Русская линия
Фонд стратегической культуры Михаил Ямбаев20.02.2007 

Реквием по Косову и Метохии

В Москве 13 февраля в помещении Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы (ВГБИЛ) состоялось представление уникального альбома «Косово: Православное наследие и современная катастрофа"*. Автор книги и ее составитель — директор Научного центра восточно-христианской культуры, известный искусствовед Алексей Лидов.

«Эта книга, — говорит автор, — вызвана к жизни событиями, происходившими в крае Косово и Метохия с 17 по 19 марта 2004 года, когда в течение трех дней там были полностью или частично разрушены 35 христианских храмов. После Второй мировой войны это самая большая в Европе культурная катастрофа, случившаяся в «мирный» период, когда край находился под управлением администрации ООН и под охраной батальонов НАТО. Всего с начала бомбардировок Сербии в 1999 году, согласно максимально полному и уточненному на сегодняшний день списку, разрушениям подверглись 143 церкви и монастыря Сербской Православной Церкви на территории Косово и Метохии».

В апреле 2004 г. А. Лидов в качестве эксперта комиссии ЮНЕСКО описывал последствия погромов православных храмов. Книга содержит самую полную на сегодняшний день информацию о памятниках сербской культуры в Косове и Метохии, как разрушенных, так и тех, которым угрожает уничтожение со стороны албанских экстремистов.

Книга состоит из трех частей.

Первая часть — «Наследие» — написана одним из самых авторитетных в мире специалистов по средневековой культуре Косова профессором Принстонского университета (США) Слободаном Чурчичем.

Во вторую часть — «Катастрофа» — издатели включили каталог 143 косовских памятников, разрушенных с 1999 года, а также подборку документов, начиная с отчетов таких международных организаций, как ЮНЕСКО и Human Rights Watch. Здесь же размещены меморандум Сербской Православной Церкви, сообщения корреспондентов с мест событий, свидетельства очевидцев.

Третья часть книги — «Памятники» — это самый полный на сегодня каталог всех православных памятников Косова (более 2 тыс. названий), которые когда-либо были известны, в том числе и разрушенных.

Директор издательства «Индрик», в котором вышел альбом, Кирилл Вах отмечает, что издание было задумано не как «книга по искусству» или «каталог утрат». Эта книга — предупреждение о том, к чему приводит «новая форма решения геополитических задач, когда у народа пытаются изъять духовную составляющую… и таким образом вытеснить его с исконной территории». Однако более чем спорным представляется тезис К. Ваха о том, что в процентном отношении людей в Косовском конфликте погибло гораздо меньше, чем памятников. Например, за период военного конфликта в Косове и после ввода сил КФОР только без вести пропавших граждан сербской национальности насчитывается более 1 тысячи человек!

Алексей Лидов искренне недоумевает по поводу того, что «в центре Европы, в начале третьего тысячелетия разразилась крупнейшая после Второй мировой войны культурная катастрофа, и об этом почти никто не знал!». Если об уничтожении талибами статуй Будды в пустынном районе Афганистана неделями громогласно оповещали мир все ведущие западные СМИ (шла информационная подготовка к американскому вторжению в Афганистан), то о том, что в центре Европы гибнет памятник мирового значения — храм Богоматери Левишки в Призрене, никто и знать не хотел.

Алексей Лидов говорит, что представленная книга — прорыв информационной блокады. Здесь необходимо уточнение: нужно добавить, что сербам еще в 2001 году удалось выпустить скромный цветной альбом «Распятое Косово: Оскверненные и уничтоженные православные сербские храмы и монастыри Косова и Метохии (июнь 1999 — май 2001 г.)», Призрен; Грачаница, 2001. В издании указывалось, что только за период 1999 — 2001 годов было повреждено или полностью уничтожено более 150 исторических и культурных объектов в Косове и Метохии.

В связи с положением сербов в Косове и тотальным уничтожением сербского культурного наследия важно подчеркнуть, что подобная — вполне планомерная — практика приобрела невиданный размах именно после ввода в Косово международного миротворческого контингента КФОР. Оценивая значение этого факта, Е.А.Бондарева справедливо писала: «Повышенная агрессивность албанцев-косоваров в последнем конфликте не должна рассматриваться как черта, имманентно присущая всей нации, и может объясняться наплывом в Косово уголовных и прочих девиантных элементов со всей Албании. Кроме того, важно учесть, что если для сербов Косово — святая, политая кровью и потом земля, колыбель сербской государственности, то для албанцев весь этот «комплекс сакральных традиционных ценностей» оказывается ненужным и подлежит искоренению в первую очередь».

Не далее как 10 февраля 2007 года албанские экстремисты, недовольные недостаточной «радикальностью» плана Ахтисаари, устроили массовые беспорядки в столице Косова Приштине. Лозунгами демонстрантов были «Уничтожь все сербское!» и «Сербы оккупировали албанские церкви и монастыри». Представитель сообщества сербских общин в Косове Марко Якшич считает, что демонстрация албанцев в Приштине — это попытка повторения сербских погромов 17 марта 2004 года: «…у меня сложилось впечатление, — говорит он, — что этот случай спланирован, чтобы показать, что будут с теми, кто против независимости Косова. Все это показывает, что станет с сербами в Косове, когда оно получит независимость. Пусть теперь после всего этого отдельные сильные мира сего почешут голову и хорошенько задумаются».

Ту же мысль, выступая на презентации альбома, высказала и руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Е.Ю. Гуськова. По ее мнению, независимость для албанцев-косоваров приведет к полному уничтожению православной культуры Косова. «Возможно, эти руины, — заметила Е.Ю. Гуськова, отмечая особое значение представленной книги, — больше никогда уже не будут доступны, а через несколько лет и руин не найдешь». Она же подчеркивает, что если специальная комиссия ООН подарит албанцам независимость Косова, это будет «приговором» для сербского населения края, которое сейчас живет в резервациях за колючей проволокой. «Эта книга всегда будет напоминать о 2004 годе. Сейчас решается судьба Косова. Волнуются все. Прослеживаются идеи, что Косово получит независимость. Албанцам обещана независимость. Только жесткая позиция России и Белграда может отсрочить дату независимости».

Удивило выступление на презентации директора ВГБИЛ Е.Ю. Гениевой. Полагая, вероятно, что убийц и изуверов можно перевоспитать преподаванием им истории искусства, Гениева отметила, что с книгой должны ознакомиться не только влиятельные представители властных структур и международных организаций, но и широкие слои читателей в России, неравнодушные к судьбе сербского народа и его культуры, и тут же заговорила о «толерантности», «национальной терпимости», «кавказцах и ксенофобии». Чем вызывается такой скачок мысли, уводящей в сторону от преступлений в Косове, становится ясно, если вспомнить, что Гениева долгое время трудилась во главе российского Фонда Сороса.

Думается также, что и сожаление Е.Ю. Гениевой по поводу того, что на презентацию книги не приехали приглашенные послы западноевропейских стран, было излишним. Все понимают, что для западных дипломатов гораздо важнее судьба статуй Будды в Афганистане, чем памятники враждебной им православной цивилизации в сердце Европы. Больше того, я рискну предположить: очисти албанцы Косово и Метохию от самых последних следов православной цивилизации, Запад вздохнул бы с заметным облегчением. Не случайно пик разрушения сербских памятников пришелся на пребывание в Косове сил КФОР.

В частных беседах участники презентации были откровенны. По их мнению, лейтмотивом презентации стал реквием по Косову и Метохии. Не было сказано НИ ЕДИНОГО СЛОВА о том, что же все-таки требуется сделать для спасения уцелевших православных памятников — центров сербских анклавов.

Будет ли на высоком уровне поднят вопрос об ответственности за разрушение памятников сербского исторического наследия в Косове?

Почему не привлекаются к ответственности лица, непосредственно участвовавшие в разрушении памятников?

Почему — даже после Мюнхенской речи В.В. Путина — молчит об ответственности за преступления против христианского культурного наследия официальная Москва?

Не было сказано на презентации книги ни слова об ответственности Временной администрации и КФОР. А ведь именно под прикрытием натовцев албанские экстремисты почувствовали полную безнаказанность. Не возбуждено ни одного уголовного дела по факту вандализма. Пока в крае находилась югославская армия, экстремисты боялись действовать столь вызывающе.

Демонстративное отсутствие на презентации книги «Косово: Православное наследие и современная катастрофа» послов западноевропейских государств — лучшая иллюстрация того, как Европа относится к сербам и Косову, и что ждет этот сербский край после провозглашения независимости. Хочется этим послам европейским забыть пригороды Парижа в огне, взрывы в Лондоне и Мадриде. Да только дадут ли им забыть?

Саранче все равно, что пожирать. При таком отношении нынешней Европы к части ее собственного христианского наследия дойдет — обязательно дойдет — очередь и до Нотр Дам де Пари.

В каталоге «Распятое Косово» Патриарх Сербский Павел писал: «Мы надеемся, что фотографии разрушенных и оскверненных православных храмов пробудят совесть у тех людей, которым по силам предотвратить преступление. Мы надеемся, что все те, кто восстал против горя одних, не останутся лишь пассивными наблюдателями происходящей у них на глазах беды других».

Тогда, когда прозвучали эти слова, мартовские погромы 2004 года были еще впереди… Мир не услышал, не вздрогнул, не перевернулся…

* Косово. Православное наследие и современная катастрофа. Редактор-составитель Алексей Лидов. М.:Индрик, 2007. — 356 с.; ил. ISBN 5−85 759−394−8 Тираж 1000 экз.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=581


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru