Коммерсант | Александр Люлько | 08.03.2006 |
— Какова цель вашего визита в Россию?
— Во-первых, навестить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и от имени нашего Патриарха и Синода Сербской Православной Церкви поздравить его с Днем ангела. Во-вторых, мы хотели обсудить с Патриархом Алексием II и с председателем Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополитом Кириллом, а также с представителями российского государства те проблемы, которые касаются нашей Церкви и нашего народа. Я имею в виду проблему Косово и Метохии.
— Вы полагаете, что Церковь может участвовать в урегулировании государственных проблем?
— Вопрос Косово и Метохии непосредственно касается жизни православного сербского народа. Косово — исторический центр нашей жизни, и Церковь не может не заниматься его проблемами. Конечно, решение не в наших руках, а в руках Божьих и представителей государства. При этом многое зависит от диалога с албанцами в Косово.
— А вы согласовали свою дипломатическую миссию с руководством Сербии?
— Да, мы говорили с представителями власти, так что они в курсе, что мы находимся в этой миротворческой поездке.
— С какими представителями власти вы встречались в России?
— Мы встречались с замминистра иностранных дел РФ Владимиром Титовым, председателем комитета Совета федерации по международным делам Михаилом Маргеловым.
— И каков результат этих встреч?
— Мы встретили полное понимание наших проблем, я бы сказал, что мы ощутили особый дух, который вселяет в нас уверенность, что Россия сделает все возможное, чтобы помочь в разрешении проблем Балканского региона. Ведь от разрешения косовской проблемы зависят и многие другие проблемы, которые существуют в Европе.
— Чем может грозить Сербии отделение Косово?
— Проблема Косово может превратиться в бумеранг в европейском масштабе. Во-первых, на самих Балканах из-за ошибочного решения косовской проблемы (отделения Косово — Ъ) обязательно возникнут новые проблемы. Будет создан прецедент, в Европе и мире многие начнут ссылаться на косовский пример, и не исключено, что могут сказать: «А почему вопрос о независимости не может быть поднят в Боснии и Герцеговине?» Какой пример это покажет, скажем, Южной Осетии или Абхазии, Корсике во Франции, курдам в Турции? При этом надо помнить, что происходило в Косово с 1999 по 2006 год, ведь тогда было снесено больше 150 монастырей и храмов, были изгнаны сотни тысяч людей, происходили настоящие этнические чистки. Значит, если албанское большинство в этой автономной области получит независимость, тогда что будет с сербами и другими меньшинствами, которые там проживают? Наверняка все культурные христианские ценности в Косово будут уничтожены. Так что надо хорошо подумать, прежде чем принимать решение.
— Вы обсуждали эту проблему еще в каких-нибудь странах помимо России?
— Представители нашей Церкви посещали Соединенные Штаты, побывали в конгрессе и других госучреждениях США, также посетили и европейские страны — Бельгию, Германию, Грецию, Францию.
— Церковная дипломатия может быть более действенна в решении косовской проблемы, чем светская?
— В каких-то случаях голос Церкви имеет большее воздействие, потому что представители государств знают, что Церковь будет говорить не политическим языком, что она не будет преследовать корыстные интересы, она будет говорить с полным пониманием и уважением прав всех, независимо от их государственной, конфессиональной и национальной принадлежности. Церковь открыта для любого человека, ее любовь не ограничивается любовью к одному народу.
— Что вы ждете от России?
— Жду, что она поднимет свой голос в защиту Сербии и Черногории. Мы очень надеемся на Россию, потому что этот год решающий для Косово.
http://www.kommersant.ru/doc.html?path=/daily/2006/039/10 216 618.htm