Русская линия
Русский дом19.02.2007 

Он учил трезвению и мужеству
200 лет со дня рождения святителя Игнатия Брянчанинова 18 февраля 1807 года

Святитель Игнатий Брянчанинов
Святитель Игнатий Брянчанинов
Святитель Игнатий, в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, родился 18 февраля 1807 года в селе Покровском Вологодской губернии в знатной дворянской семье. Род Брянчаниновых вёл начало от оруженосца великого князя Дмитрия Донского, Михаила Бренко, на Куликовском поле надевшего доспехи на великого князя и за него погибшего.

«Детство моё было исполнено скорбей. Здесь вижу руку Твою, Боже мой», — писал епископ Игнатий. Дело в том, что в семье Брянчаниновых Церковь, Православие были чем-то второстепенным. С детства устремлённого к Богу мальчика не понимали. Отец желал для своих детей блестящей светской карьеры.

Когда Александр Семёнович провожал старшего сына в Петербург для поступления в Инженерное училище, лучшее тогда высшее учебное заведение в России, то спросил его, какого рода службу он предпочитает? Сын (а было ему тогда 15 лет), не задумываясь, отвечал: «Служу Царю Небесному». Отец разгневался, но сын был верен в своём служении Богу до конца жизни.

«Сколько было препятствий для этого вступления (в монастырь, то есть). Оставлю упоминание о всех; само тело вопияло мне: „Куда ведёшь меня? Я так слабо и болезненно. Ты видел монастырь, ты коротко познакомился с ними: жизнь в них для тебя невыносима и по моей немощи, и по воспитанию твоему, и по всем причинам…“. Без порыва, без горячности, как невольник, увлекаемый непреодолимым сердечным чувством, каким-то непостижимым и неизъяснимым призванием, вступил я в монастырь».

На самом деле выйти в отставку и уйти в монастырь ему было нелегко. Николай I не желал отпускать с государевой службы талантливого военного инженера. Послал своего брата, великого князя Михаила Павловича, поговорить с ним. Князь говорил Брянчанинову, что победа над миром славнее самого мира. А Брянчанинов ответил: «Оставаться в мире и желать спастись — это, Ваше Высочество, всё равно что стоять в огне и желать не сгореть». Князь грозно кричал на него, но он был непреклонен и получил отставку.

Здесь для нас с вами поучительно твёрдое, преисполненное достоинства стояние в истине двадцатилетнего подвижника. На протяжении всей своей жизни, от юности до смерти, какая бы клевета на него ни возводилась (а это бывало часто), — он никогда не оправдывался, подражая Христу, который молча, не оправдываясь, стоял перед Пилатом. Этому учил Брянчанинов и своих духовных детей. За тех, кто гневался на него, он молился. И многим «вымолил» у Бога прощение. Умирая, мать его сказала: «Одна у меня теперь надежда: мой старший сын — монах».

С первого же дня в монастыре Димитрий предал себя духовному руководству иеромонаха Леонида, в схиме Льва, будущего оптинского старца. Но уже через год молодой послушник расстаётся со своим наставником и после этого проходит трудный путь скитаний по русским монастырям. Семь обителей сменил он за два года.

Молодой подвижник искал молитвенного уединения, но уединение не давалось ему. Он должен был прежде пройти путь скитания и изгнания, закалиться в бранях, чтобы стать истинным наставником своей паствы. А паства ему готовилась огромная. В 1831 году после тяжёлой болезни послушник Димитрий был пострижен в монашество с наречением его Игнатием в честь священномученика Игнатия Богоносца. Вскоре его рукоположили в иеромонаха.

Этап скитаний по монастырям закончился только в 1834 году. 20 лет архимандрит Игнатий был настоятелем Троице-Сергиевой пустыни близ Петербуга. Царь нашёл его и поставил на это место: «Здесь мне послужишь». Здесь святитель Игнатий начал создавать свои творения, написанные как будто для православных нашего времени.

Хиротония архимандрита Игнатия во епископа Кавказского и Черноморского совершилась в 1856 году. На месте нового назначения владыку ожидали многие труды, требовавшие настойчивости, осмотрительной мудрости и неисчерпаемых духовных и телесных сил.

Епископ Игнатий, перенесший жёстокую лихорадку ещё в юности, никогда потом не был вполне здоров. Пять лет окормления епархии, в которой было сильно влияние ислама, тоже не прошли бесследно.

В 1862 году святителю Игнатию наконец разрешили уйти на покой. Он знал, что дни его жизни сочтены, надо готовиться к переходу в вечность. Его труды были изданы на средства его брата. Святитель не для славы издавал их, он, как и всю жизнь, исполнял волю Божию. Знал, что написать и издать эти книги — его долг. Долг перед Богом. Дар всем нам.

Местом приготовления к вечности и местом блаженной кончины преосвященного Игнатия стал тихий и отдалённый, небогатый Николо-Бабаевский монастырь на Волге.

«И всегда он был снисходителен, милостив и смирен, — это уже отличительная черта его характера, — но в последнее время любовь и смирение разливались вокруг него такими потоками, что потрясали душу и окружающих его», — писал один из очевидцев последних дней владыки.

«Очень хорошо, — говорил он любимому келейнику юноше Василию Павлову, — если кого Господь известит о приближающейся кончине». Сам он был извещён Богом, что умрёт в день воскресный. И каждое воскресение готовился к смерти. И умер в день воскресный, в Неделю жён-мироносиц, 13 мая 1867 года (в этом году исполняется 140 лет со дня его кончины). Не умер, а блаженно почил, причастившись Святых Христовых Тайн.

http://www.russdom.ru/2007/20 0702i/20 070 232.shtml


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru