Русская линия
Известия Борис Клин22.02.2007 

Грехи наши тяжкие
Человека и Бога рассудит только совесть

«Чрезмерно часто стирала белье; ходила сама и водила детей в театры; похотно жила с мужем, допускала плотские удовольствия» — длинные перечни женских грехов можно обнаружить и в многочисленных брошюрах «Лекарство от греха», и в интернете. Появились даже специальные компьютерные программы для подготовки к исповеди — отвечаешь на вопросы и получаешь распечатку собственных грехов. Но, как говорят богословы, подобная практика зачастую вводит людей в заблуждение.

Цель оправдывает средства?

Что же такое грех? На первый взгляд ответ прост — нарушение божественных заповедей. Однако жизнь показывает, что все гораздо сложнее.

Сказано — «не убий». Однако и христиане, и мусульмане, и иудеи при некоторых обстоятельствах допускают убийство на войне или при защите чужой жизни.

Сказано — «не лги». Праотец Авраам, попав на территорию фараона, испугался, что его убьют, чтобы отнять для властителя красавицу-жену Сару (так в Египте тогда было принято), и сказал, что она его сестра. Всевышний наказал фараона за попытку присвоить чужое, Авраам же на упреки фараона во лжи ответил — думал, мол, что законов тут никаких не соблюдают, поэтому и назвал жену сестрою. И потом поступил так же с другим библейским персонажем — Авимелехом. Комментатор Торы, главный раввин Британской империи Ионатан Сакс никакого греха в этом не видит — человек обязан верить в Бога, но, не рассчитывая на Его вмешательство, сделать все для спасения своей жизни. Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов также не видит греха в поступке праотца: «Надо оценивать мотив. Авраам не преследовал цели специально навредить кому-то, ни фараону, ни Авимелеху. Важен мотив, а он не был злым».

То же самое и в исламе, где важен не только сам поступок, но и его цель.

— Иисус Христос кнутом изгонял торговцев из храма и, надо полагать гневался при этом, — предполагает профессор Осипов. — Мать, отбирающая срамные картинки у сына-подростка, тоже испытывает гнев. Гнев любви. Гнев — естественное состояние человека. В разных ситуациях он может стать грехом, а может — и благом.

«Черные» списки

Процитированный в самом начале перечень «женских грехов» может показаться шуткой. В подобных сборниках есть еще немало того, над чем можно посмеяться: «Нежила плоть душем и ванной». Где это, интересно, сказано, что мыться не надо? Осипов считает, что грех — это то, что приносит вред, ранит, носит противоестественный характер: «Православный должен есть, пить, спать, мыться, заботиться о своем здоровье — «никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф. 5. 29). Другое дело, что нельзя в такой заботе видеть смысл жизни. Ничего плохо нет во вкусной еде. Грех начинается, когда хочешь есть лишь «соловьиные язычки» и запивать «птичьим молоком».

И все же в Московском Патриархате говорят, что «Лекарство от греха», «Список женских грехов» и другие подобные «памятки» появились в годы советского богоборческого режима, когда ощущалась острая нехватка религиозной литературы и люди переписывали те немногочисленные пособия, что были тогда доступны, и создавали свои. Естественно, такие «книги» миновали церковную цензуру. И, как это водится при «самиздате», каждый переписчик, а чаще, судя по всему, переписчица добавляли что-то свое, сообразуясь с собственным опытом духовной жизни и не всегда высоким уровнем церковной культуры. Так считает заведующий службой коммуникации отдела внешних церковных связей священник Михаил Прокопенко. А профессор Осипов добавляет, что жизнь подобным спискам грехов дают и не обладающие необходимым духовным опытом лжедуховники, лжестарцы, коих развелось немало.

О «единомыслии телес»

Как явствует из такого рода «пособий», особый и явно нездоровый интерес авторы обычно проявляют к сексуальной жизни кающихся.

— На самом деле, влечение мужчины к женщине — явление нормальное, — говорит Осипов, — и ограничено оно лишь брачными узами. Более того, нигде нет указаний, что интимные отношения допустимы лишь для рождения детей и должны прекращаться, если женщина не может родить.

Такого же мнения придерживается и отец Михаил:

— Отвечая на вопрос, являются ли грехом близкие отношения людей «в чистом виде», нужно помнить: таких отношений «в чистом виде» не бывает. Есть сферы жизни, которые Церковь не считает нужным детально регламентировать и оставляет на усмотрение христианской совести людей. В частности, интимные отношения супругов. Совершенно недопустимыми являются супружеская измена и близкие отношения вне брака. А что касается отношений мужа и жены, то их радость друг о друге, «единомыслие душ и телес», как говорится в одной из молитв, читаемых на венчании, является естественным следствием христианского брака. Однако тут стоит напомнить о двух обстоятельствах. Первое: Бог разделил людей на мужчин и женщин, чтобы они соединялись в любви, а также могли участвовать в сотворении новой жизни человека — венца Божия творения. Праведно ли растратить эти дары исключительно на угождение эгоистичным сиюминутным удовольствиям, пусть даже и в контексте семьи? И второе: христианская семья — это церковь малая, создаваемая по образу Церкви Христовой. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь», — говорит апостол Павел (Еф. 5. 25). Так вот, должно ли быть в таких высоких отношениях место сугубо плотскому эгоизму и затмевающему все влечению к удовольствию любой ценой?

Отметим, что в исламе и иудаизме точно так же, как и в православии, грехом считаются сексуальные отношения вне брака, в том числе и рукоблудие. И точно так же рождение ребенка не считается единственной целью интимных отношений супругов.

Но списки грехов куда обширнее. Однако формализация нравственной жизни, сведение грехов в какой-то специальный список, по словам отца Михаила, вообще чуждо православию:

— Внутренняя жизнь человека определяется единой целью — обретением единства с Богом, которое разрушается грехом. Если забыть об этой цели, то заповеди превращаются в набор бессмысленных ограничений. Вообще, формализм — вещь недопустимая в отношениях с Богом. Человек в самой глубине своего существа понимает, что грешит. Ему не списки подсказывают, а совесть, упреки близких людей, обстоятельства жизни.

В одиночку не спастись

И православные, и иудеи, и мусульмане должны каяться в своих грехах.

Православные допускаются к Таинству покаяния (исповеди), как правило, с 7 лет. Священник Михаил Прокопенко подчеркивает:

— Во время исповеди недопустимы три вещи: оправдываться, обвинять других и утаивать свои грехи. Часто спрашивают — зачем каяться в церкви, ведь Господь и так все видит. Да, Господь все видит, однако именно в Церкви верующий получает благодать Божию, Его помощь в борьбе с грехом. Справиться с грехом самому без этой помощи невозможно — слаб человек. Это все равно как пытаться вытащить себя за волосы из болота. И надо помнить, что вне Церкви, вне общества верующих, в одиночку спасаться невозможно — сосредоточившись лишь на своих грехах и своем личном совершенстве, человек неизбежно впадает в грех гордыни. Сам мотив его духовной жизни становится скверным.

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Всеволод Чаплин неоднократно возмущался тем, что прихожане приносят священникам списки своих грехов. Но дело не только в форме покаяния, а в том, что на следующей неделе священнику приносят точно такой же список, и так не раз, и не два. Смысл же покаяния не в том, чтобы получить в храме «отпущение» за проступок и поскорее сделать его снова, а в недопущении греха вновь, в борьбе с ним.

«В иудаизме грех, совершенный против человека, считается более тяжким, чем грех против Бога, — говорит руководитель департамента общественных связей Федерации Еврейских общин России Борух Горин. — Воровство, обман — хуже, чем нарушение святости Субботы. В Йом-Кипур (Судный день) Бог готов принять наше раскаянье в грехах по отношению к Нему. А прежде чем каяться за грехи перед людьми, надо постараться загладить причиненный ущерб. И даже если загладил, грех против людей все равно осуждается».

По словам первого заместителя муфтия Татарстана Валиуллы хазрата Якупова, в исламе для покаяния существуют специальные молитвы. Но прежде всего мусульманин обязан сожалеть о совершенном, прекратить грешить.

Главные греховные страсти в православии

1. Чревоугодничество

2. Блуд

3. Сребролюбие

4. Гнев

5. Печаль (связана с утратой чего-либо, предмета или служебного положения)

6. Уныние (Общая потеря духовной энергии и жизненного тонуса. Крайней степенью уныния считается отчаяние и попытка суицида)

7. Тщеславие

8. Гордыня

Большие грехи в исламе

1. Куфр (неверие)

2. Убийство

3. Обвинение в прелюбодеянии невиновного

4. Дезертирство с фронта во время войны в защиту ислама

5. Ростовщичество

6. Использование денег детей-сирот в личных целях

7. Совершение большого греха в главной мечети

8. Причинение страданий родителям

Тягчайшие грехи в иудаизме

1. Убийство

2. Прелюбодеяние

3. Идолопоклонство

http://www.izvestia.ru/weekend/article3101413/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru