Православная газета г. Екатеринбург | 09.02.2007 |
Как мы знаем, святитель Иоанн обличал расточительность и непомерную роскошь царского двора, ужасающие на фоне нищенствующих и голодающих людей. Он был оклеветан и сослан, став жертвой клеветы, — один из величайших святых.
Господь Иисус Христос, указывая на злобное сердце как источник клеветы, сравнивает её с самыми тяжкими злодеяниями и человеческими пороками, такими как убийство, прелюбодеяние, воровство. И, действительно, разве клеветник лучше убийцы? Если последний посягает на телесную жизнь человека, то первый старается погубить во мнении общества духовную, нравственную жизнь; если вор похищает наше материальное достояние, то клеветник — самое драгоценное сокровище — наше доброе имя.
Клевета беспощадна во всех своих действиях. Чувство сострадания у неё не может вызвать ничто и никто.
Клевета не пощадила даже Сына Божия!
Почему же такой ужасный порок прекрасно чувствует себя в нашем обществе? Не мы ли сами виноваты в этом? Ведь зло укореняется и распространяется лишь в благоприятной для него среде. Задумаемся, должно ли мы исполняем заповедь Спасителя о любви к ближнему? Близки и дороги ли нам люди как братья во Христе? Оберегаем ли мы доброе имя собратьев наших? Нет! Ведь пересуды о ближних являются теперь едва ли не самой главной темой наших бесед: кто на ком женился, кто у кого родился, кто во что одевается, у кого какая машина или квартира и т. д. и т. п.
И многие не понимают, что их склонность к празднословию и осуждению ближних нередко бывает источником клеветы. Остроумная насмешка, двусмысленный намёк, полуясное предположение в устах другого человека принимают более определённые формы, а далее — ещё новые наслоения. И вот, сплетённая из молвы и слухов, неизвестно кем и когда пущенных, подобная клевета железными путами охватывает свою жертву и ой как нелегко бывает освободиться от этих сетей и убелить своё честное имя.
Будем же осторожно и осмотрительно обращаться со словом, могущим причинить боль ближнему, и глубоко запечатлеем в своём сердце заповедь Божию «не судите, да не судимы будете».
Рубрику подготовила Ольга Шабашова