Русская линия
Литературная газета Владимир Крупин05.02.2007 

Русские Златоусты

Светильник не скроешь — эта евангельская истина невольно вспоминается при мысли о судьбе недавно почившего схиархимандрита Иоанна (Маслова). Совсем молодой по возрасту, отец Иоанн был одним из старцев Глинской пустыни. Когда при хрущёвских гонениях на Церковь пустынь закрыли, отец Иоанн преподавал литургику и пастырское богословие в московских духовных школах. Окончил земной путь в Сергиевом Посаде, и только после кончины стало известно, что он был схимником. Он был великим молитвенником, опытным путём прошёл путь духовного постижения Божественных истин.

Одна из его духовных дочерей принесла в дар журналу «Москва» прекрасно изданную Московским патриархатом книгу отца Иоанна «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». Но прекрасно издана — это одно, а каково содержание? На титуле значилось, что это магистерская диссертация. Что и говорить: слово «диссертация», да еще и «магистерская», повергало в уныние. Уж настолько мы приучены к тому, что если что-то научное, особенно в гуманитарных науках, то обязательно скучно. Тем более не могла не возникнуть известная фраза: «Не хочу о Чехове, дайте Чехова!» Ведь сейчас творения святителя Тихона переизданы и стали доступными для широкой читательской аудитории.

Но стоило раскрыть тяжелые створки книги отца Иоанна, как все возражения улетучились и наступило благостное соединение с двумя могучими душами русских подвижников — святителя Тихона и отца Иоанна. Такое ощущение, что именно такого исследователя ждало наследие задонского святителя.

Перед нами не научный труд — перед нами учебник жизни, духовного роста и прозрения, написанный двумя выдающимися русскими умами. Путь святителя Тихона описан так увлекательно, будто видишь его детство и отрочество, присутствуешь при его пастырских беседах. Вот он оставляет архиерейскую кафедру и добивается перевода в монастырь. А там выдерживает несправедливые притеснения и всё-таки не уходит. Он сам рубил дрова, топил печь, косил траву, копал грядки, и дела эти были радостны ему. «Кто в праздности живёт, тот непрестанно грешит», — повторял святитель. Вспомним и самого отца Иоанна, великого труженика.

Но возьмём для себя сегодня раздел о страстях человеческих.

Цитата из труда отца Иоанна: «Человек, попавший под влияние какой-либо страсти, становится неспособным владеть самим собой: она парализует все силы его души. Грешник подвергается духовному ослеплению и доходит до того, что уже не замечает в себе этого опасного состояния, почему и не заботится, чтобы избавиться от него».

Заслуга отца Иоанна в том, что он привёл в систему высказывания святителя, разбросанные по разным источникам, записанные и переданные различными людьми. Более того, он осовременил труды святителя Тихона. Это тот пример и образец умного и мудрого пересказа ценных мыслей, когда полностью сохранён смысл высказывания и он сделан более доступным для понимания современников.

Грех гордости «сделался всеобщим и глубоко вкоренился в природу человека… Опасность этого греха заключается ещё и в том, что он скорее других грехов удаляет человека от Бога… самообоготворение в человеке сочетается с полным непослушанием и противлением Творцу…». Как бороться с грехом гордыни? Человеку, пленённому гордостью, следует искать избавления от этого только в познании самого себя и в христианском смирении.

Грехом зависти «смерть вниде в мир». Отец Иоанн пишет: «Приводя слова блаженного Августина: «Зависть есть дщерь гордыни; умертви матерь, и дщерь её погибнет», Святитель говорит, что человек, подверженный зависти, в то же время бывает одержим и гордостью, потому что таковой не может терпеть, дабы кто был равен ему по достоинству…

Любовь, которая, по словам апостола Павла, «не завидует», способна искоренить зависть. В ком есть любовь к Богу и людям, «в том никогда не сможет найти для себя прибежища зависть».

Исследуя тяжкий грех сребролюбия, все святые отцы Церкви повторяют вслед за Иоанном Златоустом: «Сребролюбие все беды в свете производит». Если страсть сребролюбия не пресечь, «она опустошит и уничтожит в душе все добрые и богоугодные начинания, а водворит в ней всё извращённое и мерзкое». Отрезвляющим средством против пагубного сребролюбия может служить память о том, что никто не может взять с собой что-нибудь в вечность: «гроб нищего так же мал, как и богатого».

Всё исследовано святителем Тихоном и всё в данной книге изложено отцом Иоанном ясным, простым языком, безо всякого нажима, без тенденций, с той степенью правоты, когда она бесспорна и спасение единственно только в истинах, выстраданных самой жизнью, прожитой по Божиим заповедям.

Перед нами книга из семейства настольных. Она являет собой душевное единение пастырей прошедшего времени и нашего, отличается ясностью. Кроме исследования трудов и дней святителя Тихона включает и статьи отца Иоанна (Маслова), служащие образцом соединения научного анализа, практической необходимости данной книги для повседневной жизни и занимательности чтения.

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg032007/Polosy/124.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru