Русская линия
Правая.RuСвященник Дионисий Лобов21.02.2007 

Особенности суеверно-магического сознания в Великий Пост

Вообще, намеки на недопустимость вкушения помидоров, свеклы, моркови и красного перца во время Великого Поста на Руси вообще вряд ли могли появиться даже в суеверных преданиях. Это какие-то современные байки, не имеющие ничего общего с Православием

Правая.Ру: Отец Дионисий, как вы прокомментируете более, чем странное утверждение журналистов НТВ, что в Великий Пост нельзя есть помидоры, свеклу, морковь и красный перец, так как их сок якобы отождествляется священниками с кровью?

о. Дионисий Лобов: Признаться, подобные утверждения у меня буквально вчера вызвали саркастическую реакцию своей нелепостью. Некоторые из наших прихожан ко мне обратились с вопросом: «Батюшка, неужели томатный сок нельзя в пост пить?» Какая тут может быть нормальная реакция? Но теперь я понимаю, откуда у них возникли подобные вопросы и это меня уже настораживает.

— Как, по-Вашему, можно трактовать такие вещи? Это банальный профанизм некоторых недалеких журналистов или же намеренная провокация?

— Думаю, последнее нельзя исключать. Это также может быть намеренным эпатажем. Но опасность подобных вещей налицо.

— Как Вы думаете, откуда у НТВ такое причудливое объяснение «постно-овощного табу»? Может ли оказаться, что это имеет в своей основе реальные суеверия, бытующие, к сожалению, в нашей Церкви?

— Я никогда не слышал ни о чем подобном. Упоминания об этом не встречаются ни в одном апокрифе, ни в одном предании. Скорей всего, подобное — какие-то современные байки, не имеющие ничего общего с Православием. Вообще намеки на недопустимость вкушения помидоров, свеклы, моркови и красного перца во время Великого Поста на Руси вообще вряд ли могли появиться даже в суеверных преданиях. Подумайте сами: цвет моркови и свеклы равно далеки от отождествления их с кровью. Остается только помидоры и перец, которые если и были на Руси, то в дни Великого Поста никак не могли появиться на столе.

— На Ваш взгляд, в чем главная опасность таких вот «отождествлений с кровью»? Не происходит ли тем самым дебилизация в глазах невоцерковленных людей образа православных верующих?

— Безусловно, все это имеет место быть. Что сделает в такой ситуации адекватный человек, более или менее знакомый с обычаями церковной жизни? Покрутит у виска, скажет: «Ну ничего себе?!». Одним словом, возникнут некоторые невротические аллюзии. А у людей, незнакомых хорошо с церковной жизнью начнется слепое подражание этому «обычаю», возникнут суеверные толки, которые ни к чему хорошему и позитивному привести не могут. Это станет поводом для появления у ряда православных суеверно-магического сознания.

— То есть, они будут приходить в храм, в настоящую церковную среду и не встречать там таких обычаев. Это ведь способно их вообще отвратить от Церкви.

— Дай Бог, чтобы эти люди вообще в храм приходили. Невоцерковленных такие бредовые «постные правила» еще дальше могут отвратить. А критически настроенные к Церкви люди получат еще один прекрасный повод посмеяться, поглумиться над нашей Верой. То есть, будет еще один минус в адрес Церкви. А ее имидж лишится еще одной, пусть и маленькой, звездочки.

С клириком Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне отцом Дионисием Лобовым беседовал Дмитрий Данилов

http://www.pravaya.ru/expertopinion/116/11 140


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru