Российская газета | Елена Яковлева | 08.02.2007 |
В Греции разразился скандал в связи с изображением Ленина на фресках строящегося греческого православного храма в городке на севере страны. Изображение вождя Октябрьской революции появилось на одной из неоконченных фресок в храме Пресвятой Богородицы, сообщают корреспонденты РИА «Новости». Владимир Ленин показан стригущим бороду святителю Луке, что символизирует преследования церкви со стороны большевиков. «Надо заметить, что греки удивительным образом почитают архиепископа Луку Войно-Ясенецкого, знаменитого врача XX века, хирурга, лауреата Сталинской премии», — подчеркнул корреспонденту «РГ» диакон Андрей Кураев.
Кроме Ленина на фресках в храме изображены также и участники Ихэтуаньского восстания в Китае (1899−1901), убивающие православных сограждан. Автор фресок Костас Вафиадис настаивает, что подобные изображения допустимы в церкви, коль скоро они являются частью сюжетов, изображающих страдания святых мучеников и исповедников. Настоятель церкви отец Дорофей также защищает иконописца. Тем не менее свое неприятие подобного самовыражения уже высказал правящий архиерей митрополит Спиридон, которому подчиняется храм. «Профанацией» назвал сюжеты церковной росписи и местный представитель светской власти, к его мнению присоединился и ряд греческих богословов и общественных деятелей.
— Изображение появилось на одной из боковых фресок, разумеется, это не центральный сюжет, — рассказал «РГ» подробности корреспондент РИА «Новости» в Афинах Алексей Богдановский. — Изображение трудно посчитать оскорбительным: Ленин просто постригает бороду святителю Луке. Такое изображение укладывается в рамки традиционных церковных изображений, на иконах изображались нечестивые римские императоры или библейский царь Навуходоносор. На изображениях великомученицы Варвары, например, изображают римского правителя, который отдавал приказ ее мучить.
Не меньшее внимание, по словам Алексея Богдановского, обратили на себя внимание изображения древнегреческого поэта Гомера и древнегреческого трагика Эсхила, но в этом, по мнению Алексея Богдановского, тоже нет ничего особенного, в православных церквах есть изображения Платона и Аристотеля, которые христианами не были, но вполне почитаемые и цитируемые в христианской традиции люди.
— Такого рода иконография вполне допустима, — прокомментировал ситуацию для «РГ» известный богослов диакон Андрей Кураев. — Главное, чтобы здесь не было карикатуры. На канонических иконах, даже если на них изображаются палачи Христа или мучеников, у них все равно ангельские лики. В иконографической традиции нередко древние палачи и гонители церкви и даже бесы изображаются в одеждах нынешних врагов данной церкви и данного народа — татарские или польские, а в конце XX века на иконах стали изображаться красноармейцы.
Я недавно был в Гродно, в Западной Белоруссии, там в соборе 1,5 десятка больших икон, и на видном месте иконы новомучеников российских с изображенными на них чекистами. Эти изображения, конечно, никоим образом не подписаны, но местное белорусское КГБ очень обиделось на эти иконы в Гродно. Так что если на иконе узнается товарищ Ленин, изображенный как гонитель, в этом нет ничего из ряда вон выходящего, а если на иконе какое-то карикатурное изображение или особенное выражение лица — это уже нарушение канона.