Правая.Ru | Владимир Хомяков | 07.02.2007 |
На нынешних XV Рождественских чтениях случилось событие, которого ждали, на которое надеялись, всё же не веря до конца. Русская Православная Церковь устами первых лиц заявила о своих абсолютно обоснованных исторически претензиях на качественно новую роль — роль Духовного Лидера Общества.
Впрочем, говорить «новая роль» — не вполне корректно, скорее это — возвращение к своей изначальной роли. Именно Православие в момент формирования в 15 веке Великоросской государственности, историческим правопреемником которой является и нынешняя Россия, стало духовной основой этой государственности, дав ей систему базовых ценностей и смыслов, на которых затем веками выстраивалось всё остальное: наш менталитет, духовность, культура, этика, мораль и т. д.
Затем были то петровское стремление загнать Православие в рамки казённого «департамента по делам религий», то большевистский террор, то позднесоветские попытки превратить Церковь в изолированный от мирской жизни «клуб по интересам». И наконец — либеральные потуги последних десятилетий сделать этот клуб более массовым и даже «модным», но опять-таки с непременным условием — не вмешиваться в жизнь Общества. Однако, оказавшись в условиях относительной свободы, вырвавшись из-под государственно-атеистического пресса, Церковь начала не просто стремительно набирать вес, но и заявила о своем твердом намерении не мириться с тем царящим за воротами храмов «бытовым сатанизмом», который сегодня насаждается (или, точнее, копируется у «передового Запада») под видом «общечеловеческих» стандартов и ценностей.
Если проследить основную мысль, красной нитью проходившую на открывшихся 29 января в Кремле очередных Рождественских чтениях в выступлениях не только Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, но и целого ряда других участников, то звучит она примерно так: «Созидание Великой России возможно не иначе, как на фундаменте её традиционных духовно-нравственных ценностей. Нравится это кому-то или нет — православных в своей основе ценностей. Вне этого подхода невозможно в России что-либо исправить или реформировать.
Первой ласточкой этого нового подхода было ещё всколыхнувшее всех в 2000 году появление «Социальной концепции РПЦ», по определению несовместимой с бездуховностью и стяжательством навязываемого ныне нам стандарта «демократического цивилизованного общества», скопированного с западных «общечеловеческих стандартов». Теперь сделан второй, более радикальный шаг. Церковь предлагает Государству не более и не менее, как выход из нынешнего духовно-идеологического тупика. Таким выходом может стать для России отказ от чуждых русскому духу западных ценностей и преобразование всей общественной жизни на основе ценностей православных. Эта позиция — чисто мировоззренческая, а значит — политическая. Причём Церковь не просто предлагает подход: она САМА готова участвовать во всех сферах его реализации — в образовании (первый шаг — преподавание «Основ Православной Культуры» в школе), укреплении семьи, воспитании детей, выстраивании социальных отношений, военно-патриотическом воспитании и т. д. Можно сказать, что Церковь протягивает руку Государству, если оно пожелает встать на путь обновления России и готово при этом стать его главной идеологической, культурной и кадровой опорой. В итоге, государственная власть оказывается перед нелёгким выбором: принять протянутую руку Церкви — означает отказ от реализации в России «Западного проекта», не принять — означает поставить себя против и Церкви, и народа, который в массе своей смену курса, наверняка, поддержит.
Нельзя сказать, что подобный подход стал абсолютным политическим сюрпризом. Именно этот путь — общественное и политическое преобразование России на основе возвращения к нашим традиционным (православным в своей основе) ценностям — был положен в основу стремительно набирающего сегодня силу «православно-социального» политического направления. Но надо понимать, какие качественно иные шансы на реализацию появляются у подобного стратегического подхода, когда в качестве наиболее актуальной задачи для России он излагается не общественной организацией или партией, а Русской Православной Церковью, и это в стране, где большинство населения так или иначе относит себя к православным! *
Эта новая позиция РПЦ означает появление на общественно-политическом поле качественно нового мощнейшего игрока, способного по своему влиянию перевесить любую партию или даже целое политическое направление. Более того — новая постановка вопроса устами РПЦ приводит к изменению всех существовавших ранее на этом поле «правил игры». Раньше в качестве базовой догмы там господствовал миф о «либерально-рыночном» пути России — либо как обманом навязанном ей либералами (точка зрения КПРФ), либо — как её «историческом выборе» (точка зрения либералов и «Единой России»). И таким образом, вся политическая борьба сводилась к внесению тех или иных корректив в процесс реализации этого совершенно чуждого для России проекта: некоторому усилению или уменьшению госрегулирования, более или менее социальной политики и т. д. Церковь же сегодня ставит вопрос принципиально иначе: необходим возврат к традиционным национальным ценностям и выстраивание всего остального на их основе. Соответственно меняется весь смысл политики: базовым становится не выбор одного из способов реализации «западного проекта» в России, а принципиальный выбор одного из двух проектов: «Западного» или Национального.
Надо ли удивляться, что подобная позиция РПЦ вызвала истерику в стане либералов?! Причём главным объектом этих атак, судя по всему, в ближайшее время станет даже не Президент и его команда, которые предложенный путь могут принять, а сама Церковь, «дерзнувшая» этот выбор предложить.
Атака уже начата, причем на разных направлениях и с использованием совершенно разных лиц и заранее заготовленных течений в качестве исполнителей. В Волгограде местные коммунисты устроили безобразную травлю архиепископа Германа за участие в «мирских» делах, а их сайты (как всегда, не понимая сути вопроса) сегодня наперебой ругают Церковь за «сговор с властью». Занервничала либеральная группировка в самой власти: в ходе чтений ею озвучена устами некого г-на Балытникова программа постановки Церкви под тотальный государственный контроль в лучших традициях недоброй памяти ЦК КПСС. Наконец, внутри самой Церкви внезапно оформилось целое «оппозиционное» курсу Патриарха течение. Одна его часть, своего рода «церковные глобалисты», призывают к полному отказу Церкви от участия в спасении России и от России вообще, а призывают сосредоточиться на «проповеди Православия всем народам мира». Другая часть — «изоляционисты» — настаивает на самоизоляции Церкви, на сосредоточении всей её работы исключительно на уже воцерковлённых и сосредоточенных вокруг действующих приходов людях. Заметим, что все эти, казалось бы разные по своим подходам течения объединяет нечто общее: страстное желание во что бы то ни стало удержать Церковь от «вмешательства» в «мирские» вопросы, в дела и жизнь Общества. Буквально — «запереть Христа в храмах»!
Причем всё это скоординированное наступление дополняется «отвлекающими атаками», то противников преподавания «Основ православной культуры», то защитников «сексуальных меньшинств» и антиправославных выставок, то воинствующих язычников и сектантов, то «воюющих» с иерархией РПЦ газетных борзописцев, и т. д., и т. п. — «имя им — легион"…
Церковь не просто пугают и пытаются внести смуту в её ряды. Битва на сей раз ведётся всерьез: если не за уничтожение, то за полное внутреннее перерождение Церкви, за превращение её из Духовного Лидера Нации, каковым она всё более становится, в этнографический заповедник, способный разве что демонстрировать заезжим иноземным туристам экзотические обряды туземцев. В полном соответствии с известным указанием одного из главных теоретиков «глобализации» Збигнева Бжезинского о том, что «после уничтожения КПСС у Запада в России главным врагом является Русская православная Церковь».
Причем практическая сторона предлагаемого Церковью преобразования Общества на традиционных православных ценностях также достаточно разработана. Например, в Национальном Проекте «Удерживающий», изложенном в изданной нашим фондом книге «Идея будущего или Как вернуть России национальный путь»