Русская линия
Пресс-служба Псковской епархииСвященник Андрей Вахрушев20.02.2007 

Первая седмица Великого поста
Настоятель псковского храма Покрова Пресвятой Богородицы священник Андрей Вахрушев о Великом посте

«Подлинное счастье человека есть в единении с Богом. Можно построить себе какое-то иллюзорное счастье, и всем казаться счастливцем, но при этом внутри будет тяжело на сердце, вечерами человек готов будет расплакаться, понимая, что его счастье — радужный мыльный пузырь, и ненадежно.

Путь к счастью все-таки лежит через борьбу с собственными искушениями, через возстание с помощью Божией. Поэтому пост — это такое поприще, когда человек умом и сердцем обращает внимание на самого себя, и ему, может быть, впервые за год приходит мысль, что он не так хорош, как казался все это время. Без осознания этой немощи, без борьбы с самим собой едва ли возможно почувствовать грядущее торжество Пасхи Христовой. Исполнение заповедей Христовых приводит к осознанию своей немощи, и ставит человека перед необходимостью, бия себя в грудь, молить на небо: „Помилуй мя, Боже, помилуй мя!“

Пост — установление очень древнее, и все-таки каждый раз удивляешься, насколько пост необходим сегодня. Вглядываясь в общество сегодняшнего дня, видишь его общее направление — потребительство, когда человек потребляет все вокруг, и мир стоит возле него как слуга. И человек уверен, что все вокруг должно ему непременно служить: люди, предметы, достижения прогресса — все подчинено ему, между тем, как сам человек не хочет давать ничего.

Из детских лет начинается такой изъян воспитания сегодняшнего общества. Идеи христианства, идеи жертвенности, что нужно отдавать для этого общества и жизнь для других, для рядом стоящих, чтобы не только они для меня, но и я для них, для их блага — этого в обществе нет. Но этому нужно учиться и внимать. Уже в том христианство безценно, что оно сегодня говорит: есть жертвенная любовь, любовь, которая отдает. В человеке должна быть идея самоограничения, самоотречения, умение держать себя в руках — не все, что я хочу, мне позволено.

„Но с чего начать, когда я совершенно не умею ограничивать себя? С великих дел? Они мне не под силу“. Начинать надо с малого, с элементарного, которое под силу. Особенно сейчас, когда происходит продажа первородства за чечевичную похлебку, когда пища оказывается сильнее человека.

Думаю, процесс самовоспитания надо начинать с доступного, с того, что мы можем понести — это пост, и сказать себе: „Я могу начать ограничивать себя с того, что вкушаю каждый день“. Пост ставит нас перед необходимостью, хотя бы в малом, ограничить себя. Мы находимся в рамках живого естества — в теле. Все нуждается в отдыхе, а, между тем, многие относятся к телу, как к продуктоперерабатывающей фабрике. Закладывают туда всё и думают, чем больше заложат, тем лучше будет работать эта фабрика. Но все наоборот: чем больше потребляем, тем больше изнашиваемся, болеем, лечимся. Православным известно, что многие наши болезни лечатся постом. Любое ограничение в еде постными временами уже бы избавило нас, человечество, от половины болезней, которые мы имеем.

Великолепно выразил мысль поста святитель Иоанн Златоуст в IY веке: толстое чрево не родит тонкого смысла. Прежде всего, мы начинаем утоньшаться, начинаем совсем по-другому смотреть даже на мир, на природу. Уверяю, если вечером выйдет постящийся и взглянет на небо, он уже по-другому посмотрит на звезды, и откроет, что есть небо и есть звезды.

Утончая свое тело и, сажая на цепь этого самого непостоянного нашего льстивого сопутчика — тело, мы приобретаем тонкость мысли, более результативно упражняемся в делах духовных, в молитве, в Богопознании. Пост, конечно, не цель, но средство ее достижения. Однажды мне довелось услышать от одного состоятельного молодого человека, что он постится.

„Каким образом? — спросил я его. — Он мне ответил: Я очень люблю свинину с белым вином, это входит в рацион моего питания, в период поста я не ем свинину и не пью белого вина, ем баранину и пью красное вино“. Конечно, не без улыбки можно это выслушать, но я подумал: и, правда, он недалек от поста.

Это было много лет назад, думаю, что сейчас он уже ест только злаки растительные, потому что он начал с ограничения, и сумел отказаться от любимой привычки, а это самое сложное — отказаться, ограничиться. Человек вообще не от чего не хочет отказываться: „я рабочий человек, я работаю, рано встаю, устаю, мне нужен кусок мяса“. Но, хочу сказать, что всю свою жизнь я вижу своими глазами наше священство, священство Русской Православной Церкви, уверяю вас, что встают они в семь утра и приходят домой, зачастую, к одиннадцати вечера, вкушают один раз, и я не знаю и не знал такого священника, который не несет пост, не видел ядущего в пост мясо.

Пост дисциплинирует, и уже каждый раз его ждешь с нетерпением. Есть ожидание поста, с ним связано много светлых воспоминаний, особенно с Великим постом. Чем строже пост, тем духовнее становится человек, несущий его. Особая благодать Божия касается постящегося человека.

Четыредесятница Великого поста установлена Господом нашим Иисусом Христом в память самого события сорокадневного поста. Иисус Христос постился в пустыне перед Своим служением сорок дней, после чего был искушаем дьяволом, предлагавшим Ему все царства мира, „если падши поклонишься мне“. Размышляя о посте, святитель Иоанн Златоуст об этом писал, как учитель в школе ратоборства учит своего ученика, показывая ему приемы низложения, так и здесь, Господь показывает нам школу, как нужно биться с дьяволом, показывает нам приемы борьбы: пост и молитва. После поста, обычно, православные ждут искушений и скорбей.

После Первой седмицы великого поста нельзя расслабляться. Вторая, Четвертая и Пятая седмицы поста посвящаются людям, которые были высоким образцом пощения, и достигли духовных высот: святой Григорий Палама автор и учитель о Фаворском свете; преподобный Иоанн Лествичник, преподобная Мария Египетская. Первая неделя Великого поста — Торжество Православия, в которую один раз в году исполняется Архиереем знаменитый чин анафематствования еретиков и поется „Вечная память“ всем, угодившим Богу.

Третья неделя — Крестопоклонная. Шестая неделя — Вход Господень в Иерусалим. После Четыредесятницы — Страстная седмица, и 8 апреля — Торжество из Торжеств — Пасха Христова. Есть рамки определения Пасхи, связанные с природным вычислением, и в этом году действительно ранняя Пасха — 8 апреля. Люди обращают особенное внимание на совпадения, но никаких совпадений не нужно бояться, а нужно искать духовный смысл, который гораздо глубже цифровых совпадений. В этом году редкое совпадение: празднование Благовещения Пресвятой Богородицы (7апреля) приходится на Великую субботу — Пасха уже рядом».

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=2705


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru