Русская линия
Русский дом Александр Бобров15.02.2007 

Возвращение к истокам
425 лет назад началось летоисчисление по ныне действующему григорианскому календарю 24 февраля 1582 года

Советская Россия перешла на григорианский стиль с 14 февраля 1918 года, через 336 лет после Европы. Все даты, попавшие в этот трёхвековой период, подверглись пересчёту, уточнению, приносящему путаницу. Русская Православная Церковь до сих пор пользуется юлианским календарем, но механическая привязка к церковному календарю тоже не уточняет светских дат. А вот народный месяцеслов испокон веку не меняется.

В новой календарной реформе таилось не просто хаотическое смешение, а новое мировоззренческое потрясение. В 1918 году по декрету, подписанному В.И. Лениным, сразу после 1 февраля наступило 14-е число. Мы «догнали» Европу и окончательно «сдвинули крышу» в календаре. Учёные, историки, писатели логично порешили считать все даты до 14 февраля 1918 года — по старому стилю, а после ленинского рубежа — по новому. Но рвению революционеров не было предела, и Большая Советская энциклопедия взялась пересчитывать даты. Конец! — Мы очутились в безумном, бессистемном календаре. Ведь 13 дней разницы пригодны для пересчёта дат ХХ и ХХI веков. В ХIХ веке разница составляет 12 дней, а в ХIII и ХII — 7 дней и т. д. От этого происходят невообразимые вещи. Дмитрий Донской вывел свои войска для решающей битвы на Куликово поле в день Рождества Богородицы (8 сентября по церковному календарю или 21 сентября по новому стилю). Составители некоторых календарей, например «Военного календаря», добросовестно пересчитывают даты, и Куликовская битва приходится на… 16 сентября. Но день Рождества Богородицы считается ещё и днём рождения Русского государства, что и запечатлено на памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде.

Ну, это, так сказать, теоретические календарные заморочки, которые, впрочем, внесли такую путаницу в умы, что люди блуждают в собственной истории, которая и без того искажена политически. Но последние вмешательства Думы в календарь и объявление новогодних каникул в разгар Рождественского поста смутили душу и вконец всё запутали.

«Вот и канун Рождества — Сочельник. В палево-дымном небе зеленовато-бледно проступают рождественские звёзды. Вы не знаете этих звёзд российских: они поют. Сердцем можно услышать только: поют и славят», — так писал в эмиграции мой замоскворецкий земляк Иван Шмелёв. Очерк тоскующего по России писателя «Рождество в Москве» читается сегодня как фантастика, грёза о неведомой жизни. Каково читать про поющие небесные звёзды, когда терзают слух по всем программам искусственно сконструированные телевизионные «звёзды» с их бесовским репертуаром. Но на телевидении каникулы понимают только так, и пока их навязывают — антипост обеспечен.

Постоянный и въедливый читатель «Русского Дома», слушатель моих теле- и радиопрограмм пенсионер В.Г. Носов поучает меня: «Вероятно, лучше придерживаться какой-нибудь одной выбранной системы пересчёта «.

Могу согласиться и тоже склоняюсь к этому, особенно, когда дата ясно привязана к православному календарю, как Куликовская битва — к празднику Рождества Богородицы, но как может придерживаться единой системы увлекающийся Бобров или даже скрупулёзный Носов, если нет единой государственной системы! И потом, твёрдый совет пенсионера хорош для клерикального государства, потому что, придерживаясь только православного календаря, мы внесём разночтения в другие официальные даты, включая международные события. У турок Измаил пал 22 декабря 1790 года, а в нашем календаре Дней славы России — 24 декабря. Почему-то к нецерковному событию просто прибавили 13 дней, как в ХХ веке. Уж лучше было бы оставить 11 декабря.

И так можно спорить до бесконечности по поводу любой даты, пока не будет предпринята хотя бы попытка унификации и логического подхода на общероссийском уровне. Что же надо сделать, чтобы прекратить эту безумную раздвоенность, вернуться к нормальному календарному циклу, поставить мозги и душу на место? Безусловно, провести ещё одну реформу календаря. Ну, раз Дума что хочешь с ним делает, а президент утверждает: мол, привыкнут! — надо чтобы к чему-то разумному привыкали. Например, к единообразию дат, форме и сути праздников. Лучше всего, если бы государство вернулось к историческому, более близкому и подходящему для нашего природного цикла, для вековых традиций юлианскому календарю. Даже самобытно получится: будет нас весь мир на Обрезание Господне, 14 января, с Новым годом поздравлять, как поздравляем мы Запад с Рождеством 25 декабря, а Китай — с Новым годом в феврале. И уж во всяком случае, надо было бы Федеральному собранию в поправках к трудовому кодексу, в разделе о праздничных днях или в другом документе сделать поправку, вернуться к логическому использованию дат: до 14 февраля 1918 года — только по старому стилю, как и запечатлено это в документах, исторических трудах, художественной литературе. Чего уж проще! Тем более, исторические примеры есть.

Но, сдаётся, в больной и разворованной стране многие не хотят ясности и гармонии, начиная с краеугольных законов о земле, лесе и воде до земного и обоснованного национального календаря. Так что, не в папе Григории и в его булле дело, а в самой России.

http://www.russdom.ru/2007/20 0702i/20 070 212.shtml


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru