Правая.Ru | Денис Ступников | 16.02.2007 |
В Неделю о Блудном Сыне появились сразу два вопиющих свидетельства от чад, блуждающих вне лона Матери-Церкви и клевещущих на Православие. Сначала прошла информация о том, что на одном из интернет-аукционов выставлены на продажу череп и кости, являющиеся якобы мощами святого Филиппа. Разразился неминуемый скандал. Заместитель председателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин выступил с достаточно резким заявлением, призвав неправедных торгашей вернуть святыню законным владельцам. Лот сняли. Но «мощи» пока не вернули. Торговцы затаились.
Склочный «Московский Комсомолец» тут же опубликовал желчную статейку, в которой огульно обвинил о. Всеволода невоздержанности и отсутствии элементарной дипломатичности. Дескать, в смутные 90-ые многие музеи были разграблены — и мы должны сказать искреннее спасибо людям, которые не позволили потеряться этим «мощам». И разговаривать с такими «героями» нужно доброжелательно и трепетно, а «мощи» вызволять только путём долгих переговоров. Чувствуется, что «комсомольцам» до святителя Филиппа и скандала вокруг его честных останков нет никакого дела. Зато есть отличный повод лишний раз пнуть Церковь, что и было с успехом осуществлено.
Русскую Православную Церковь постоянно обвиняют в излишней мягкости, противопоставляя её миротворческую деятельность непримиримой экспансии исламских вождей. О вот в кои-то веки ее представитель выступил с однозначно жёстким заявлением как немедленно поплатился за это. Позвольте, но мы же не додумаемся требовать терпеливого снисхождения, например, к «битцевскому маньяку», разыгравшему кровавую шахматную партию с помощью 61-ой невинной жертвы и больше всего озабоченному тем, где найти ещё 3 «недостающие фигуры». Почему же тогда мы должны ласково увещевать виртуальных бизнесменов, попытавшихся совершить, может быть, не менее страшное преступление и возводящих хулу на Святого Духа?!
Последствия скандала вокруг «мощей» могут быть самыми плачевными. Широко растиражированная фотография «черепа и нескольких костей святого Филиппа» рискует ввести в соблазн многих новоначальных христиан, напрасно верящих мифу о нетленности ВСЕХ святых мощей. В послереволюционные годы осквернители честных останков, пользуясь этим мифом, выставляли в «музеях атеизма» мощи напоказ, чем пошатнули веру многих и многих. Но ведь чудотворные мощи совсем не обязательно должны быть нетленными! Жаль, что до революции ревнители Православия редко делали на этом особый акцент. Чтобы донести до ума неофитов эту несложную, но такую важную истину, хороши даже такие натуралистичные свидетельства, какие можно встретить, например, в житии московского старца Алексия Мечева: «Владыка Стефан рассказывал, что тело отца Алексия было в ту пору (в 30-е годы ХХ в. — прим. ред.) нетленным. Лишь на одной из ног нарушился голеностопный сустав и отделилась стопа».
К тому же с Православной точки зрения факт купли-продажи «честных мощей святителя Филиппа» является абсолютно бессмысленным. Коллекционеры, считающие святыню тривиальным «экспонатом» приобретут её себе не в спасение, но во осуждение. Чудотворная сила на таких распространяться просто не будет.
Думал ли в святитель Филипп во дни своей земной славы, что имя станет предметом таких низменных баталий? Вполне вероятно, что — да, он же провидец! Но такова уж участь праведников — отдавать себя без остатка людям даже после физической смерти. Другого пути нет, ведь, как писал святой праведный Иоанн Кронштадский, «все верующие на земле пастыри и паства, и на Небе святые Божии угодники — начиная с Божией Матери — едина церковь, единый дом Божий, одно тело, коего Глава — сам Господь Иисус Христос, а душа — сам Дух Святый, одушевляющий, просвещающий, очищающий и укрепляющий всех подвизающихся на земле членов сего великого Тела».
Мы не гнушаемся просить возле гроба блаженной Матроны Московской хорошей работы с достойной зарплатой, а у святого благоверного князя Даниила Московского — помощи в улучшении жилищных условий. И нередко, по завету Спасителя, действительно получаем просимое. Зато когда возникает необходимость пожертвовать ради Церкви какими-то минимальными материальными благами — тут уж нашему негодованию нет предела.
Отчего-то до сих пор высшей доблестью считается сводить девушку в сверхдорогой ресторан и оставить там уйму денег. За это никто никогда не осудит. А вот потратить гораздо меньшие средства с гораздо большей пользой для себя на благотворительность или на поминание своих родственников в Храме Божием считается делом смехотворным, пустым и зазорным.