Аргументы и факты | Протоиерей Владимир Вигилянский | 07.02.2007 |
НА ПРОШЛОЙ неделе произошло долгожданное для всех верующих событие — в Москву прибыла делегация Русской православной зарубежной церкви (РПЦЗ). Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял зампредседателя Архиерейского Синода РПЦЗ архиепископа Илариона. На встрече достигнута окончательная договорённость об объединении двух православных церквей, «разлучённых» советской властью. В связи с этим на вопросы наших читателей согласился ответить руководитель пресс-службы Московского Патриархата протоиерей Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ.
Церковь вне политики?
Д. К о р о б е ц, Тула:
— Какое право имеет «эмигрантская» церковь обвинять РПЦ в сотрудничестве с советской властью? Разве по-другому тогда было возможно выжить Церкви?
— Для церковного сознания политические аспекты исторического бытия Церкви хотя и важны, но никогда не должны стоять на первом месте. Зарубежные иерархи, где бы они ни находились — в Сербии, во Франции, в фашистской Германии, в США, — так же, как и в советской России, не смогли избежать сотрудничества с политическими режимами этих стран. Существует множество проблем, которые надо решать с помощью любых властей. Что же касается предательства церковных интересов со стороны отдельных священнослужителей как здесь, так и за границей, то это были личные грехи этих людей, за которые они ответят перед Богом.
П. Б и б и к о в, Ростов:
— В мире слишком много разных православных церквей: в Греции, в Сербии, даже в Японии. Католики едины во главе с Папой Римским. А у православных все разрознены и не признают главенства Константинопольского Патриарха, хотя это записано в церковных книгах. Почему?
— Церковь едина. Если и говорится о Церкви во множественном числе, то это имеет локальное значение: указует на наличие многих поместных церквей в лоне единой Церкви. Это система автокефальности (самоглавенствования) поместных церквей, пребывающих между собой в единстве вероучения и единстве тайнодействия и иерархически распределённых церковными канонами в порядке чести. В этом смысле Константинопольский Патриарх исторически стоит на первом месте среди других равных ему патриархов.
Раскол: религиозный и политический
Р. А б р, а м ц е в, Челябинск:— Разделяет людей не вера, тем более не Господь, а человек. Расколы и разделения в Церкви основаны на отпадении какой-то части людей от церковного общества верующих вследствие неподчинения иерархическому авторитету канонической Церкви. Чаще всего это бывало в истории из-за чисто мирских разногласий, из-за жажды власти, из-за разных взглядов на церковные обряды. Три православные церкви на Украине — это трагедия нации. Так же трагически мы переживаем и церковный раскол в России, обернувшийся для старообрядцев (так называли сами себя раскольники) жестокими репрессиями (казнями, пытками, ссылками, поражением в правах) со стороны светских властей. Поводом для раскола были конкретные исправления церковных книг, изменения некоторых церковных обрядов. Раскол начался на чисто религиозной почве, но со временем превратился в вопрос политический. Поместный собор 1666−1667 гг. предал раскольников анафеме, которая была снята Русской православной церковью только в 1971 г.
Объединение возможно
Г. Н и к о д и м о в, С.-Петербург:— Одним из самых трагических расколов в истории православия явилось отпадение от единства Вселенской Церкви в IX—XI вв.еках западной её части во главе с Римской кафедрой. Сохранив существенные черты неразделённой Церкви, Римско-католическая церковь приобрела со времени отпадения особенности в догматах, обрядах, канонах и устройстве церковного управления. Главным камнем преткновения оказалось учение об абсолютной единоличной власти Папы Римского над Церковью. По мнению римо-католиков, Церковь не может ни противоречить Папе, ни судить «заместителя» Христа на земле. Логическим продолжением этого учения стало принятие на I Ватиканском соборе догмата об учительной непогрешимости Папы.
Второе вероучительное положение, отделяющее католицизм от православия, -это учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына («филиокве»). Это догматическое искажение вносит существенные коррективы в учение о Святой Троице и противоречит незыблемости Символа веры. Кроме того, это учение восходит к ереси Македония, осуждённой II Вселенским собором. Тем не менее именно это расхождение в учении Востока и Запада стало формальным поводом для анафемы Православной церкви, провозглашённой римскими легатами в Константинополе в 1054 г.
Любопытно, что к концу ХХ века Ватикан перестал придавать принципиальное значение «филиокве», и были отмечены случаи, когда сам Папа Римский во время мессы в произнесении Символа веры опускал формулу «от Сына». Другие расхождения наметились только после формального отпадения римо-католиков от православия. Они связаны с учениями католиков о спасении, о чистилище, сокровищнице заслуг и индульгенциях, о непорочном зачатии Девы Марии и др.
Из всех христианских конфессий католики для нас самые близкие. Поэтому если Римско-католическая церковь откажется от вышеизложенных вероучительных догматов, то никаких препятствий для нашего объединения не останется.
Юлия ТУТИНА
http://www.aif.ru/online/aif/1371/0901