Православие.Ru | Иван Коханов, Евгений Терехов | 09.02.2007 |
Конференция проходила в Российском государственном социальном университете, и ее ректор академик Василий Иванович Жуков на правах хозяина в приветственном слове четко задал тон мероприятию. В частности он заявил, что «Русская Православная Церковь является не только общественным институтом и консолидирующей наше общество духовной силой, но и нравственным духовным стержнем российской государственности, а также мощнейшим инструментом для подготовки современных специалистов сферы социального обслуживания». В этих стенах, знавших Ленина, Сталина и Димитрова, такая высокая оценка Церкви когда-либо вряд ли звучала, ведь еще 15 лет назад здесь располагался Институт марксизма-ленинизма. Для тех, кто более глубоко знаком с историей здания РГСУ, слова ректора стали первым, приведенным на конференции, примером положительного влияния религии на общество. Дело в том, что до марксистов там располагался БИСС (Бюро информации Советского Союза), а заседавших там называли не иначе как бесами — так искаженно произносилась аббревиатура.
О влиянии Церкви на общество убедительно говорилось в докладе епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана. Владыка констатировал, что религия проникла практически во все сферы общественной жизни. Однако выступление епископа был совсем не радужным, более того, содержало перечень конкретных проблем, присутствующих во взаимоотношениях Церкви с обществом, точнее с государством. Так, по его мнению, в отношениях Церкви и государства в России еще сильно влияние пережитков советской системы. Не решен вопрос возвращения храмов и монастырей в собственность Церкви, с прошлого года на Церковь было распространено действие закона о некоммерческих организациях, приравнявшего православные приходы и монастыри к обществам филателистов и правозащитным фондам, постоянно поступают предложения о создании госоргана в сфере религии. Кроме того, затягивается решение вопросов духовного окормления армии и введения в школьную программу факультативного курса «Основы православной культуры». Владыка показал несостоятельность доводов противников введения этого курса, ссылающихся на поликонфессиональность и полиэтничность населения России, аргументировав это тем, что более 80% населения нашей страны — русские, а порядка 50% - православны. Кроме того, «Основы православной культуры» — это не вероучительный, а культурологический предмет. Епископ Феофан также отметил, что толерантность, уважение к людям любых национальностей и вероисповеданий, отношение к ним как к образу Божию — это одна из составляющих православной культуры. Таким образом, изучение школьниками курса «Основы православной культуры» является лучшей прививкой против ксенофобии и экстремизма.
Также было упомянуто о невыстроенности отношений Церкви со СМИ. Журналистам надо признать существование духовной жизни и ее значимость для большинства жителей, а духовенству и всем православным людям необходимо научиться находить общий язык со СМИ, доносить до них нашу позицию. Владыка поделился собственным опытом, как путем личного контакта с владельцами телеканалов, газет, интернет-ресурсов, ему удалось добиться положительных результатов в сотрудничестве со СМИ в Северо-Кавказской епархии.
Следующей важной темой было обсуждение того, как на международной арене воспринимается усиление роли РПЦ в российском обществе. Анализируя ситуацию в мире, Ольга Юрьевна Васильева, доктор исторических наук, зав. кафедрой государственно-конфессиональных отношений и религиоведения РАГС, заявила, что «на пути политики США, направленной на абсолютную гегемонию в мире, стоит Россия и Русская Православная Церковь». Для достижения поставленной цели США стремятся навязать свою систему ценностей всему остальному миру. Национальные культура, религия и власть — главные препятствия к насильственному объединению мира. Концепция прав человека, являющаяся произведением западной цивилизации, не имеет ничего общего с традиционной русской культурой. Права человека по-разному интерпретируются секулярным западным сознанием и сознанием верующего человека. Для верующего человека суть добра и зла может определять только Закон Божий, а не сам человек. Такие вещи, как эвтаназия, однополые браки, азартные игры, осуждаемые всеми традиционными религиями, имеют право на существование с позиции прав человека. В соответствии с этой концепцией сейчас происходит удаление из публичной сферы всего, что связано с христианством, чтобы «не оскорблять чувства представителей других религий»; ущемляются права религиозного большинства под предлогом соблюдения прав религиозных меньшинств. Получается, что права человека не могут защитить их религиозных и культурных традиций.
«Сейчас как никогда необходим диалог властных структур и религиозных общин. Религиозные объединения могут влиять на основополагающие решения, так как являются главными носителями моральных ценностей в любом обществе. Единственный способ противостоять глобализации — вернуть традиционную мораль в публичную сферу», — сказала Васильева.
Тему отношения западного общества к религии продолжил протоиерей Стефан Хэдли из Корсунской епархии (Франция) в своем докладе «Религиозное образование в европейских государственных школах». Он рассказал о негативном влиянии, которое несет западная культура: «Секуляризация в Европе почти завершена. К этому же стремятся некоторые в России, но представляют ли они, к чему может привести безразличие ценностей, как оно отразится на умах и сердцах молодежи? Результатом будет отчуждение, инфантилизм, высокое число абортов и разводов». По мнению о. Стефана, для России актуальна проблема искажения религиозной жизни под воздействием поп-культуры. Кроме того, докладчик отметил, что «светская идеология ЕС пытается утвердить мысль о том, что религия — источник нетерпимости и насилия».
Теме влияния религии на души и умы молодежи было посвящено несколько докладов. Особый интерес вызвало выступление доцента кафедры философии РГСУ Ольги Лобазовой, которая рассказала о мировоззренческом выборе современной молодежи. Свои исследования она проводила среди студентов РГСУ. Выяснение принадлежности учащихся к той или иной религии (конфессии) дало следующие результаты: больше всего православных (точнее — относящих себя к таковым), а именно 68% от общего количества студентов, в будущем видят себя психологами, социальными педагогами и соцработниками, в то время как большинство мусульман выбрали экономику и юриспруденцию — 24%; эти же дисциплины сильнее других притягивают «неверующих». Другим интересным исследованием стало представление образа верующего человека в глазах молодежи. Все респонденты сошлись во мнении, что верующим свойственны скромность, порядочность, законопослушность. Далее начинается самое интересное: несмотря на априорные положительные качества, для 60% опрошенных юношей верующий человек все же представляется малокультурной женщиной-ханжой, для 40% - это авторитарный священнослужитель. В «девичьем» опроснике ситуация немного лучше: для 75% верующий человек — это верная, честная девушка, для остальных — это бедный и немодный юноша.
Данное исследование отчетливо демонстрирует, насколько далеки от действительности представления светской молодежи о верующих людях. Это обусловлено, в первую очередь, личной невоцерковленностью, и отсюда — субъективные суждения о верующих людях, сформированные на основе сложившихся стереотипов. Тем не менее, православным впору задуматься о собственном имидже.
На конференции также были затронуты такие темы, как роль РПЦ в объединении соотечественников, использование духовного наследия в качестве фактора развития современного общества, наличие криминальных сообществ с религиозной мотивацией и многие другие. Ни одна из озвученных тем не воспринималась аудиторией экзотичной или в чем-то несущественной. Все собравшиеся — как докладчики, так и слушатели — были единодушны во мнении, что религия, а в России — это прежде всего Православие, проникла во все сферы нашей жизни, и развивать общества без четкого осознания этого факта невозможно.