Русская линия
Православие в Карелии Наталия Смирнова22.02.2007 

Безгласная проповедь

В наше время появление писаной иконы в доме — это событие. А раньше рукописный образ был в каждой семье — «семейная» икона с изображением святых небесных покровителей членов семьи, иконы родительского благословения… Наверное, нужно иметь в доме писаные иконы, хотя бы одну, чтобы она стала семейной святыней, передавалась по наследству, объединяя поколения.

В сентябре этого года в Петрозаводске открылась иконописная мастерская, в которой четверо иконописцев пишут иконы. Сегодня мы беседуем с ее руководителем Наталией Анатольевной СМИРНОВОЙ.

— Сейчас возрождается очень старый обычай написания «мерных» икон, — рассказывает Наталия Анатольевна. — «Мерную» икону заказывают после рождения ребенка. Измеряется рост младенца, выбирается досочка высотой точно по росту новорожденного, и на ней пишется святой небесный покровитель ребенка в полный рост. Эту икону лучше повесить в детской комнате, а когда ребенок вырастет, образ может занять место в его домашнем иконостасе. Мы уже написали «мерные» иконы свт. Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, свт. Саввы, архиепископа Сербского.

— Сколько времени длится написание одного образа?

— Если досочка готова — месяц, если нет, то написание может занять 2−3 месяца. Многое зависит от размера иконы, времени года. У нас нет права торопиться — и по правилам, и по технологии. Мы все делаем по канонам, по которым писали еще древние иконописцы". Ведь в иконе важно все, начиная от доски и заканчивая последним слоем. Наша мастерская отвечает всем требованиям, для каждого этапа работы есть свое место в мастерской. Заказчик может в любое время прийти и посмотреть, как пишется его икона.

— Расскажите о процессе создания иконы,

— Начинаем мы с того, что заказываем специально подготовленную доску нужного размера. Для мастера, работающего с деревом, это очень кропотливый труд. Не каждая порода дерева подходит для иконной доски. Мы используем в основном сосну, липу. Доска может быть ровной, а может иметь плоское углубление — «ковчег».

На первом этапе мы проклеиваем доску, затем наклеиваем на нее паволоку — специальную льняную ткань, она защитит досочку от трещин и разрывов. На паволоку накладываем левкас — своеобразный грунт, в состав которого входят только натуральные компоненты (вода, мел, глицерин, желатин, мед). Левкас варим сами. После того как каждый слой левкаса просохнет, а это может занять не одну неделю, поверхность доски шкурится сначала специальным прибором, Затем вручную.

Вот перед нами доска ровная и белая, как яичко. Начинается новый этап. Мы узнаем все о святом, изучаем образцы ранее написанных икон и на бумаге рисуем прорись святого. Далее переносим рисунок через специальную кальку на доску. Потом золотим поверхность иконы. Золото не только украшает, его символическое значение — это слава Христова, Божественный свет, сияние… Покрыть икону золотом не так просто: сначала место — это может быть только нимб или еще и фон — вышкуривается, покрывается полиментом, специальными лаками и в конце золотится сусальным золотом.

Следующий этап называется роскрышь (от слова «раскрывать»). «Раскрыть» икону — значит наложить на нее основные цвета. Цвета мы используем только канонические. Краски, пигменты все натуральные. Краску готовим на специальной эмульсии, приготовленной из свежего желтка, вина и воды. После того, как колорит создан, пишется одежда, Лик. Накладывается ассист — золотистые лучики на поверхности одежды святого, которые символизируют присутствие нетварного Божественного света. В заключение икону покрываем защитным слоем.

— Бывает ли так, что результат не нравится?

— Икону испортить нельзя. Если результат нам не подходит, то все расчищаем, снимаем слои грунта и делаем заново. Мы не оставляем икону, если в ней что-то не нравится. Никогда нельзя сказать, что я — сложившийся иконописец. Мы советуемся, мы думаем, мы ищем. Изучаем много древних икон, наши образцы — это византийская школа. Для нас особенно важны молитва, пост, мир в душе, терпение и желание трудиться. Телевизоров, радио и суеты в мастерской нет.

— Каким был ваш путь к иконописи?

— Я художник-живописец. Мой педагог по живописи — Вячеслав Орестович Поляков. У него-то я впервые и увидела икону, заинтересовалась иконописью. Позже познакомилась с матушкой Иулией Большаковой, иконописцем из г. Кондопоги, пришла в ее мастерскую, где четыре года училась иконописному мастерству. Затем настоятель Сретенского храма священник Лев Большаков благословил создать в Петрозаводске свою мастерскую, филиал Кондопожской иконописной мастерской. И в начале сентября освятил это новое помещение.

— Вы так долго занимались живописью, но все-таки решили писать не картины, а иконы.

— Потому что поняла, что иконопись умнее, она правильнее, она смиреннее. Это только кажется, что в ней нет творчества, оно есть, только приведено в порядок. Одна моя знакомая, когда пришла в нашу мастерскую, призналась: «Я всегда к иконе относилась как к чему-то темному, закопченному. И вдруг вижу такой праздник!» И на самом деле, в иконе столько жизни, света, добра, любви. Каждый образ — это победа над не очень хорошей жизнью, безгласная проповедь о покаянии.

В ближайшее время мы будем писать иконостас для храма во имя свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии с. Янишполе. Готовимся к написанию иконы прав. Симеона Богоприимца, на которую смотрим и понимаем: не написать такой образ невозможно. У нас же есть все: навыки, руки, кисти, краски. Почему я пишу? Да потому, что я не могу не писать!

Беседовала Ирина ТАТАРИНА

Иконописная мастерская Наталии Анатольевны Смирновой находится по адресу: г. Петрозаводск, ул. Станционная, 23. Тел. 26−51−93

2006 г.

http://eparhia.onego.ru/smirnova.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru