Патриархия.Ru | Протоиерей Кирилл Каледа | 12.02.2007 |
Канонизация свв. бутовских мучеников происходила и происходит постепенно. Первым к лику святых решением Архиерейского Собора 1997 года был причислен сщмч. Серафим, митрополит Санкт-Петербургский, возглавивший Собор бутовских новомучеников. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года были прославлены в общем сонме новомучеников и исповедников Российских еще 129 Бутовских Новомучеников.
Следуя постановлению Собора, комиссия по канонизации продолжила свою работу и продолжает ее по сей день. Поэтому Собор новомучеников и исповедников Российских, включающий в себя и сонм Бутовских новомучеников, постепенно пополняется новыми именами святых. К настоящему времени к лику святых причислены более трехсот новомучеников, в Бутове пострадавших. Среди них 6 архиереев, множество священнослужителей, монашествующие и миряне, верные чада Русской Православной Церкви. Такого сонма святых, почивающих в едином месте, нет более нигде на территории России. Русской Голгофой назвал Бутово Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, и по Его Первосвятительскому благословению в 4-ю субботу по Пасхе на Бутовском полигоне ежегодно совершается торжественное празднование Собора новомучеников, в Бутове пострадавших.
— Отец Кирилл, в честь кого будут освящены престолы в новопостроенном храме?
— Хотя храм назван именно в честь святых новомучеников и исповедников Российских, Святейший Патриарх благословил освятить центральный придел храма в честь Воскресения Христова так как, именно вера и упование на Воскресение Христово давали силы новомученикам совершить их подвиг. Правый придел верхнего храма будет освящен в честь новомучеников и исповедников российских. Кроме того, у нас есть предложение освятить деревянный храм в честь новомучеников бутовских, поскольку сейчас он освящен в честь новомучеников и исповедников российских иерейским чином. В таком случае в нашем храмовом комплексе будут престолы посвященные важнейшим для этого места событиям.
— Храм на Бутовском полигоне существует уже 12 лет. Что сделано за это время?
— Да, храм был построен в 1995—1996 годах и освящен 11 декабря 1996 года в день памяти митрополита Серафима (Чичагова).
Наверное, самое главное, что произошло — духовная атмосфера этого места изменилась. Местные жители свидетельствуют о том, что это место отталкивало от себя людей. Даже мальчишки не лазили на территорию захоронений, огороженную забором, за яблоками, хотя там достаточно хороший яблоневый сад. А предпочитали лазить в сады по дачам, которые окружают территорию захоронения. Сейчас, опять же по свидетельству и местных жителей и родственников пострадавших, которые приезжают на полигон, это место действительно стало светлым, хотя и скорбным. Это главное, что произошло и сделано здесь.
Очень важно то, что это место стало известно всему миру. Сейчас сюда приезжают паломники не только из Москвы, и не только из России, но и из других стран. Например, приезжала родственница одного из пострадавших из Бразилии. Затем в одной из центральных бразильских газет была опубликована статья на целый разворот о Бутовском полигоне.
В прославлении этого места колоссальная роль Его Святейшества. С 2000-го года Святейший Патриарх Алексий ежегодно возглавляет на Бутовском полигоне замечательное, совершенно необыкновенное пасхальное богослужение, собирающее сотни священнослужителей и тысячи богомольцев, количество которых умножается из года в год.
Если говорить о материальных вещах, то за это время построен деревянный храм. Именно благодаря тому, что здесь совершается Бескровная Жертва и произошло изменение духовной обстановки на полигоне.
Сейчас возведен большой каменный храм, построенный фактически за два года, и мы надеемся, что в мае наступившего года этот храм будет освящен. И если в первые годы, когда мы начинали служить, на службах стояло буквально несколько человек, то в последнее время деревянный храм просто не мог вместить всех желающих. А после того, как службы начали совершаться на нижнем этаже каменного храма, количество прихожан резко возросло. Хотя некоторые и выражали сомнение, что храм находится в стороне от дорог и потому прихожан будет мало, но уже сейчас на воскресных службах молятся 200−300 человек.
За эти годы удалось благоустроить и привести в порядок территорию захоронения. Когда эта территория была передана Церкви в 1995 году — по ней трудно было даже пройти. В 70-х годах, когда рвы стали проседать, сюда стали завозить мусор и засыпать им погребальные рвы. Здесь были бетонные блоки, детские резиновые галоши, пузырьки из-под чернил и так далее. Сначала мы руками прихожан и силами общины все это убирали и вычищали. Затем удалось привлечь внимание местных властей и, надо сказать, визиты Святейшего Патриарха тоже очень помогли благоустройству, поскольку, как известно, перед посещением Святейшего местные власти всегда откликаются на просьбы приходов и помогают. В течение нескольких лет накануне Патриарших визитов проводились значительные работы по благоустройству территории.
Затем удалось разработать проект благоустройства территории захоронения, причем предварительно были проведены специальные исследования территории. В 1997 году силами общины с привлечением специалистов был вскрыт и детально исследован один из рвов. И основываясь на работах 1997-го года, в 2000 — 2001-м году были проведены проектно-изыскательские работы на территории захоронения; было установлено точное местонахождение 13 рвов — шириной они были около пяти метров, глубиной около четырех метров, длина этих рвов — более восьмисот метров. Эти работы были проведены на средства Москвы и Московской области, территория захоронения была приведена в порядок, и рвы сейчас имеют вид могильных холмов. По территории проложены дорожки и она находится в достойном виде.
— Имеет ли Бутовский полигон сейчас какой-то особый статус памятника истории?
— Прежде чем рассказать об этом, следует упомянуть об одном эпизоде нашей истории. В середине 90-х годов было принято решение о том, что в непосредственной близости от мест захоронения будет построен новый жилой массив. Один из домов должен был быть построен на том месте, где сейчас стоит каменный храм. Ближайший дом должен был находиться буквально в пятидесяти метрах от захоронений, и часть коммуникаций должна была пройти по территории захоронений. Были предприняты шаги со стороны общественности, чтобы остановить это строительство. Но, поскольку строительство не велось непосредственно на территории захоронения, формальных препятствий для возведения жилых домов не было. Только обращение Святейшего Патриарха Алексия к мэру города Москвы Юрию Лужкову (строительство велось на средства города Москвы) позволило остановить это строительство. Произошло чудо, поскольку строительство было остановлено на этапе, когда уже стоял цокольный этаж одного из домов. Нам удалось привлечь внимание архитекторов, представителей Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы. Они побывали здесь, и стали помогать. В какой-то момент они позвонили и сказали: «Срочно нужно письмо от Патриарха. Если этого не будет, то мы проиграем». Мы обратились с рапортом к Святейшему, и он направил письмо в Правительство города, в котором писал о недопустимости строительства жилья на этом святом месте. Но Олег Антонович Заленский, тогда зам. председателя Москомархитектуры, понимал, что пока это письмо будет ходить по кабинетам, будет построено три этажа — а тогда строительство уже не остановить. И он взял своего приятеля, какого-то большого московского строительного начальника, привез сюда и сказал: вот видишь, лежит журнал строительства? Пиши: остановка на две недели. И за эти две недели было принято решение, что строительство надо остановить.
По инициативе Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы были разработаны проектные предложения по созданию здесь мемориального комплекса. Вслед за этим были подготовлены документы для того, чтобы объявить это место памятником истории. Когда эти документы были подготовлены, тоже они долгое время лежали в столе, но после обращения Святейшего к Борису Всеволодовичу Громову буквально в течение трех месяцев эта территория была объявлена памятником истории Московской области. Естественно, это в определенной степени связало нам руки, потому что при принятии решений о строительстве или других действиях нам необходимо получать разрешение от Министерства культуры Московской области. С другой стороны, это поставило точку в вопросе о возобновлении строительства жилого массива в центре бывшей спецзоны, объявило это место памятником истории. Хотя каких-то специальных средств на поддержание и сохранение этого памятника до сих пор, к сожалению, планово не выделяется.
— Вам не кажется странным: в любых европейских странах мемориальные места подобного рода всегда поддерживаются государством, общественными организациями, на их содержание выделяется специальное финансирование.
— Это общая наша проблема, потому что к великому сожалению тот закон, который был принят еще в РСФСР о восстановлении справедливости в отношении репрессированных, хотя и предусматривает поиск и благоустройство подобных мест, но не указывает, на какие средства это делается. Поэтому фактически он оказался бездейственным. В каждом субъекте Федерации проблема решается по-своему. Там, где общественность посильнее, удается привлекать внимание к этому властных структур. Но единой политики, единой разработанной государственной концепции по сохранению, содержанию и поиску подобных мест у нас в России нет до сих пор. Хотя должно было произойти так, что государство, признав свою вину, должно было привести в порядок эти места, а потом нас, в том числе меня как родственника пострадавшего, пригласить на могилу моего невинно убиенного деда. Но с самого начала, когда это место было обнаружено, было понятно, что если мы хотим, чтобы это место было приведено в какой-то достойный вид и чтобы здесь совершалась молитва — мы сами должны предпринять к этому усилия.
— Расскажите, пожалуйста, как у вас складываются отношения с властями, оказывают ли власти сейчас какую-то поддержку?
— Первоначально у нас взаимоотношения с местными властями были очень сложными. Хотя именно администрация Московской области предложила передать Бутовский полигон Русской Православной Церкви, но из-за остановки строительства поселка отношения были сложными. Ситуация кардинально изменилась после того как Патриарх Алексий стал ежегодно приезжать в Бутово. Сейчас и в Московских городском и областном правительствах, есть люди, которые искренне болезнуют за сохранение Бутова. Благодаря совместным усилиям удалось сделать многое. В 2005 г. было выделено 40 миллионов рублей — по 20 миллионов от области и от города — на благоустройство территории захоронения. До этого была капитально отремонтирована дорога, которая ведет от Варшавского шоссе к храму. Организовано автобусное сообщение от ближайшего метро. Строительством кабельной электролинии и трансформаторной подстанции решен вопрос электроснабжения. Сейчас построен газопровод к каменному храму, хотя газ еще не подан; мы сейчас решаем этот вопрос. Проложена телефонная линия. Поддержка есть, несомненно, и мы благодарны за это и области, и городу.
— А Федеральная служба безопасности как-то участвует?
— Нет. Хотя они явно наблюдают за нашей деятельностью. Мы получали эту территорию от ФСБ — ФСК, как они тогда назывались. Сам процесс передачи воплотился в уникальном документе — акте передачи материальных ценностей, к которому прилагалась квитанция на почти прозрачной бумаге, как раньше были квитанции в прачечных. Там графы для указания какие материальные ценности передаются. Сверху обозначено, что передается «объект Бутово», а в перечне материальных ценностей: один пункт — «забор деревянный на бетонном основании длиной 1504 метра».
В 1997 г., с целью получения прямого подтверждения, что это место действительно является массовым захоронением репрессированных община храма провела исследование одного из погребальных рвов. Перед этим, мы пытались прощупать, как к этому будет относиться властные структуры. По закону, если обнаружено захоронение вне кладбища, то прокуратура должна возбудить уголовное дело, провести расследование, по какой причине находятся здесь человеческие останки. Это общее положение. Но естественно, прокуратуре не хотелось заводить подобное дело, и, слава Богу, потому что прокурорские расследования проводятся весьма жестким методом, достаются останки, складываются, эксгумируются, вывозятся куда-то. Нам не хотелось бы, чтобы были потревожены останки, тем более что во многих случаях это мощи. И мы дерзнули провести эти раскопки, просто получив благословение Святейшего Патриарха Алексия. Были приглашены специалисты археологи, антропологи, судмедэксперты, баллисты и другие. Потом о результатах этих исследований я докладывал начальнику отдела по общественным связям ФСБ России. Надо сказать, что среди сотрудников ФСБ как и тогда, в начале 1990-х годов, так и сейчас, есть люди, которые действительно искренне помогают делу увековечивания памяти репрессированных, и в частности, в вопросах связанных с архивными исследованиями.
— Расскажите о том, кто составляет общину храма.
— Первоначально эта община целиком состояла из тех, у кого пострадали родственники либо на полигоне, либо в других местах. Среди них и Дмитрий Михайлович Шаховской, и его сын Иван Дмитриевич — у Дмитрия Михайловича здесь расстрелян отец — священник Михаил Шик. Ростислав Николаевич кандауров — сын священномученика Николая Кандаурова. Пострадал здесь и священномученик Василий Смирнов — прадедушка отца Дмитрия Смирнова. На этом месте был убит и прадед отца Андрея Лоргуса — отец Дмитрий Богоявленский. Сейчас в состав нашей общины вошли несколько человек, которые пришли к нам позже и которые живут здесь, в районе полигона. Председателем приходского совета является Лариса Георгиевна Бендес, отец которой, Георгий Бендес, грек по происхождению, был также расстрелян на полигоне.
— Ваши прихожане — в основном люди из окрестных районов или к вам приезжают и родственники пострадавших?
— В последнее время в храм ходит много людей, живущих в Бутово, но практически на каждой службе присутствуют родственники пострадавших, которые приезжают к нам специально из Москвы.
— Какое отношение к храму со стороны местных жителей?
— В целом отношение меняется. Есть люди, которые действительно восприняли, что они живут около святого места, благодарят Бога за то, что Господь им судил жить около этого места. Более того, есть люди, которые специально переехали в этот край Южного Бутова, чтобы жить около нашего храма. Сейчас, в связи с открытием и началом богослужений в большом храме, среди местных жителей царит воодушевление, к нам стало приходить очень много местных жителей — и просто посмотреть и помолиться.
— Были ли попытки со стороны иных конфессий обозначить свое присутствие на полигоне?
— На полигоне пострадали люди разных исповеданий. Есть один кантор синагоги; есть один мулла, мусульмане вообще присутствуют. Может показаться странным, но особой активности среди представителей других вероисповеданий не было. Но был один несуразный инцидент, инициатором которого был Михаил Борисович Миндлин, человек очень своеобразный, бывший коммунист, еврей по крови, отсидевший на Колыме, и только благодаря своему недюжинному здоровью — он был ростом под два метра — и очень упорному характеру, остался там жив. В конце 80-х — начале 90-х годов он занялся восстановлением справедливости, увековечением памяти пострадавших репрессированных. И надо сказать, что он сделал на этом поприще действительно многое. Именно благодаря его усилиям в начале 90-х годов центральный аппарат КГБ раскрыл одиннадцать папок со списками расстрелянных в Бутове, и благодаря напору Михаила Борисовича, Министерство Госбезопасности, как они тогда назывались, провело специальное расследование, результатом которых было установлено, что эти люди поименованные в этих списках расстреляны именно в Бутове. Можно сказать, что Бутово стало известно благодаря усилиям этого человека.
Но он считал, что, так как здесь пострадали люди разных конфессий, надо, чтобы здесь были представлены все, а не только православные. И он собирался остаток жизни посвятить тому, чтобы отобрать эту территорию у Русской Православной Церкви. В качестве одного из шагов в этой борьбе, он решил привозить сюда представителей других конфессий. Но, поскольку Михаил Борисович мало разбирался в тонкостях различных религиозных традиций, он организовал, чтобы на православную Радоницу в Бутово привозили родственников пострадавших и приглашал на эти акции поминовения и католического ксендза, и лютеранского пастора, раввина, муллу, чуть ли не буддистов. И на полигоне было торжество Православия- сюда приезжали представители разных конфессий и каждый по своему молился, свидетельствуя, что поминать усопших нужно и не когда-нибудь, а именно на православную Радоницу.
После смерти Михаила Борисовича эти курьезы прекратились. Но традиция сохранилась — каждый год на Радоницу Правительство Москвы представляет автобусы и приезжает до шестисот человек родственников репрессированных. Они молятся на заупокойной службе, затем проводится траурные митинг, организуется поминальная трапеза.
Мы понимаем, что это место свято не только для православных, но и для представителей других конфессий. Стараемся вести себя корректно. Если кто-то из представителей других конфессий приезжает, мы готовы им предоставить возможность помолиться, но это происходит крайне редко. Несколько раз к нам приезжали католики. Здесь у нас был и секретарь Всемирного совета Церквей с сопровождающими лицами. Регулярно к нам приезжают латыши, но как это ни странно, они просят нас совершать заупокойное богослужение по православному чину.
— Латыши — потомки латышских стрелков?
— Да. Но и не только стрелков, тут есть и другие латыши, Вообще что если считать по национальностям, то второе место после русских занимают латыши. Их около полутора тысяч, если я не ошибаюсь. В последние годы представители разных национальностей, стали поднимать вопросы о возможности постановки здесь памятных знаков своим соплеменникам. Мы считаем, что необходимо в этом вопросе разработать какую-то общую концепцию, потому что если представители каждой национальности начнут ставить свои знаки исходя только из своего видения, то получится неизвестно что.
— Какие у вас планы на дальнейшие годы? Насколько известно, вы планируете создавать научно-просветительский центр?
— Да, мы сейчас хотим заняться созданием музея памяти пострадавших, причем совершенно очевидно, что он будет состоять из двух частей. Одна часть церковная — реликварий, который разместится на первом этаже каменного храма. Во время раскопа 1997 года были подняты из захоронения некоторые вещи. На останках лежали кучи мусора, ботинки и другие предметы явно принадлежащие осужденным. Часть этих вещей мы подняли из раскопа, и сейчас эти вещи выставлены в двух витринах при входе в каменный храм на первом этаже. Там размещены и фотографии расстрелянных. А в отдельных витринах выставлены вещи, которые принадлежали священномученикам Сергию Кедрову, Василию Ягнину, епископу Арсению (Жадановскому) и другим. В приходском хранении имеются более пятисот вещей, связанных с жизнью пострадавших на полигоне. По стенам храма будут помещены пятьдесят икон пострадавших на полигоне новомучеников, объединенных по дням расстрелов. Мы хотим, чтобы все прославленные в лике святых были в храме. На данный момент прославлено 316 святых убиенных в Бутове. Подобного места в России больше нет, даже в Киево-Печерской Лавре прославлено132 святых. Над Царскими вратами нижнего храма находится икона Спасителя, которая принадлежала священномученику Сергию Кедрову.
Но совершенно очевидно, что необходимо создание и светского музея, чтобы была представлена история полигона, история этого места. Здесь можно рассказать и об усадьбе, которая здесь была, об истории репрессий и так далее.
Вообще мы занимаемся и будем заниматься благоустройством не только территории захоронений, но и сохранением всей территории памятника, и сейчас по просьбе общины Святейший Патриарх обратился к Б.В.Громову и к Ю.М.Лужкову с просьбой разработать программу по благоустройству и сохранению всей территории памятника. Это тоже большие работы. Если говорить о ближайших планах, то общиной заказан большой поклонный крест, который изготавливается на Соловках. Если Бог благословит, то в начале августа этого года, когда будет отмечаться семьдесят лет с начала расстрелов, мы надеемся установить его около каменного храма.
— В этом году произойдет событие исключительное для истории нашей Церкви — на праздник Вознесения будет подписан Акт о воссоединении с Зарубежной церковью. Через день после подписания Акта пройдет совместное освящение храма в Бутово. Память новомучеников вообще и значение Бутовского полигона в частности здесь имеет особое значение.
— Действительно, Господу было угодно, чтобы первый раз мы, чада Русской Православной Церкви во главе со своим Первоиерархом молились вместе с представителями Зарубежной русской церкви именно здесь, на Бутовском полигоне. Это произошло по-человечески случайно, и об этом я могу свидетельствовать. В 2004 году, когда это имело место, четвертая суббота по Пасхе пришлась на восьмое мая. В этот день была десятилетняя годовщина установления креста на полигоне, и мы хотели бы встречать здесь Предстоятеля нашей Церкви. Но 8 мая происходит традиционное возложение Святейшим Патриархом венков у Вечного огня. Поэтому празднование собора новомучеников в Бутове убиенных было решено перенести на 15-е мая. Дата визита представителей Русской зарубежной церкви откладывался несколько раз, и буквально за две недели, когда уже дата Бутовского богослужения была определена, было решено, что визит делегации Русской зарубежной Церкви начнется 14-го мая. Так что это никто не подстраивал, так Господу было угодно. И по словам владык, которые были со стороны Русской зарубежной церкви на этой службе, на них это произвело очень большое впечатление. Об этом они и говорили в многочисленных интервью, и конечно, это почувствовал и Святейший Патриарх. И недаром об этом богослужении и о бутовском храме, который уже построен был к этому времени, Святейший Патриарх упоминал в своем послании Собору Русской зарубежной церкви летом 2006 года. Там есть слова о том, что бутовский храм уже сверкает куполами в небе, и слава Богу, что наш диалог также близится к завершению. И Святейший Патриарх Алексий благословил, чтобы новосооруженный храм в Бутове был освящен совместно с представителями Русской зарубежной Церкви после воссоединения. Реально храм для освящения был готов к ноябрю, но вместе со всей полнотой Матери Церкви мы ждем этого поистине исторического события.
Беседовал диакон Александр Волков
http://www.patriarchia.ru/db/text/194 486.html