Православие.Ru | Архиепископ (РПЦЗ) Аверкий (Таушев) | 08.02.2007 |
Мы подчеркиваем — безмерное падение и неслыханные страдания. Ибо не найти в истории человечества другого такого примера, когда бы такой могущественный многомиллионный народ, занимавший шестую часть света и удостоенный от Бога великой чести быть хранителем единой истинной веры — оплотом святого Православия, так низко пал и подвергся бы за это таким тяжким страданиям, которых и вообразить себе не может тот, кто их не испытал.
Какова причина этого? И можно ли было избежать тогда, в 1917 году, этой страшной, беспримерной в истории катастрофы принятием тех или иных внешних мер, как это думали и до сих пор продолжают думать многие общественные и политические деятели?
Ответ на этот столь важный и существенный вопрос дает нам единственная историческая параллель, которую мы можем провести, пытаясь найти хотя бы некоторое подобие нашей российской катастрофы в минувшей истории человечества.
Судьбы русского народа в очень многом чрезвычайно сходны с судьбами избранного Богом в Ветхом Завете народа еврейского. Как евреи в ветхозаветной истории человечества были хранителями единой истинной веры — веры во Единого Бога, так и русский народ, со времени принятия им христианства, был хранителем и твердым оплотом для всего мира единой истинной веры — веры православной. Среди все более и более охватывавшего весь остальной мир отступления от истинного христианства и явного нечестия и богоборчества только русский народ долгое время сиял своим истинно христианским благочестием и был подлинно Святою Русью, народом-богоносцем, а русские государи, будучи верными и преданными сынами Святой Православной Церкви, являлись вместе с тем высокими державными защитниками и покровителями Православия во всем мире. Как на таковых на них всегда смотрели все прочие православные народы и в трудные моменты своей жизни от них ожидали себе помощи и поддержки.
«Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры» — так говорил великий праведник и чудотворец нашего времени отец Иоанн Кронштадтский. Он же во многих своих вдохновенных речах и поучениях, как и другой великий духоносный муж, современный ему, святитель Феофан Затворник, Вышенский, утверждал, что «удерживающим», который не дает до времени явиться антихристу (см.: 2 Фес 2, 7), является не кто иной, как самодержавный русский царь.
Из всего вышесказанного должно быть ясно, какое важное значение имели и для русского народа все те грозные предостережения, какие делал Господь в Ветхом Завете Своему избранному народу.
Вот они, эти предостережения, которым — увы! — на беду свою, не внял до конца ветхозаветный Израиль:
«Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его и постановления, которые Он заповедал тебе» (Втор 6, 17).
«Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его… Смотри, чтобы не надмилось сердце твое (от земного благосостояния) и не забыл ты Господа, Бога твоего… Если же ты забудешь Господа, Бога твоего, и пойдешь вслед богов других, и будешь служить им и поклоняться им, то свидетельствуюсь вам… что вы погибнете» (Втор 8, 11, 14, 19).
«Если… будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его… то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли; и придут на тебя все благословения сии… И увидят все народы земли, что имя Господа [Бога твоего] нарицается на тебе, и убоятся тебя. И даст тебе Господь [Бог твой] изобилие во всех благах… Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его… то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя… Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих… доколе не будешь истреблен, — и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня» (Втор 28, 1−2, 10−11, 15, 20).
А вот и чрезвычайно знаменательные, конкретные указания бедствий, какие постигнут избранный народ Божий за богоотступничество:
«Дом построишь, и не будешь жить в нем; виноградник насадишь, и не будешь пользоваться им. Вола твоего заколют в глазах твоих, и не будешь есть его; осла твоего уведут от тебя и не возвратят тебе; овцы твои отданы будут врагам твоим, и никто не защитит тебя. И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои» (Втор 28, 30−31, 34).
«За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостию сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему… в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя» (Втор 28, 47−48).
А вот и еще замечательное пророчество, буквально над евреями исполнившееся, и нам, русским людям, в изгнании и рассеянии сущим, особенно близкое и понятное:
«И рассеет тебя Господь [Бог твой] по всем народам, от края земли до края земли… Но и между этими народами (ты) не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души; жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей» (Втор 28, 64−66).
И как величественно-вразумительно звучали заключительные слова этого грозного предостережения Божия:
«Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих» (Втор 30, 19−20).
Как поразительно точно исполнилось все вышеизложенное на судьбе ветхозаветного избранного народа Божия — народа израильского, и как замечательно сходна с ним судьба нашего русского народа — избранника Божия в Новом Завете!
Уже из одних этих вышеприведенных мест Священного Писания, ясно видно, что единственная основная причина страшного бедствия, постигшего русский народ, — в том, что он не устоял на высоте своего призвания и отступил от Бога, подобно ветхозаветному Израилю. Обратим внимание на то, как даже отдельные мелкие черты этого бедствия, столь предусмотрительно перечисляемые словом Божиим, буквально исполнились и на нас, русских людях: и потеря всех видов имущества, и всевозможные ужасы, способные довести человека до потери рассудка, и голод, и холод, и гнетущее рабское состояние, и постоянный страх за свою жизнь, и, наконец, — рассеяние по всем народам земли.
Вспомним и то, что еще задолго до страшной даты 25 октября 1917 года многие великие духоносные мужи предупреждали русский народ о надвигающейся на него каре Божией за богоотступничество. Сколько было таких прозорливых праведников и среди благочестивых мирян, и среди иноков-подвижников, и среди исполненных духа истинной ревности пастырей и великих наших святителей, которые ужасались, духовным взором своим прозревая ту страшную кровавую бездну, в которую несется начавший все более и более отступать от Бога и от Церкви православный русский народ! И не только прозревали, а и открыто это высказывали, призывая русских людей к образумлению.
Из таковых особенно замечательны почти современные друг другу подлинно великие праведники и молитвенники: преосвященный Феофан Затворник, Вышенский (1815−1894) и приснопамятный протоиерей Иоанн Кронштадтский (1829−1908). Оба они во второй половине XIX и начале XX столетия с великою силою являли собой обреченной, все более и более погружавшейся в нечестие России как бы грозных пророков Божиих, проповедующих истину, обличающих ложь, призывающих к покаянию. Оба они предрекали близкую неизбежную кару Божию как естественное следствие измены православных русских людей Богу, измены святому Православию, отступления от Церкви, попрания священных церковных заветов и установлений.
Замечательно, что святитель Феофан говорил о неизбежности страшной кровавой революции в России, «если все пойдет таким путем», еще в 60-х годах XIX столетия. Вот его подлинные слова: «Воды потопного нечестия устремляются на нас и готовы поглотить всех нас», ибо «ныне начинает господственно водворяться среди нас дух мира — тот дух, который побежден Господом Иисусом Христом и должен быть побеждаем силою Его и чрез нас». «Если у нас все пойдет таким путем, то что дивного, если и между нами повторится конец осмнадцатого века (намек на великую французскую революцию) со всеми его ужасами» (Слова на торжественные дни. С. 262, 187).
Совершенно согласно со святителем Феофаном, много лет позже, и отец Иоанн Кронштадтский предупреждал: «Царство русское колеблется, шатается, близко к падению. Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвергнуты праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие, за свои беззакония» (Слово на 1907 г.).
«Кайтесь, кайтесь! — пламенно взывал в одной из своих проповедей отец Иоанн. — Приближается ужасное время, столь ужасное, что вы и представить себе не можете».
Все это, как мы видим, исполнилось.
И каким жалким, наивным детским лепетом представляются нам после всего этого самоуверенные утверждения некоторых политических и общественных деятелей, что если бы, мол, приняты были те или другие меры, осуществлены такие-то и такие-то необходимые, по их мнению, реформы, то революции и последовавших за нею кровавых бедствий не было бы.
Революция, и притом такая, какая она была, — страшная, кровавая, неизбежно должна была бы быть, поскольку не было вразумления у русского народа, зарвавшегося в своем отступлении от Церкви, в своем безумном богоборчестве. А это отступление от Церкви, это безумное богоборчество началось, хотя и не всегда смело себя открыто проявлять, еще задолго до 25 октября 1917 года. В 1917 году произошло лишь то, что давно подготовлялось, давно назревало, — как бы некое извержение вулкана, которое бесполезно было бы стараться пресечь чисто внешними мерами.
Могли быть лишь одни средства к пресечению постигших Россию кровавых ужасов — средства духовно-благодатные, но к ним не пожелали прибегнуть: столь далеко зашло отступление русского народа во всех его слоях от Церкви!
И Россия должна была естественно испить до дна чашу праведного гнева Божия.
Но почему именно России выпал такой тяжкий жребий — испытать все эти ужасы, которые, как показало истекшее сорокалетие, действительно превзошли всякое человеческое представление?
По слову Писания: «Кому много дано, с того больше и взыщется» (см.: Лк 12, 48).
Сколькими благодатными сокровищами наделил Господь Россию, даровав ей величайшее в мире сокровище — чистую и неповрежденную святую православную веру, сделав ее «Святою Русью», «Домом Пресвятой Богородицы», сколько дивных знамений показал над нею, «избавляя ее от врагов сильнейших и покоряя ей народы», «сколько даровал ей постоянных сокровищниц, источающих непрестанные знамения — в святых мощах и чудотворных иконах», и «однако ж, — как отмечал это еще в конце прошлого столетия святитель Феофан, — россияне начали уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падала в неверие, другая отпадала в протестантство, третья начала тайком сплетать свои верования, в которых думала совместить и спиритизм и геологические бредни с Божественным Откровением"… И вот — „зло растет“, — скорбел святитель Феофан, — зловерие и неверие поднимают голову; вера и Православие слабеют. Ужели же мы не образумимся? — и будет, наконец, то же и у нас, что, например, было у французов (то есть революция) и других» (Мысли на каждый день года. С. 187−188).
Кажется, сказано ясно!
Революция в России произошла потому, что темные духи зла в своей упорной вековечной борьбе с Богом не могли не употребить всех своих вышеестественных усилий для того, чтобы сломить такой оплот истинной веры на земле, которым была Святая Русь. С другой стороны, и русский народ-богоносец не мог не понести самой тяжкой кары Божией за свою измену Богу.
Вот и наступил столь страшный для русского народа день 25 октября 1917 года!
Где же теперь искать спасения? И не только для русского народа, а и для всего человечества, судьбы которого ныне так тесно связаны с судьбами русского народа?
И на это мы находим ясный ответ все у тех же прозорливых мужей, предрекших постигшее нас бедствие.
Спасение наше в том, чтобы осознать все происшедшее так, как оно есть, и не строить себе никаких иллюзий и воздушных замков. Необходимо понять, что кровавые ужасы попущены нам Богом как очистительный огонь, что они имеют промыслительное значение, как все страдания, которым попускает Бог подвергнуться человеку для его спасения. «Душа, закосневшая во грехах всякого рода, — говорит отец Иоанн Кронштадтский, — нелегко поддается чистке и врачеванию… Господь, как искусный Врач, подвергает нас разным искушениям, скорбям, болезням и бедам, чтобы очистить нас, как золото в горниле» (Новые слова. С. 5).
Горе нам, если мы этого не понимаем! Горе нам, если мы будем чрезмерно увлекаться исканием чисто внешних причин русской революции вроде несовершенства прежнего социального и политического строя, каких-нибудь ошибок экономики, или недостатков техники, или чего-либо подобного!
Не о политических программах, в первую очередь, должны мы думать, и не организацией политических партий, всегда вносящих разделения и раздоры, должны мы, православные христиане, заниматься. Никакие политические партии и никакие политические программы, сколь бы они ни прекрасны были сами по себе, не спасут нас, если мы будем продолжать жить без Бога, изменять святому Православию и попирать уставы Святой Церкви. Спасение России, а с нею и всего остального человечества, от конечной гибели не придет иначе, как только через решительное, коренное отстранение всех тех причин, которые привели Россию к постигшей ее страшной кровавой катастрофе 1917 года. И в этот страшный день подлинно сатанинского беснования, охватившего нашу несчастную родину и заковавшего весь русский народ на целые сорок лет в рабские кровавые цепи, мы все должны особенно внимательно прислушаться к пламенному призыву нашего великого всероссийского пастыря:
«Нужно нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские. Омоемся слезами покаяния, очистимся, примиримся с Богом, и Он примирится с нами!» (Слово о. Иоанна Кронштадтского на 1 марта 1881 г.).
1957
Из книги архиепископа Аверкия (Таушева) «Всему свое время», изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.
http://www.pravoslavie.ru/put/70 208 115 847