НГ-Религии | Ольга Чернышева | 10.02.2007 |
В 1985 г. в администрации Шведской Церкви появились должности епархиальных адъюнктов по вопросам иммигрантов и беженцев. Тогда же Церковь Швеции создала собственный комитет по делам беженцев, который совместно с Советом свободных Церквей страны и Красным Крестом оказывал помощь иммигрантам, живущим в беженских лагерях.
В декабре 1989 г. шведское правительство приняло решение о введении более жестких правил приема политических иммигрантов. В результате тысячи беженцев должны были немедленно покинуть страну. Экуменический, межцерковный комитет во главе с Архиепископом Шведской Церкви и отдельные епископы обратились к правительству с протестом против этих дискриминационных мер. В эти дни около 40 церквей открыли свои двери для беженцев.
В 1990-х годах, когда еженедельный поток беженцев из бывшей Югославии достигал трех тысяч, руководство Церкви регулярно выступало с обращениями к правительству, призывая его к гуманности и милосердию, особенно по отношению к детям, а свою паству — к большей активности. Голос Церкви стал слышен и в общественных дебатах по иммиграционной политике. В частности, Церковь выдвигала конкретные требования: не разделять семьи иммигрантов, не отказывать в убежище людям, которым грозит преследование за религиозные убеждения на их родине, и другие. Надо отметить, что эти выступления не были безрезультатными.
В частности, Церковный Собор в 1990 г. выступил с инициативой о предоставлении иммигрантам права работать во время ожидания рассмотрения их дел, длящегося нередко более года. Предложение мотивировалось тем, что это избавило бы большую часть иммигрантов от вынужденной пассивности, зависимости от пособия и, кроме того, помогло бы им легче адаптироваться к новой жизни в случае позитивного решения. Это предложение было принято правительством, и закон вступил в силу с 1 июля 1992 г.
С тех пор Шведская Церковь и другие религиозные общины страны получили широкие возможности для своей приходской деятельности. Они организовали языковые курсы для иммигрантов, лекции, которые знакомят с законами и обычаями Швеции. Кроме того, религиозные организации стали активными участниками общественной жизни на общенациональном уровне, в первую очередь в формировании иммиграционной политики.
Церковная община требовала от власти, чтобы она внимательно относилась к каждому потенциальному гражданину. Глава Шведской Церкви Архиепископ Упсалы Карл Густав Хаммар накануне Рождества 2004 г. обратился с призывом к правительству пересмотреть правила приема иностранцев. И в первую очередь из соображений гуманности дать виды на жительство семьям с больными детьми и «амнистировать» тех иммигрантов, которые нелегально проживают в Швеции. Архиепископа сразу же поддержали Совет христианских Церквей Швеции, все 13 епископов Шведской Церкви и большинство верующих. Но одновременно слышались и упреки в адрес Церкви за ее попытку вмешательства в политику. Тем не менее сторонников у Архиепископа было гораздо больше, чем противников.
Весной 2005 г. движение за гуманизацию иммиграционной политики, инициированное Церковью, стало принимать широкий размах. Богослужения, посвященные помощи ближнему, завершались факельными шествиями и демонстрациями. В Стокгольме в марте того же года в подобной демонстрации участвовали Архиепископ Карл Густав Хаммар, столичный губернатор Матс Свегфорс, а также известные политики и общественные деятели.
Вскоре после этого приходы начали кампанию по сбору подписей под обращением к правительству. Эта акция получила название «Пасхального воззвания». Все это вынудило политические партии занять четкую позицию по отношению к иммиграционной политике, тем более что этот вопрос был поставлен на обсуждение в Комиссии по делам иностранцев в апреле 2005 г., а затем — в риксдаге (парламенте).
Правительство тем не менее настояло на своем отказе от автоматической амнистии всем, включая и семьи с больными детьми. Но массовые действия против правительственной иммиграционной политики все же не были напрасными. Комиссия по делам иностранцев была ликвидирована, и начиная с 2006 г. дела о предоставлении вида на жительства рассматриваются в индивидуальном порядке областными судами в присутствии заявителя.
В настоящее время приходы всех общин Швеции принимают участие в оказании помощи так называемым нелегальным беженцам. В эту категорию попадают и те, кто, получив отказ на свою просьбу о предоставлении убежища, не покинули пределы Швеции и скрылись от полиции. Чаще всего они находят приют в приходских зданиях. Полиция устраивает обыски и при обнаружении этих людей высылает их, не останавливаясь перед применением жестких мер. Немало шведов, движимых чувством христианского милосердия, обеспечивают нелегальных беженцев не только жильем, но и деньгами, оказывают им юридическую и медицинскую помощь, невзирая на то, что многие из них мусульмане.
Усилия религиозных организаций, направленные на решение социальных задач, оказывают влияние на церковную жизнь, взгляды и умонастроения прихожан. Приход, который взял на себя организацию помощи иммигрантам, особенно если это происходит в небольшом городе, становится центром общественной жизни.
Спустя шесть лет после отделения от государства в 2000 г. Шведская Церковь, имеющая поддержку со стороны других религиозных общин страны, по-прежнему остается активным участником общественной и политической жизни.
Ольга Васильевна Чернышева — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.
http://religion.ng.ru/politic/2007−02−07/4_samaritiane.html