Трибуна | Александр Сидоров | 05.02.2007 |
Сейчас на Украине существует несколько православных церквей, возникших вскоре после обретения страной независимости: Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ), УПЦ КП и каноническая Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП). В начале 90-х годов свою «религиозную» деятельность Киевский Патриархат начал с разбоев, погромов и захватов православных храмов, епархиальных управлений, монастырей — прежде всего в Ровенской и Волынской областях. В результате в 1992 году Харьковский Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви за церковные преступления сместил с должности Предстоятеля УПЦ митрополита Филарета (Денисенко) и запретил ему священнослужение. Сейчас он является чуть ли не единственным в мире человеком, отлученным от церкви и в то же время носящим патриарший куколь, возглавляя УПЦ КП.
В Киево-Печерской лавре, жемчужине русского православия, основанной в 1051 году, в пещерах которой покоятся нетленные мощи святых старцев, таких, как Нестор Летописец и Илья Муромец, можно увидеть перечень еретических религиозных течений. В него входят и Киевский Патриархат, и Украинская Автокефальная Церковь. А это означает следующее: церкви, отошедшие от канонов православия, лишены Божьего благословения, которое передается священникам через законное рукоположение, не прерываясь со времен Христа и апостолов.
О невозможности объединения существующих на Украине церквей не раз говорилось представителями УПЦ МП. В частности, в ноябре прошлого года Священный синод Украинской Православной Церкви принял обращение к президенту Украины, спикеру Верховной Рады, народным депутатам, премьер-министру и всем гражданам Украины. В нем говорится, что «Президент, называющий себя православным, на деле не только не понимает природы Церкви Христовой, но и потворствует ее расколу». Тем не менее УПЦ МП с целью преодоления церковного раскола может пойти на диалог с УПЦ КП и УАПЦ на условиях прекращения насилия со стороны сторонников Киевского Патриархата в отношении Украинской Православной Церкви, возвращения ей захваченных силой соборов, храмов, епархиальных центров и учебных заведений.
Сам Патриарх УПЦ КП Филарет считает, что главным условием объединения православной церкви на Украине является отделение УПЦ МП от Русской Православной Церкви. По его мнению, Московский Патриархат является инструментом российского влияния на украинское общество и политику, а противниками создания единой поместной церкви прежде всего выступают сторонники интеграции Украины с Россией.
Не случайно митрополит Одесский и Измаильский Агафангел сказал на VIII Всемирном Русском Народном Соборе, что «УПЦ является серьезной силой, связывающей Украину с Россией и препятствующей превращению Украины в антироссийское государство». А херсонское духовенство во главе с владыкой Ионафаном в своем обращении к Виктору Ющенко предупредило президента, что «в случае давления на нашу совесть государственной власти с целью создания некой новой безблагодатной самочинной структуры — „единой национальной поместной православной церкви“ — мы будем вынуждены ради спасения своей души просить Его Святейшество Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго принять нас под свою юрисдикцию».
Накануне Крещения на Софиевской площади Киева состоялся крестный ход православных верующих, посвященный 353-й годовщине присяги киевлян решениям Переяславской Рады. Его участники призвали к единству с Русской Православной Церковью, а заодно передали письма чиновникам Верховной Рады, правительства, секретариата президента и МИД Украины. В них говорится о недопустимости политики интеграции страны в НАТО и Евросоюз, которая расценивается как предательство и измена цивилизационной сущности народа Украины. В качестве единственной альтернативы этому курсу предлагается укреплять взаимовыгодное сотрудничество Украины, России и Белоруссии в духовной, а также в торгово-экономической, политической и оборонной сферах.