Труд | Валерий Коновалов | 08.02.2007 |
— Почему это попы вмешиваются в процесс образования, ведь у нас Церковь отделена от государства? — возмущались некоторые комментаторы.
А уж программное выступление Патриарха Алексия на открытии чтений стало поводом для самых изощренных возражений.
КТО ОТ КОГО ПРОИЗОШЕЛ?
Например, известный телеведущий взялся защищать Чарльза Дарвина от Патриарха. Но ведь Патриарх вообще не называл в своем выступлении Дарвина. Он ясно высказался против того, чтобы школа убеждала всех детей, что человек произошел от обезьяны. И буквально сказал следующее:— Многополярность мировоззрений ставит сегодня задачу приобщить учащихся к широкому кругу взглядов на принципиальные вопросы. К таковым традиционно относятся проблемы возникновения жизни, происхождения Вселенной, появления человека. И никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейское учение о происхождении мира. Осознание человеком, что он является венцом творения Божия, только возвышает его, а если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, пусть так считает, но не навязывает этих взглядов другим.
О СОВЕТСКИХ ПЕРЕЖИТКАХ
Еще более бурную реакцию вызвало обсуждение на чтениях проблемы преподавания «Основ православной культуры» в школе. И тут принципиальную позицию Церкви определил сам Патриарх. Он в этот раз вывел тему на совершенно новый уровень, заявляя о правах большинства, демократии и борьбе с пережитками прошлого.— Наблюдаемое иногда желание вытеснить веру и религиозное сознание на периферию общественной жизни, сделать религию исключительно частным делом каждого отдельного человека, оставив ей исключительно область убеждений и тем самым изъять ее из процессов общественной, культурной и исторической жизни народа, несомненно, должно быть признано деструктивным явлением, — сказал Патриарх. — Применительно к теме современной школы следует также сказать, что боязнь увидеть священника в школе, вероятно, является пережитком советского прошлого. Касательно преподавания основ духовно-нравственной культуры отмечу: мы выступаем за то, чтобы дети, крещенные в Православной Церкви, а их во многих регионах более 90 процентов, могли знать основы своей религии, и преподавать это могут воцерковленные школьные учителя. Для подготовки таких кадров у нас есть учебные заведения, такие, как Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Введение этого предмета в школьную программу не может быть нарушением принципа светскости, зафиксированного в Конституции, более того, это явится самым действенным средством против ослепляющих ум националистических и экстремистских предрассудков, черпающих для себя пищу в религиозном невежестве общества, и особенно его молодого поколения.
Патриарх напомнил, что уважительное отношение к свободе человеческой личности является неотъемлемой частью цивилизованного общества. В связи с этим он отметил, что «демократические основы устроения жизни народа и государства требуют уважения общечеловеческих прав не только тех граждан, которые составляют меньшинство, но и представителей большинства, к каковым, по данным социологических исследований, относятся в России православные».
НАДО ЛИ ЗНАТЬ РОССИЮ, ЖИВЯ В НЕЙ?
Противники Церкви в ответ на такие аргументы упрекают ее, что она идет в школу, чтобы увеличить свою паству. То есть решает лишь свои корпоративные задачи.Участники Рождественских чтений доказывали, что речь идет об интересах страны и народа в целом, о нашем общем будущем.
— Будущее любой страны во многом решается за школьной партой, — сказал митрополит Калужский и Боровской Климент. — Кто завтра будет созидать Россию? Духовно и интеллектуально возрастающая нация или духовно опустошенный народ, для кого деньги важнее чести, совести, у кого нет понятия любви к ближним, к Родине. Не ответив на это, бессмысленно проводить бесконечные реформы образования. Именно поэтому мы сегодня, прежде всего, должны поставить вопрос о том, как спасти наших детей, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно достичь одним-единственным способом — дать воспитание, основанное на духовных корнях жизни государства и его народа.
Митрополит напомнил очень уместные в этой ситуации слова Пушкина: «Знать Россию — это знать ее тело, ее душу и ее дух. Знать ее историю, географию, статистику, ее словесность и искусство, ее веру». И прибавил к этому еще и важный экономический аспект:
— Нравственная, интеллектуальная и творческая личность, образованная и воспитанная на базе отечественных педагогических и научных традиций, в отличие от нефти и газа, неисчерпаемое богатство, вложение в которое с лихвой компенсирует и исчерпание природных ресурсов, и изменения конъюнктуры цен на ресурсы на мировом рынке.
О прямой связи духовной культуры с самыми острыми проблемами общества шла речь и в интереснейшем докладе заместителя министра культуры и массовых коммуникаций РФ Павла Пожигайло.
— Уничтожение духовной составляющей превращает человека в умное животное и ведет к распаду общества, — сказал он. — Поэтому необходимы срочные меры по выработке и реализации в сфере культуры политики повышения уровня духовной зрелости общества, масштабной общественной осознанности каждого человека на основе приобщения его к единым общенациональным традициям, духовным корням и опорам. Их пробуждение подобно строительству храма в людских душах, оно способно уменьшить эгоизм, индивидуализм, стремление к примитивному материальному успеху и разнузданности.
На сегодня это стратегическая задача сохранения государства и нации… Это задача самосохранения российской цивилизации Духа. Я убежден, что этическая мотивация людей в России, основанная на православной системе ценностей, в которой духовная составляющая всегда превалировала над сугубо материальными запросами, призвана сыграть решающую роль в возрождении страны.
Заместитель министра привел в пример очень тонкую систему пропаганды социальных приоритетов государства с помощью кинематографа в США. Там снимается немало картин, проповедующих семейные ценности, любовь к родине, бережное отношение к природе. То есть в определенный момент срабатывает механизм, который ставит нравственные приоритеты выше сиюминутных интересов бизнеса.
У нас же, по мнению П. Пожигайло, культурно-информационное пространство страны явно искажено.
— Когда единственным критерием творчества признается свобода естества в форме вседозволенности, — сказал он, — то по федеральным телеканалам одна другую будут и дальше сменять передачи, где полтора часа обсуждается тема инцеста или однополой любви, пропагандируется образ жизни на фоне кальяна, культивируется продажность души и жажда денег. Транслируя подобные передачи, СМИ подменяют духовные начала рекламно-коммерческими штампами и руководствуются сугубо соображениями рыночной рентабельности и рейтинга. Откуда берутся эти штампы, рентабельность и рейтинги? Из системы ценностей, в которой господствует вседозволенность. Из неоправданной коммерциализации культуры, искажающей суть творчества, вынуждающей его приспосабливаться делать только то, за что платят. Следствием этих процессов мы имеем супердоходный шоу-бизнес, считающий, что культура в стране развивается как никогда успешно, и одновременно нравственное вырождение личности, самоуничтожение нации. А откуда возьмутся новые ценности, если нет веры?