Православие.Ru | Владимир Кузин | 08.02.2007 |
Он у своих родителей был восьмым ребенком. В тридцатые годы для многих семей в советских деревнях, в большинстве которых свирепствовал голод, многодетность была настоящим бедствием. И потому от некоторых детишек пытались избавиться, в первую очередь — от более хилых по сравнению со своими братишками и сестренками (семье нужны были физически сильные работники). Как избавиться? По-разному. Например, моего отца, тогда еще младенца, клали к распахнутому окну — в осенний холод и зимнюю стужу, чтобы он простудился и умер. Но умер не он, а его близнец, коего считали более крепким и здоровым и всячески оберегали. Отец же вырос на редкость выносливым и почти никогда не болел. Обо всем этом ему рассказала его мама за несколько дней до своей смерти. Рассказала со слезами на глазах, попросив у сына прощения.
— Не мне судить родителей, — сказал отец, — еще неизвестно, как бы на их месте поступил я…
Историю эту я вспомнил в связи с заметкой, напечатанной в одной из центральных газет. В ней сообщалось, что некий гражданин США подал в суд на своих отца и мать за то, что, когда он был ребенком, они не согласились определить его в музыкальную школу. Из-за чего, по его мнению, в нем не состоялись по меньшей мере Бетховен или Моцарт. И в качестве компенсации за потерянные «гонорары» и «славу» этот человек потребовал со своих родителей довольно крупную сумму.
Не правда ли, эти две истории разительно отличаются друг от друга. Первая говорит о «вопиющей несправедливости», даже «дикости», а вторая — об уважении к «правам личности».
Попробую прокомментировать все это с позиции христианина.
Возможно, кому-то будет это неприятно услышать, но это так: Бог поставил перед человечеством задачу, не имеющую ничего общего с построением на Земле уютной и комфортной жизни: «Не собирайте себе сокровищ на Земле» (Мф. 6, 19). Согласно Священному Писанию, смысл существования человека состоит в его духовно-нравственном совершенствовании (см. Мф. 5, 48), где главное — научиться прощать людей (см. Мф. 6, 14−15), сопереживать им (см. Мф. 22, 39), ощущать их «нужды и печали» как свои собственные. А для этого каждому из нас необходимо испытать определенную долю скорбей и страданий, как говорится, на собственной шкуре. Что неизбежно влечет за собой ограничение человека как в материальных благах, так и в его «правах и свободах».
Однако в своем большинстве люди выбрали совершенно иную цель — «стяжание» не «Духа Святого», а исключительно земных, «желудочных» благ. Причем сегодня у многих их количество и качество превысило пределы уровня, необходимого для нормального существования человека, в десятки, а у иных — и в сотни раз! Многие из нас уже трудятся не ради «хлеба насущного», как и заповедовал Господь (см. 1 Тим. 6, 8−10), а с целью получения всевозможных удовольствий и развлечений, то бишь «кайфа», затягивающего людей в пучину греха, словно трясина.
Так возник «эгоизм» — нравственное состояние человека, поставившего в центр своего внимания и забот самого себя, и напрочь утратившего понимание того, как в этот самый центр можно поместить кого-то иного.
А затем началась цепная реакция. Эгоизм подавил сострадание ближнему, соответственно и исчезло внимание к нему, особенно к его душевному состоянию. Отгороженность людей друг от друга породила неискренность в отношениях между ними, всяческую ложь. Которая, в свою очередь, вызвала недоверие к окружающим, подозрительность и, что неизбежно, стремление поставить возможным «притязаниям» ближнего заслон. А отсюда — создание соответствующей нормативной базы. Скажем, отношения супругов между собой во многих случаях стали регламентироваться так называемым «брачным контрактом». И конечно, нормами «Семейного кодекса», который среди прочего предписывает проявлять заботу и о своих престарелых родителях. А если на вашем пути встретится человек, например, вывихнувший ногу, то оказать ему помощь (хотя бы вызвав «Скорую») вас может подтолкнуть соответствующая статья аж «Уголовного кодекса», предусматривающая лишение свободы. И т.д., и т. п.
Иными словами, люди дошли до того, что просто обязали самих себя — под страхом ответственности! — выполнять определенные внешние действия по отношению друг к другу, ранее вызываемые естественными чувствами любви и сострадания — очевидно, сегодня многими из нас утраченными.
Именно эгоизм (выпячивание своего «я») стал питательной почвой для расцвета так называемого либерализма, признавшего непререкаемым авторитетом «права человека». Причем в последние десятилетия поклонение этому идолу стало принимать поистине карикатурные формы. Чего только стоят «табачные» процессы, когда курильщики, подорвавшие свое здоровье в результате пагубного пристрастия к табаку, предъявляют судебные иски предприятиям, производящим папиросы и сигареты! Или случаи, когда ученики подают в суд на своих педагогов якобы за проявление к ним «излишней требовательности» или «необъективности в оценке их способностей». Дальше, я думаю, будет еще интересней: наступили мне в троллейбусе на ногу — подаю на своего обидчика в суд. Пересолила жена яичницу — к ответу ее за доставленный мне этим «дискомфорт». Да что там: родили меня отец с матерью, скажем, евреем в Германии в период нацизма или в Хиросиме сразу после ее ядерной бомбардировки (что отрицательно сказалось на моем здоровье и моей судьбе) — пусть впоследствии компенсируют мне это материально. В конце концов, я своего согласия на появление на свет именно в таких условиях и в такую эпоху не давал! И мое неотъемлемое «право» здесь явно нарушено.
Маразм, скажете вы. Однако я уверен, со временем дойдет и до подобного: поле деятельности для либералов в этом смысле широкое.
Но главное: по высказываниям некоторых христианских подвижников, недалеко то время, когда прощение человека станет считаться в обществе одним из неприличных, а затем и уголовно наказуемых поступков (скажем, с формулировкой «за потакание преступному деянию»). И для такого утверждения есть все основания: известно, что общественные явления, достигнув определенного количественного показателя, неизбежно становятся сначала моральной, а затем и юридической нормой. Иными словами, скоро наша жизнь будет пропитана сплошь подозрительностью к окружающим нас людям, и мы станем предъявлять судебные иски по малейшему поводу — из себялюбия и гордыни или с целью легкой наживы (для получения компенсации «материального и морального вреда»). И тогда человеческое общество уподобится паукам, находящимся в одной банке и грызущим друг друга. Что, по слову апостола Павла (см. 2 Тим. 3, 1- 5), и явится преддверием апокалипсиса…