что немыслимо без молитвы и без поста.

Праздник святому великомученику Феодору Тирону связан с тем, что христиане смогли не осквернить себя и соблюсти пост в полноте. „Тирон“ переводится с латыни как новобранец. Он и есть воин Христов и, действительно, был римским легионером, который, как истинный христианин, отказался принести жертву идолам, за что был истязаем и сожжен на костре, но тело воина осталось неповрежденным. Тело святого мученика Феодора Тирона покоится в Константинополе, в храме его имени.

Надеюсь, что великомученик Феодор Тирон будет нам помогать, когда мы обратимся к нему за помощью, чтобы не осквернить себя никаким прикосновением к идоложертвенному, а служение страстям: чревоугодию, сребролюбию… и есть идолы. Пост — это труд и даже подвиг, но, несмотря на это, все верующие христиане пост ждут, он желанный. Святые отцы называют его „весной для души“, когда человек окрыляется, отрывается от земных забот, от суеты мирской и погружается вглубь себя, отдаваясь покаянию и молитве, борьбе со страстями. В этот период актуализируется духовная жизнь верующего человека. Поздравляю всех православных христиан с началом Великого поста!»

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=2718


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru