НГ-Религии | Джованни Бенси | 10.02.2007 |
Почему Пьерджорджо Уэлби принял решение, вызвавшее такой общественный резонанс? Дело в том, что еще в 13-летнем возрасте врачи обнаружили у него тяжелую болезнь — прогрессирующую мышечную дистрофию, постепенно лишавшую его возможности самостоятельно передвигаться и управлять своим телом. С 17 лет он был прикован к инвалидной коляске, в 40 лет потерял дар речи. На протяжении 20 лет Уэлби общался с другими людьми только при помощи взгляда и так называемого «синтезайзера» — прибора, превращающего нервные импульсы в звуки, имитирующие человеческую речь.
Несколько месяцев назад у Уэлби отказали и дыхательные мышцы, и врачи были вынуждены подключить его к аппарату искусственной вентиляции легких. Состояние больного усугубляли пролежни. Летом прошлого года он обратился с письмом к президенту Италии Джорджо Наполитано с просьбой найти законный путь, который позволил бы ему с достоинством прекратить жизнь, ставшую исключительно источником страдания. Просьбу Уэлби поддержала неправительственная организация «Международная Радикальная партия» под руководством Марко Паннеллы, выступающая за «самоопределение» в вопросах жизни и смерти в экстремальных ситуациях.
Однако, согласно итальянским законам, прекращение жизни больного даже по его собственной просьбе — убийство. Закон разрешает приостанавливать терапевтические меры в отношении тяжело больного человека, если они не приносят ему облегчения, но, напротив, продлевают страдания. Суд, который занялся «делом Уэлби», постановил, что отключение аппарата искусственного дыхания в данном случае привело бы к мучительной смерти больного от удушья. А попытка врача дать Уэлби сильное седативное средство расценивалось бы как «активное действие», направленное на умерщвление пациента, и подпадало бы под статью об убийстве. Суд и министр здравоохранения Ливия Турко предписали парламенту выработать закон, задающий четкую программу действий в схожих ситуациях.
Тем не менее нашелся врач, Марио Риччи, который, бросив вызов закону, усыпил Уэлби анестетическим средством и отключил аппарат искусственного дыхания. Больной мирно скончался. На доктора подан иск в суд за «убийство» и в правление Союза врачей за нарушение профессиональной этики.
Здесь-то и разгорелась полемика, в которую оказалась вовлечена и Католическая Церковь. «Катехизис Католической Церкви» говорит о «нравственной неприемлемости» прямой эвтаназии «независимо от мотивов и средств». В опубликованной в 1987 г. Инструкции Конгрегации вероучения «Donum Vitae» («Дар жизни») сказано, что использование обезболивающих средств допустимо лишь в том случае, «если при этом не хотят смерти ни как цели, ни как средства».
Католическая Церковь допускает отказ от «терапевтической настойчивости» (оказания терапевтической помощи, которая оказывается неэффективной), однако в Римской епархии «случай Уэлби» в этом ключе рассматривать не склонны. Пьерджорджо Уэлби был католиком, и в молодости, когда состояние здоровья позволяло ему, он даже совершал паломничества. Однако в Римской епархии семье Уэлби отказали в отпевании, заявив в специальном коммюнике, что больной сознательно требовал эвтаназии, несовместимой с христианской моралью. Впрочем, в епархии подчеркнули, что данное решение не означает осуждение Уэлби на адские муки: Церковь будет молиться за него и уповать на Божье милосердие.
Позиция епархии вызвала у многих непонимание и недоумение. Семья и друзья Пьерджорджо Уэлби организовали гражданские похороны на площади перед церковью в Риме, прихожанином которой был покойный. Многие принесли на похороны транспаранты с антицерковными лозунгами. Церковь обвиняли в «отсутствии сострадания», в «ужесточении сердец», в «неспособности понимать человеческие трагедии».
Целую полосу посвятила этой проблеме и газета «Avvenire», «рупор» Конференции католических епископов Италии. Примечательно, что издание опубликовало письма читателей, в основном верующих, возмущенных позицией Римской епархии. Читательница Раффаэлла Ди Маттео написала, например, что не может поверить в то, что Церковь, к которой она принадлежит, в данном случае права. А священник Себастьяно Джакино возмущался тем, что Церковь отпевала даже чилийского диктатора Аугусто Пиночета, но отказала в панихиде католику Уэлби. Священник привел в своем письме евангельское изречение: «И вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них» (Лк. 11:46).
Главный редактор газеты Дино Боффо попытался ответить всем сразу. Он отметил, что «обыкновенный» самоубийца или даже «худший тиран» может покаяться в последнюю минуту своей жизни, поэтому Церковь не вправе отказывать ему в отпевании. Но Уэлби месяцами просил, чтобы его лишили жизни, делая это сознательно. Таким образом, обстоятельства кончины делают маловероятным покаяние в последнюю минуту. Боффо пишет: «Церковь знает, что она не может распоряжаться Божьим милосердием. Она может ограничиваться лишь тем, что испрашивает Бога о нем. Когда Римская епархия говорит в своем коммюнике, что будет молиться за Уэлби, это не пустые или формальные слова. Церковь признается в том, что она может только молиться Богу, Высшему судье. Большего она сделать не может».
По сути, Дино Боффо еще раз изложил официальную точку зрения Церкви, едва ли убедив тем самым своих оппонентов. Дискуссия вокруг «случая Уэлби» остается достаточно острой и вряд ли утихнет в ближайшее время. Ничто не предвещает изменений в учении Церкви об эвтаназии, поэтому стороны остаются при своих аргументах.