Русская линия
Пресс-служба Псковской епархииСвященник Евгений Ковалев13.02.2007 

Что такое Страшный Суд

В нашей Церкви начинается третья, последняя приготовительная неделя перед Великим постом. Первая имела название о мытаре и фарисее, вторая — о блудном сыне, третья Неделя называется о Страшном Суде.

Три приготовительные недели перед Великим постом Святая Церковь установила, чтобы православные постепенно входили в строгий Великий пост, в котором, прежде всего, необходимо проникнуться духом покаяния. Церковь уже не венчает в эту неделю, свадьбы не играются.

Православному народу надо сужать круг развлечений и задумываться: кто мы? откуда мы? зачем мы живем и по совести ли? что наполняет нашу душу? Вопросов много, и увидеть свое духовное состояние можно в тишине, наедине с самим собой.

В воскресение, 11 февраля Православная Церковь вспоминает Страшный Суд Божий. Евангелист Матфей (XXY.31- 46) свидетельствует нам в Евангелии о пришествиях Господа — Первом и Втором.

Во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа начнется Страшный Суд над всем человечеством.

Проповедь настоятеля церкви Нерукотворного Образа Спаса нашего Иисуса Христа иерея Евгения Ковалева о воскресном евангельском чтении Недели о Страшном Суде, сказанная в храме 11 февраля:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! возлюбленные о Господе! Братия и сестры. Поздравляю вас с праздником Воскресения. Сегодня Русская Православная Церковь чтит память святых новомучеников и исповедников Российских, и мы с вами молились в приделе храма Нерукотворного Образа, который освящен в честь мучеников и исповедников Российских — так что сегодня престольный праздник нашего храма. Сегодня еще и воскресный день, в который Церковь подготавливает нас к Великому посту и напоминает нам о Суде Божием.

Эта Неделя именуется Неделей о Страшном Суде. Евангельское чтение и Апостольское послание повествуют нам о грядущем, о будущем, которое сокрыто пока от нас, но Господь через слово Свое открывает нам это будущее, и сегодняшняя притча раскрывает нам правду Суда Божия. В этом евангельском рассказе повествуется о Царе, который имеет право, в силу своей царственности, совершать суд людям. Здесь говорится о самом важном, о том, как будет совершаться Суд Господень, как Господь будет судить нас.

В преддверии поста у каждого из нас возникает вопрос, особенно, в это время, о своих грехах. В чем же каяться? Что же страшного мы совершили, что так важно в нашей вере? Что важно для спасения нашей души и что мешает этому?

Мы говорим о посте, как лечебнице для души, и эти вопросы законны и правильны, они должны стоять пред нами в каждый день нашей жизни: в чем мы согрешаем? в чем мы отступаем от Бога? За что и как, и по каким нашим поступкам, мыслям нашим, делам нашим Господь нас будет судить. И как будет судить?

Искушаемые, расслабляемые миром сем, мы говорим себе: „ну что, жизнь наша полна забот, трудов, и то, и другое не ладится, не всегда хватает средств на жизнь, и на пропитание иногда не хватает, и с начальством нам не везет; в семье нет у нас любви и понимания, и вообще — жизнь тяжелая.

Так появляется у нас к самим себе некое самооправдание: я уже и здесь настолько настрадался, что сама земная участь, как приговор Страшного суда — здесь живешь как в аду. В чем еще можно каяться? Дай, Господи, мне и так-то дожить, как есть“. Вопрос о грехах наших отходит на второй план: никого не убили, банки не грабим, никого не поджигаем, никому ничего злого, вроде, не желаем и не делаем, так в чем нам каяться?

В церковь ходим, все необходимое совершаем насколько возможно, читаем, знаем. Так в чем нам каяться? Вот другие — посмотрите! Полстраны в карман положили, и убивают, и грабят, вот им надо помнить о Страшном Суде. Им и надо каяться. А мы — жертвы.

Поэтому часто бывает такое, что подходим к Евангелию с крестом, лежащему на аналое, во время исповеди, и думаем: „Чего говорить? Каяться не в чем, нет грехов у меня“.

И вот в это воскресение, когда читается Евангелие о Страшном Суде, нам Господь ясно дает ответ, за что будет судить нас, и в чем нам нужно каяться. Господь говорит, что каяться нам нужно в том, что мы забыли Бога. Как можно забыть Бога, если мы в храме, на Литургии, причащаемся…

Но Господь нас будет оценивать, и о чем он Сам говорит: по мере нашего милосердия. Господь милосерд, пришел в мир, пострадал до крестной смерти и даровал нам спасение.

Он все и всех стерпел, и нам указал этот путь, не разделяя на своих и чужих, на достойных и недостойных. Он нам говорит, что нужно быть милостивым и к больному, и к заключенному, и к тому, кто пропил все свои средства и нечего ему поесть, и к тем, кто забыл Бога и образ Божий в себе — ко всем нужно быть милосердным.

И зададим себе этот вопрос: мы — то такие? Всегда ли у нас в сердце любовь и открытость, желание сделать добро ближнему? Умом мы понимаем, что это надо делать, и никто не возражает против этого, а вот делать это очень и очень трудно. Трудно иметь мир в своей семье, трудно, проходя мимо нищего, который замерзает пьяный, не осудить его, и даже, когда нечего дать, как говорил Иоанн Златоуст, слезой помочь ему.

То есть посочувствовать, помолиться внутри себя, поскорбеть, что человек погибает. Но мы не только не замечаем порой, но осуждаем, и гневаемся на таких людей. Мы стараемся не думать, что есть погибающие люди, несчастные люди, что есть сироты, беспомощные старики — не думаем, живем собою, сосредоточены на себе и своем личном спасении.

Но Господь говорит, как судить будет нас, и об этом говорится в Евангелии: „сделали ли малым сим, то сделали Мне“. И судить нас будут люди, которых нам Господь посылал, которые встречались на нашем пути, а мы не увидели их горе, их скорбь, не увидели в них образ Божий и заботу Божью о нашей душе. Не помогли, когда он посылал нам людей, чтобы нам возрастать в любви и творении милостыни. Разве в этом нам не нужно покаяться и разве об этом нам не нужно помнить? По-разному, но оставили без любви, не хватило у нас, Господи, этого дара. И вот в этом и нужно покаяться.

Он этого от нас хочет и ждет. Покаяния. И когда мы будем подходить к великому Таинству второго рождения, Таинству покаяния, Таинству исповеди, будем помнить о том Суде, перед которым мы все предстанем, Суде Божьем, Суде праведном, в котором мы ничего не сможем представить, кроме наших добрых дел, потому что Господу все остальное о нас известно и не так важно.

Господь мир преображает, мир изменяет, и мы с вами его соработники. Нашими руками этот мир и может только измениться, а силу, крепость и поддержку Господь даст, как дал он их новомученикам и исповедникам Российским, которые кровью пострадали. Убивающих благословляли, молились за распинателей своих — вот нам образец в это воскресение о Страшном Суде, образец подвига и пути. Их пример нам говорит, что возможно это человеку. Этот путь и подвиг привел их к лику святых, и мы уже просим у наших новомучеников молитв и предстательства у Бога на Небесах в вечности о нас с вами.

Чтобы даровал нам Господь силы в оставшиеся дни нашей жизни быть милостивыми, любить ближнего своего, поддерживать и укреплять всякого человека, кого оставила надежда. Господи! дай нам силы творить волю Твою в мире этом, проявляемую в любви ко всем, кто живет на земле. Да будем и мы молитвами святых новомучеников и исповедников Российских сопричтены к избранным Твоим, кому уготовано Царствие Небесное, станем и мы по правую сторону. Аминь!»

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=2696


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru