Православие.Ru | Анастасия Ковалева | 17.02.2007 |
Сретенский женский монастырь. Бурятия |
Российская земля богата святыми обителями, каждая из которых имеет свою неповторимую историю. Есть древние монастыри, с вековыми традициями и устоями, история таких монастырей запечатлела многие вехи жизни Святой Руси, а есть и молодые обители, недавно появившиеся и только еще начинающие свою духовную жизнь. К таким молодым монастырям относится и Сретенский женский монастырь, расположенный в селе Батурине Прибайкальского района республики Бурятия.
Обитель расположена в живописном месте, в 64 км от г. Улан-Удэ, близ трассы Усть — Баргузин. Это первый монастырь, открытый в Читинско-Забайкальской епархии после начала возрождения церковной жизни в России конца XX века.
На территории, где ныне расположен монастырь, была приходская церковь села Батурина. Деревянная церковь на этом месте известна еще с XVIII века. В 1811 году, на собрании прихожан волости, было принято решение: на месте старой деревянной церкви построить новую каменную. Строительство и благоустройство нового храма велось исключительно на средства прихожан и добровольных жертвователей. Закладка нового храма состоялась летом 1813 года, а через 16 лет, в сентябре 1829 года, была торжественно освящена нижняя теплая церковь в честь великого праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа. А еще через 7 лет, в августе 1836 года, была освящена верхняя церковь во имя великомученика и победоносца Георгия.
Новый храм получился очень красивым. На фоне суровой сибирской тайги с ее вековыми деревьями, уходящими своими могучими вершинами в небо, белоснежный храм с колокольней и изумрудными крышами выглядел, как сказочный корабль, приплывший из удивительной страны. Выбор места для постройки церкви также был не случаен: находящаяся в самом центре села, в долине, обрамляемой со всех сторон высокими горами, она хорошо была видна со всех точек.
В советские богоборческие времена этот чудесный храм, как и большинство других, был закрыт, а его помещение использовалось под сельский клуб. Без малого 70 лет некогда великолепные здание ветшало и постепенно разрушалось.
И вот 14 мая 1999 года, в жалком, разгромленном виде, без куполов, колоколов и крестов, храм наконец-то был возвращен Русской Православной Церкви. Для реставрации требовались колоссальные денежные затраты. Встал вопрос о том, где же взять эти средства. Вот тут-то Господь и послал на помощь добрых людей — братьев Пруидзе — Георгия, Геннадия и Евгения. Именно их стараниями всего через несколько месяцев разрушенный храм вновь обрел былое великолепие. 28 ноября 1999 года, состоялось освящение церкви благочинным Бурятского округа Читинско-Забайкальской епархии протоиереем Олегом Матвеевым.
В один из своих визитов в Бурятию епископ Читинский и Забайкальский Евстафий, увидев вновь отреставрированный храм, решил основать в Батурине женскую обитель. Открытие первого монастыря в Читинско-Забайкальской епархии состоялось 8 марта 2000 года, и совпало с праздником первого и второго обретения честной главы Иоанна Предтечи. Как нам известно из Священного Предания, все свое многострадальное земное житие Иоанн Предтеча проповедовал покаяние: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Между тем, именно для покаяния люди и выбирают подвиг монашеской жизни, оставляя мир.
Определением Священного Синода от 19 апреля 2000 года открытие монастыря было официально утверждено. С первых дней своего основания монастырь находится под постоянным попечительством и заботой правящего архиерея Читинско-Забайкальской епархии Евстафия. Каждый визит архипастыря в обитель — это большая радость для насельниц и приехавших потрудиться во славу Божию паломников. Владыка внимательно наблюдает за продвижением строительных работ, производящихся в монастыре, оказывает материальную помощь, вовремя дает нужный совет.
На сегодняшний день в обители 13 насельниц во главе с настоятельницей. Каждый монастырь живет своей особой жизнью, по особому уставу, эта жизнь очень не похожа на жизнь обыкновенных людей в миру. Каждое утро в монастыре начинается с общего молитвенного правила, по завершению которого все расходятся на свои послушания. Слово «послушание» звучит непривычно для слуха невоцерковленного человека. А как раз в этом слове скрыт один из основных принципов монастырской жизни — «будь послушный», ничего не делай по своей воле. Под послушанием подразумевается какая-либо работа, которую поручает исполнять настоятельница каждой сестре. Послушания в монастыре самые различные. Кто-то трудится на ферме, ухаживая за коровами и домашними птицами, кто-то работает в трапезной, постоянно заботясь о том, что бы все обитатели монастыря были сыты, кто-то печет хлеб и просфоры, кто-то шьет монашескую одежду в швейной мастерской, кто-то поет на клиросе. Здесь невозможно перечислить все те послушания, которые существуют в каждом монастыре. Любой монастырь можно сравнить с маленьким государством, которое полностью обеспечивает себя и еще помогает другим. В Сретенском женском монастыре существуют швейная мастерская, пекарня, сыроварня, огромный огород, большой скотный двор. И все это хозяйство процветает и приумножается, благодаря трудолюбию сестер. Все монастырские послушания одинаково важны, ведь что бы ни делала сестра, она, прежде всего, несет свое послушание Самому Богу и служит людям, исполняя заповедь о любви к ближнему. Многие люди, впервые побывавшие в монастыре, искренне недоумевают, почему монастырское молоко вкуснее, а монастырские помидоры слаще и душистее, чем те, которые продаются на базаре? Ответ очень прост: все, что делается в монастыре, делается с молитвой.
По завершении утренних послушаний все сестры монастыря собираются в трапезную, где, прочитав молитвы перед вкушением пищи, все вместе садятся за стол. В монастырях издревле существует благочестивый обычай во время общей трапезы читать вслух душеспасительную литературу. После обеда в библиотеке обители читается Священное Писание, обсуждаются текущие монастырские дела, а затем вновь все расходятся на свои послушания.
С момента основания Сретенского монастыря вошло в обычай совершение ежедневного крестного хода вокруг стен обители с иконой Казанской иконы Божией Матери -покровительницы и заступницы Забайкальской земли.
О том, как протекает внутренняя, сокровенная жизнь насельниц монастыря, мы можем судить со слов настоятельницы: «В обители мы познаем себя. Общежительный монастырь для этого самое благоприятное место. Здесь мы неизбежно сталкиваемся характерами, притираясь друг к другу, как камешки с острыми углами, постепенно делаясь гладкими и ровными. Научаемся „зрети своя прегрешения и не осуждати брата своего“, как говорится в великопостной молитве Ефрема Сирина. Так приобретается поистине бесценный духовный опыт. Не зря монастырь называют духовной академией».