Православие.Ru | Иеромонах Поликарп | 10.02.2007 |
— Болгария уже является членом Европейского союза. Что это означает для Болгарской Православной церкви?
— Вступление ЕС может дать Православной Церкви много, а может, ничего. Когда у Болгарской Православной церкви есть строго определенная церковная политика, люди знают эту политику, Церковь знает, чего хочет добиться и какова ее миссия среди людей, то тогда вступление в ЕС принесет Православию только пользу, в то же самое время и Церковь будет на пользу ЕС. Но в данный момент такой ясности нет. Есть, скорее, индивидуальное представление о том, как должно быть, нежели общая политика. Мне хочется, чтобы Православная церковь, православные были ближе друг к другу, чтобы они были единомышленниками. Тогда все вызовы современности, в том числе и ЕС, не будут угрожать нам. Я хочу, чтобы православные научились разумно пользоваться свободой, а не становились ее рабами.
— А каково место Болгарии и Православной церкви в ЕС?
— Я могу смело заявить, что Болгария заняла свое достойное место в большой европейской семье. Наша страна прошла через многие трудности, столкнулась со всевозможными проблемами и бесчеловечностью; эти испытания ее закалили и сделали сильной европейской страной. Есть еще много сложностей, через которые придется пройти, но важно то, что основы уже заложены, и это поможет нам развиваться дальше. Болгария к моменту вступления в ЕС оказалась намного лучше подготовленной, чем другие европейские страны. У Болгарии как у православной страны есть одна обязанность, один долг от Бога — распространять свет Правды Христовой по всей Европе. Евангельский голос благовестия должен звучать громко, а значит, нам нужно сделать слышным, ощутимым православное свидетельство в мире.
— Вы игумен Руенского монастыря, в котором сегодня живет много насельников. Тяжело ли Вам на Вашем посту?
— Быть игуменом нелегко, особенно в Болгарии. Говорю «особенно в Болгарии», потому что монашеская жизнь и традиция у нас вырвана с корнями, и все монашеское благочестие просто уничтожено. Создавать духовный очаг в таких условиях нелегко. Но как игумен, я счастлив, что Бог поставил меня на это место. Господь никогда не забывает нас, Он знает, что необходимо для нашего спасения, и дает это нам. От нас требуется только одно — любить Его всем своим сердцем и следовать за Ним всеми своими силами, несмотря на трудности, с которыми сталкиваемся в повседневности.
— Тяжело быть монахом в ХХІ веке? Не является ли монашество пережитком, музейным экспонатом в современном мире?
— Христос один и тот же — вчера, сегодня и вовеки. Монашество тоже не меняется и реформам не подлежит. Тот, кто знает, почему принимает монашеский образ, может ничего не бояться; он знает, что Бог — это Тот, Кто определяет и распределяет. Модернизация никоим образом не может навредить духовному человеку, ибо его интересуют другие, более возвышенные и мистические занимания. Монашество всегда было и останется совестью Церкви. Некоторые говорят, что развитое монашество является признаком духовной и развивающейся Церкви.
— Отче, Вы как-то заметили, что в Болгарии большинство людей не являются «практикующими» христианами. Почему?
— Этому есть множество причин — государственные проблемы, церковные проблемы, интересы разных людей и пр. Но я надеюсь, что время поисков подошло к концу. Пришла пора каждому из нас сделать выводы и начать работать на том месте, куда Бог его поставил. Сегодня важно не выяснять, почему и как, а работать. Церковь должна жить и отвечать требованиям времени. Никто не имеет права оправдываться: ни духовенство, ни миряне. Все мы должны делать общее дело — воцерковлять общество.
— Одной из самых острых тем сегодня является экуменизм. Ваше отношение к этому явлению?
— Мое отношение к экуменизму такое же, как и отношение Болгарской Православной Церкви. Сегодня на экуменизм обращают большое внимание, особенно у нас. Конечно, всегда будет «за» и «против». Плохо то, что сегодня этот вопрос рассматривается с точки зрения человеческой, личной выгоды, а не с точки зрения духовности и, прежде всего, Православия. Я полагаю, что не мое дело оценивать экуменизм. Мое дело — выполнять свою работу, как того требует Бог.
— Есть ли благодать у инославных или раскольников?
— Позвольте мне не отвечать на этот вопрос. По той простой причине, что в Православной Церкви есть разные богословские комиссии, и именно они компетентны в этих вопросах. У нас была возможность несколько лет назад наблюдать раскол в нашей родной церкви. Мы видели его конец. Видели и то, кого и как приняли — кто с какой благодатью и какой духовностью.
— Ваш монастырь запустил первую у нас православную радиостанцию. Это что, мода?
— При чем тут мода? Мода — явление временное, переходное. А потому, не имеющее ничего общего с духовностью и спасением человека. Делать радио или издавать книгу никак нельзя назвать модой. Дня нас радио — это средство довести Божественные заповеди, слова Евангелия до большего количества людей. С другой стороны, мы стараемся заставить людей услышать и задуматься над духовными проблемами, рассуждениями. У ложной духовности, на которую влияет, так называемая, мода, нет будущего. Цель Православной Церкви — хранительницы Божественных истин — быть бдительной, проповедовать, учить и наставлять народ, и предохранять его от волков-грабителей, что мы и стараемся делать по мере сил.
— Наш традиционный последний вопрос: Ваше пожелание нашим читателям?
— Дай Бог всем читателям мира, любви, здоровья и духовного единства!
Перевод с болгарского Николая Петрова специально для Православие.Ru
РЕЛИГИЯ БГ
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=481&did=1998