Фонд стратегической культуры | Михаил Ямбаев | 10.02.2007 |
Итак, согласно плану Ахтисаари, Косово будет отрезано от Сербии и станет независимым государством, хотя в плане финского дипломата не упоминается слово «независимость». Край получает все государственные атрибуты — флаг, гимн, герб, армию, центральный банк, полицию, возможность членства во всех международных организациях, включая Организацию Объединенных Наций.
В середине февраля должен состояться новый этап сербо-албанских переговоров. А уже в марте Ахтисаари собирается передать свой документ, в котором должны быть учтены пожелания сторон, в Совет Безопасности ООН.
В первых числах февраля в Москву совершила вояж европейская тройка для переговоров по вопросам европейско-российского сотрудничества. Не последнее место на встрече было отведено вопросу о будущем статусе Косова. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, отвечая на вопросы журналистов по итогам переговоров, заявил, что решение по Косову должно быть приемлемо и для Белграда и для Приштины.
Одновременно многочисленным любителям порассуждать о применимости «косовского прецедента» на территории бывшего СССР пришлось проглотить горькую пилюлю, а заодно и принять ледяную ванну. Высокий представитель Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана, активнейшим образом поддерживающий позицию Ахтисаари, прибегнув к дипломатической риторике, открыто заявил, что более чем вероятное предоставление краю независимости никогда не станет прецедентом для непризнанных республик на постсоветском пространстве. Это чтобы в Москве не заблуждались насчет того, что позволено Юпитеру, а что быку. Ну, и конечно, Солана как человек, фактически, осуществлявший политическое руководство бомбежками Югославии в 1999 году, знает, что говорит!
И здесь, судя по словам С. Лаврова, если они, конечно, не являются всего лишь дипломатическим ходом, возникают опасения насчет того, не готовят ли Россию снова к роли главноуговаривающего Сербии. Поясним. Россия устами президента заявила, что наложит в СБ ООН вето на любое решение по Косову, если оно будет неприемлемо для Сербии. Напомним, что на протяжении 1990-х годов Россия использовала все свое влияние на Белград исключительно для того, чтобы склонить югославское/сербское руководство принять невыгодные решения, навязываемые ему так называемым «международным сообществом». Белграду раздавались ничем не подкрепленные обещания поддержки, а затем ельцинско-козыревская дипломатия проталкивала решения, выгодные Западу. Самым вопиющим случаем стали события 1998−1999 годов. Началось с того, что Ельцин во всеуслышание заявил, что не даст бомбить Югославию, а закончилось позорной миссией Черномырдина, угрожавшего сербам в случае отказа принять условия натовских агрессоров чуть ли ковровыми бомбежками того же НАТО. Итоги этой дипломатии Ельцина — Черномырдина на Балканах, мягко говоря, плачевны.
В связи с этим не могут не настораживать заявления глава российской дипломатической миссии в Белграде Александра Алексеева. Он еще раз повторил, что любое решение косовской проблемы, с которым не согласится Белград, не имеет шансов на успех в Совете Безопасности ООН. По его словам, Москва окончательно сформулирует свою позицию после того, как это сделает официальный Белград. Не подразумевал ли дипломат, что Сербию к принятию «окончательного решения» будет снова склонять Россия?
Вместе с тем — и это не может не радовать — Алексеев призвал не зацикливаться на сроках, определенных Мартти Ахтисаари. Никакой катастрофы не произойдет, если переговорный процесс затянется, сказал дипломат. Сербии надо дать возможность сформировать дееспособное правительство, которое возьмет на себя ответственность за решение косовского вопроса.
Вместе с тем косовский «премьер» Агим Чеку, видимо, получивший некие гарантии в ходе своего странного визита в Москву осенью 2006 года, заявляет, что не боится того, что РФ наложит вето в СБ ООН. По глубокому убеждению этого террориста, играющего теперь роль политика, России не нужны осложнения в отношениях с Западом.
В то же время Хавьер Солана, поддерживающий предоставление независимости Косову, заявил, что на России лежит «особая ответственность» в деле косовского урегулирования.
Как все это понимать?
Станет ли Россия снова использовать свое влияние для того, чтобы уговорить Сербию согласиться на невыгодные условия? Превратится ли косовский вопрос всего лишь в очередной предмет торговли и какого-нибудь «размена» между Россией и Западом? Если да, то в СБ ООН всё пройдет гладко. Или Москва все же найдет в себе силы продемонстрировать, что дипломатия эпохи ельцинизма навсегда ушла в прошлое?
Да, Россия должна защищать свои, а не чьи-то еще национальные интересы. Однако, разве вопрос о влиянии на Балканах не в интересах России? Теперь, когда США и их европейские партнеры по НАТО усиливают давлению на Москву по целому ряду направлений и придвигают свои военные базы к западным границам РФ, задача удержаться на Балканах становится для нашей страны еще более насущной.
Сейчас мяч на стороне России. Удар за ней…