Русская линия
Православная газета г. Екатеринбург05.02.2007 

5 февраля — память преподобного Геннадия Костромского

Преподобный Геннадий, в миру Григорий, родился в Могилеве в богатой семье. Рано проявившаяся в нем любовь к храму, частые паломнические путешествия вызывали недовольство родителей. Однако Григорий твердо решил посвятить свою жизнь Богу и, переодевшись в бедную одежду, тайно ушел в Москву, а оттуда в Новгородскую землю. Судьбу будущего подвижника решила его встреча с преподобным Александром Свирским. По его благословению Григорий, дойдя до Вологодских земель, принял пострижение от преподобного Корнилия Комельского с именем Геннадий. Вместе они ушли в костромские леса. Здесь, на берегу Сурского озера, около 1529 г. возникает обитель Преображения Господня, прозванная впоследствии «Геннадьевым монастырем».

Став игуменом, преподобный Геннадий не ослаблял своих монашеских подвигов, вместе с братией выходил на монастырские работы: рубил лес, носил дрова, делал свечи, пек просфоры и хлеб. Любимым его занятием было писание икон, которыми он украшал свою обитель. Постоянно носил на себе тяжелые вериги. За свою святую жизнь преподобный получил от Господа дар прозорливости и чудотворения. Например, однажды, приехав в Москву по монастырским делам, в доме боярина Романа Юрьевича Захарьина, он предрек его дочери Анастасии быть царицей. И, действительно, вскоре царь Иоанн Грозный выбрал ее себе в супруги.

Житие преподобного Геннадия написано его учеником, игуменом Алексием, около 1584/87 гг. В нем помещено завещание, продиктованное самим преподобным, в котором он заповедовал соблюдать общежительный устав, постоянно трудиться, иметь мир со всеми, хранить собранные в монастыре книги и ум свой прилагать к их пониманию: «Стремитесь к свету, а тьму оставляйте». Преставился преподобный Геннадий 23 января 1565 г., а в августе 1646 г. состоялось его церковное прославление.

Читая житие преподобного Геннадия, обратим особое внимание на то, что с юности он полюбил паломничества по святым местам.

Путешествия по местам, ознаменованным священными событиями и хранящими нетленные святыни, — одно из весьма отрадных проявлений христианского Богопочтения. Ежегодно многочисленные паломники стремятся в Иерусалим, чтобы помолиться при гробе Господнем, на месте погребения Богоматери, побывать в Вифлееме, на Иордане и в других святых местах. Кто-то стремится на Афон, где доныне крепко стоит православное подвижничество в духе и силе древних времен христиан.

В пределах же нашего Отечества православные христиане находят множество святых мест, таких как Троице-Сергиева Лавра, Серафимо-Дивеевский монастырь, Оптина пустынь, Верхуторье и другие, где почивают мощи святых угодников, хранятся чудотворные иконы. Движимые любовью ко Господу и верой в небесное предстательство угодников Божиих, православные богомольцы проезжают многокилометровые расстояния, чтобы в этих местах воздать долг хвалы и благодарения Богу за оказанные милости и попросить у святых Божиих покровительства и защиты.

Сколько отрады, успокоения и великой пользы душевной может приобрести христианин при благоговейном посещении святых мест! Душа его оживляется, ободряется и укрепляется в вере и уповании вечного спасения при созерцании древних христианских памятников, хранящих в себе живую летопись любви Божией к роду христианскому и подвигов благочестия святых подвижников. Перед их лицом в душе невольно пробуждается особенное чувство умиления и молитва бывает пламеннее и сердечнее.

Покидая свой дом, где человека всегда ждут житейские попечения и скорби, паломник, пусть ненадолго, но разрывает связь с суетным миром и, таким образом, получает возможность сосредоточиться в себе, обдумать свое нравственное положение, исправиться и утвердиться на пути благочестивой жизни. Путешествие по святым местам нередко служит самым действенным средством для освобождения от душевной скорби, уныния, нечистых помыслов. Поэтому паломнические поездки с древних времен крепко держались в обычае христианском.

Конечно, как во всяком добром и полезном деле могут быть злоупотребления, также нередко бывает это и с богомольными путешествиями. Так случается, когда их предпринимают легкомысленно, из праздного любопытства, не думая при этом о том, чтобы получить душевную пользу. Тогда это, действительно, будет только одна потеря времени, так называемое «праздношатательство». Предпринимать путешествия по святым местам всегда нужно с сознанием их благопотребности, с благоговейной верой и твердым намерением обогатиться при этом сокровищами духовной мудрости и опытом благочестия.

К размышлению о том, каким должно быть истинное паломничество, приводит нас пример преподобного Илариона Великого. Из его жития мы узнаем, что почти всю свою жизнь он провел в уединении и, однажды, будучи уже 63-летним старцем, в сопровождении сорока иноков своей обители, отправился в дальнее путешествие по египетским пустыням, посещая многих святых мужей. Это путешествие он предпринял по воле Божией и с целью обогащения опытом христианского подвижничества. Главным пунктом паломничества преподобного было место подвижничества преподобного Антония Великого, которого он достиг с неимоверным трудом. Здесь, сопровождаемый двумя учениками преподобного Антония, старец долго молился на его гробе и обозревал все места, хранившие память о великом подвижнике. Отдохнув от трудного путешествия, преподобный Иларион отпустил иноков обратно в Палестину, а сам продолжил свое паломничество по разным святым местам, и в этом путешествии и скончался. Для братии же было весьма поучительно это многотрудное, но и многоплодное странствование их великого учителя. Они поняли, что не для праздного времяпрепровождения, а для усовершенствования себя должно предпринимать такие путешествия.

Пусть послужит этот пример вразумлением нынешним охотникам до разных путешествий, чтобы предпринимали они их для пользы души, а не для праздного любопытства. Не будут напрасно потеряны ни время, ни деньги, если паломничество будет для человека школой мудрости и благочестия.

http://orthodox.etel.ru/2003/04/k_gennady.shtml


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru